В ответ на новость о том, что суд в Беларуси приговорил правозащитников Марфу Рабкову, Андрея Чепюка и восьмерых их сообвиняемых к длительным срокам тюремного заключения, Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии, заявила:
«Суровые приговоры, вынесенные правозащитнице Марфе Рабковой и её сообвиняемым, столь же позорны, как и аресты и бесчисленные сообщения о пытках и других видах жестокого обращения с протестующими, предшествовавшие сегодняшнему приговору. Этот судебный процесс, на котором были выдвинуты обвинения в фиктивных «массовых беспорядках», был не чем иным, как издевательством над правосудием, ещё одним свидетельством масштабного подавления белорусского гражданского общества».
Этот судебный процесс, на котором были выдвинуты обвинения в фиктивных «массовых беспорядках», был не чем иным, как издевательством над правосудием
Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии
«Массовых беспорядков в Беларуси не было. Ни Марфе Рабковой, ни Андрею Чепюку, ни другим обвиняемым по этому делу вообще не должны были предъявляться обвинения. Белорусские власти должны скорейшим образом прекратить кампанию репрессий против активистов гражданского общества. Все те, кто уже был брошен за решётку просто за мирное осуществление своих прав человека, также должны быть немедленно и безоговорочно освобождены», — добавила она.
Шестого сентября Минский городской суд приговорил Марфу Рабкову, координатора волонтёров запрещённой в Беларуси Правозащитного центра «Весна», к 15 годам лишения свободы, а волонтёра «Весны» в Минске Андрея Чепюка — к шести годам лишения свободы.
Рабкова и Чепюк были произвольно задержаны 17 сентября и 2 октября 2020 года соответственно за документирование нарушений прав человека, имевших место после спорных президентских выборов в августе 2020 года. После голосования тысячи преимущественно мирных демонстрантов вышли на улицы, но власти назвали демонстрации «массовыми беспорядками» в попытке подавить все формы инакомыслия.
Марфа Рабкова была признана виновной, в том числе, в «организации массовых беспорядков», «разжигании социальной вражды» и «участии в преступной организации». Андрея Чепюка признали виновным в «участии в массовых беспорядках» и «участии в преступной организации».
Их сообвиняемые Акихиро Гаевский-Ханада, Александр Францкевич, Алексей Головко, Александр Козлянко, Павел Шпетный, Никита Дранец, Андрей Марач и Даниил Чуль получили от пяти до 17 лет лишения свободы.