- Участниц протестов арестовывают, подвергают насильственным исчезновениям и пыткам
- Женщин и девочек в массовом порядке задерживают и помещают под стражу за «моральное разложение»
- Стремительный рост случаев детских, ранних и принудительных браков
Наступление «Талибана» на права женщин и девочек в Афганистане ломает их жизни. Об этом заявила Amnesty International в опубликованном сегодня докладе.
С тех пор, как в августе 2021 года талибы взяли под контроль страну, они нарушают права женщин и девочек на образование, труд и свободу передвижения, уничтожают систему защиты и поддержки спасающихся от домашнего насилия, помещают под стражу женщин и девочек за незначительные нарушения введённых ими дискриминирующих правил, а также способствуют стремительному росту случаев детских, ранних и принудительных браков в Афганистане.
В докладе под названием «Смерть в замедленном действии: женщины и девочки под властью “Талибана”» рассказывается о том, что участницы мирных протестов против этих репрессивных мер подвергались угрозам, арестам, задержаниям, пыткам и насильственным исчезновениям.
«Прошло меньше года после того, как талибы взяли власть в Афганистане, и их репрессивная политика лишает миллионы женщин и девочек права на безопасную, свободную и полноценную жизнь», — сказала Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International.
Прошло меньше года после того, как талибы взяли власть в Афганистане, и их репрессивная политика лишает миллионы женщин и девочек права на безопасную, свободную и полноценную жизнь
Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International
«В совокупности эти политические меры формируют репрессивную систему, дискриминирующую женщин и девочек практически в каждом аспекте жизни. Любой момент повседневной жизни — ходить ли им в школу, работать ли, выходить ли из дома и если да, то как — контролируется и жёстко ограничивается, — отметила Аньес Калламар. — И эти удушающие меры в отношении афганских женщин день ото дня ужесточаются. Международное сообщество должно немедленно потребовать от “Талибана” соблюдения и защиты прав женщин и девочек».
Amnesty International призывает «Талибан» значительно изменить политику и принять меры, нацеленные на соблюдение прав женщин и девочек. Правительства и международные организации, в том числе все государства-члены ООН и Совета Безопасности ООН, должны в неотложном порядке выработать и осуществить эффективный и координированный стратегический план по оказанию давления на «Талибан», чтобы добиться этих изменений.
Исследователи Amnesty International посетили Афганистан в марте 2022 года. С сентября 2021 по июнь 2022 года организация проводила всестороннее расследование, которое включало интервью с 90 афганскими женщинами и 11 девочками в возрасте от 14 до 74 лет, проживающими в 20 из 34 провинций Афганистана.
Задержания и пытки участников мирных протестов
С тех пор, как в августе 2021 года талибы взяли под контроль Афганистан, они фактически находятся у власти в стране. Несмотря на первоначальные публичные обещания соблюдать права женщин и девочек, «Талибан» проводит политику систематической дискриминации, нарушающей их права.
Женщины и девочки в различных районах Афганистана ответили на эти репрессивные меры волной протестов. «Талибан» отреагировал целенаправленными преследованиями и злоупотреблениями, произвольными заключениями под стражу и задержаниями, насильственными исчезновениями, физическими и психологическими пытками в отношении участниц протестов.
Amnesty International беседовала с одной из участниц протеста, которую в 2022 году задержали и на несколько дней поместили под стражу. Вот что она рассказала Amnesty International об обращении с ней во время пребывания под стражей: «[Охранники-талибы] постоянно заходили ко мне и показывали фотографии родных. Они всё время повторяли: “Мы можем их убить, всех убить, и ты ничего не сделаешь… Не плачь и не устраивай сцен. Раз уж протестовала, надо было на это рассчитывать”».
[Охранники-талибы] постоянно заходили ко мне и показывали фотографии родных. Они всё время повторяли: “Мы можем их убить, всех убить, и ты ничего не сделаешь… Не плачь и не устраивай сцен. Раз уж протестовала, надо было на это рассчитывать”.
интервьюируемая из Афганистана
Она также рассказала, как её жестоко избили: «Они заперли дверь. Стали на меня орать… [Один талиб] сказал: “Ты мерзавка… Америка нам денег не даёт из-за таких стерв, как ты”. Потом он ударил меня ногой. Ударил так сильно, что у меня травмирована спина, ещё он ударил меня в подбородок… У меня до сих пор боль во рту. Болит, когда я говорю».
Две женщины сообщили, что после того, как фотографии травм одной из участниц протестов разместили с соцсетях, талибы придумали способ помешать демонстрантам публиковать фото своих травм.
Одна из женщин рассказала Amnesty International: «Нас били в грудь и в промежность. Они делали так, чтобы мы не могли показать всем последствия побоев. Солдат, который шёл со мной рядом, ударил меня в грудь и сказал: “Я могу тебя убить прямо сейчас, и никто ничего не скажет”. Так было каждый раз, когда мы выходили на улицу: нас оскорбляли — физически, словесно и эмоционально».
Задержанных демонстрантов не обеспечивали достаточным питанием, водой, вентиляцией, предметами гигиены и медицинской помощью. В качестве условия освобождения женщин заставляли давать расписку в том, что ни они, ни члены их семей больше не будут участвовать в протестах либо публично рассказывать о том, что с ними происходило во время пребывания под стражей.
В качестве условия освобождения женщин заставляли давать расписку в том, что ни они, ни члены их семей больше не будут участвовать в протестах либо публично рассказывать о том, что с ними происходило во время пребывания под стражей
Произвольные задержания и заключение под стражу, в том числе за «моральное разложение»
По словам четверых информаторов из мест содержания под стражей под управлением талибов, последние всё чаще задерживали и помещали под стражу женщин и девочек за незначительные нарушения дискриминационной политики, например, за появление в общественных местах без махрама (мужчины-покровителя) либо с мужчиной, который не является махрамом. Арестованным в этой связи как правило предъявляют обвинение в таком неоднозначном «преступлении», как «моральное разложение».
Сотрудник тюрьмы пояснил: «Иногда они приводят мальчиков и девочек из кофейни… Или если увидят женщину без махрама, её могут арестовать… Раньше таких в тюрьме не было… И каждый месяц их всё больше».
Студентка университета, которую задержали в 2022 году, сообщила Amnesty International, что она повергалась угрозам и побоям после ареста по обвинениям в нарушении ограничений, связанных с махрамом.
Она сказала, что талибы «начали применять электрошок… по плечу, лицу, шее, везде, где могли… Они называли меня проституткой и стервой… Один с оружием в руках сказал: “Я тебя убью, и никто твой труп не найдёт”».
Информаторы сообщили, что женщины, пережившие гендерное насилие, ранее жившие в специальных приютах или пытавшиеся спастись от злоупотреблений после захвата власти «Талибаном», теперь попадают места содержания под стражей. Один из сотрудников такого учреждения сообщил: «Некоторые попали сюда, обратившись к талибам с вопросом, где у них приют. Но у талибов таких мест нет, и они оказываются в тюрьме».
Этих женщин и девочек помещают в одиночные камеры, избивают и подвергают иным видам пыток, а также содержат в бесчеловечных условиях, в том числе в переполненных камерах без достаточной пищи, воды и отопления в зимнее время.
Детские, ранние и принудительные браки
По данным исследований Amnesty International, которые подтверждаются национальными и международными организациями, работающими в Афганистане, а также местными активистами и другими специалистами, при «Талибане» случаи детских, ранних и принудительных браков резко участились. Помимо прочего, рост этих случаев в основном вызван экономическим и гуманитарным кризисом, отсутствием образовательных и профессиональных перспектив для женщин и девочек, принуждением женщин и девочек собственными семьями к вступлению в брак с талибами, а также принуждение женщин и девочек талибами к браку с ними.
При «Талибане» случаи детских, ранних и принудительных браков резко участились
Как пояснила Стефани Синклэр, директор организации Too Young to Wed («Слишком молоды для брака»), которая занимается проблемами детских, ранних и принудительных браков, «в Афганистане сложилась идеальная ситуация для детских браков». «У власти находится патриархальное правительство, идёт война, в стране нищета, засуха, а девочки не ходят в школу — при совокупности всех этих факторов неудивительно, что число детских браков зашкаливает», — добавила она.
Хоршид*, 35-летняя жительница одной из центральных провинций Афганистана, рассказала Amnesty International, что в сентябре 2021 года экономический кризис вынудил её выдать 13-летнюю дочь замуж на 30-летнего соседа в обмен на «выкуп за невесту» в размере 60 000 афгани (около $670). Она сказала, что после замужества дочери ей стало легче и добавила: «Теперь она больше не будет голодать».
Хоршид также сообщила о том, что думает выдать замуж и свою 10-летнюю дочь, но пока не хочет, поскольку надеется, что девочка в будущем будет обеспечивать семью. Она пояснила: «Мне хотелось, чтобы она больше училась. Она сможет читать и писать, и говорить по-английски, и зарабатывать… Я надеюсь, что эта дочка чего-то добьётся и будет поддерживать семью. Конечно же, если школу не откроют, мне придётся отдать её замуж».
Малодоступное образование
«Талибан» продолжает пресекать доступ к образованию подавляющему большинству учениц средней школы. Их возвращение в школу было назначено на 23 марта 2022 года, однако долго оно не продлилось. В тот же день талибы отправили девочек домой, сославшись на «технические трудности», связанные с их формой. Четыре месяца спустя «Талибан» продолжает отказывать девочкам в образовании.
Фатима*, 25-летняя учительница из провинции Нангархар, сообщила Amnesty International: «Этим девочкам просто хотелось иметь будущее, а теперь у них впереди никакого будущего нет».
В университетах преследования талибов в отношении студенток, а также ограничения их поведения, одежды и возможностей создаёт небезопасную обстановку, в которой студентки систематически оказываются в неблагоприятных для них условиях. Многие студентки теперь перестали посещать занятия либо решили вообще не поступать в университет.
Бришна*, 21-летняя студентка Кабульского университета, рассказала Amnesty International: «Охранники возле университета кричат на нас и говорят: “Приведи в порядок свою одежду и платок… Почему у тебя ноги видны?” Руководитель нашего отделения пришёл на занятие и сказал: “Будьте осторожней. Мы можем вас защитить, только когда вы находитесь в здании факультета… Если талибы попытаются вам навредить или запугать вас, мы не сможем им помешать”».
Ответственность международного сообщества
Amnesty International призывает международное сообщество не оставлять действия «Талибана» без последствий, например, введя целевые санкции и запрет на поездки посредством резолюции Совета Безопасности ООН, либо применив иные формы давления, позволяющие привлечь «Талибан» к ответственности за обращение с женщинами и девочками без ущерба афганскому народу.
«Талибы умышленно лишают миллионы женщин и девочек прав и подвергают их систематической дискриминации, — заявила Аньес Калламар. — Если международное сообщество ничего не предпримет, оно тем самым бросит на произвол судьбы женщин и девочек Афганистана и подорвёт права человека в других странах».