Закрытые гуманитарного коридора в Сирии обернётся катастрофой для миллионов. Amnesty International рассказывает, как обстоят дела в лагерях беженцев на севере страны

Совет Безопасности ООН должен продлить срок действия трансграничного соглашения, которое позволяет ООН доставлять гуманитарную помощь как минимум 4 миллионам жителей и внутренне перемещённым лицам на северо-западе Сирии, чей срок действия заканчивается 10 июля, заявила сегодня Amnesty International.

В новом докладе Amnesty International «Невыносимые условия для жизни: ненадлежащий доступ к экономическим и социальным правам в лагерях для перемещённых лиц на северо-западе Сирии» подробно рассказывается о том, как из-за того, что сирийское правительство отказывает перемещённым лицам в доступе к экономическим и социальных правам или всячески препятствует им в этом, временно перемещённые лица (ВПЛ), живущие в ужасных условиях в лагерях, находятся в крайне уязвимом положении, а их выживание полностью зависит от международной гуманитарной помощи.

Сейчас в лагерях на северо-западе Сирии живёт около 1,7 миллиона человек, 58% из них дети, и никаких надежд, что эта ситуация в будущем измениться, у них нет

Сейчас в лагерях на северо-западе Сирии живёт около 1,7 миллиона человек, 58% из них дети, и никаких надежд, что эта ситуация в будущем измениться, у них нет. Подавляющее большинство этих людей годами живут в палатках, практически без доступа к воде и канализации, что повышает риск заболеваний, передающихся через воду. Женщины, мужчины и дети живут в крайней нужде, а их выживание полностью зависит от гуманитарных организаций.

«Многие из перемещенных женщин, мужчин и детей более шести лет живут на северо-западе Сирии в полной нищете. У них почти нет шансов вернуться домой из-за нарушений, которые продолжают совершать сирийские власти в местах их постоянного проживания, но оставаться в лагерях – это значит продолжать жить в невыносимо тяжелых условиях, подвергаясь риску заболеваний и гендерного насилия», – заявила Диана Семаан, и.о. заместителя директора Amnesty International на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

«После потери контроля над северо-западной частью страны сирийское правительство отключило там электричество и водоснабжение, мешает доставке гуманитарной помощи, совершает нападения на лагеря, медицинские учреждения и школы, переложив ответственность за предоставление базовых услуг населению на гуманитарные организации. Чтобы оказывать адекватную гуманитарную помощь людям на северо-западе Сирии есть лишь одно эффективное решение – возобновление работы действующего трансграничного соглашения. Необходимо, чтобы Совет Безопасности ООН продлил работу этого соглашения до того, как 10 июля истечет срок его действия», — добавила она.

Чтобы оказывать адекватную гуманитарную помощь людям на северо-западе Сирии есть лишь одно эффективное решение – возобновление работы действующего трансграничного соглашения

Диана Семаан, и.о. заместителя директора Amnesty International на Ближнем Востоке и в Северной Африке

При подготовке доклада Amnesty International проводила исследования с февраля по май 2022 года в основном в провинции Идлиб. В этом докладе рассказывается о том, как люди, живущие в лагерях, нет имеют возможности реализовать свои права на надлежащее жилье, чистую воду, санитарные условия и здоровье. Организация опросила в общей сложности 45 человек, в том числе гуманитарных и медицинских работников, а также перемещенных женщин и мужчин из этого района.

Согласно Руководящим принципам ООН по вопросу о перемещении лиц внутри страны, ВПЛ имеют те же права, что и любой другой человек, проживающий в этой стране, включая право на надлежащий уровень жизни. Эти права должны включать, как минимум, доступ к «необходимым продуктам питания и питьевой воде, базовому убежищу и жилью, необходимой одежде, а также к основным медицинским и санитарным услугам».

Ненадлежащее жилье, нехватка воды

Более половины внутренне перемещенного населения на северо-западе Сирии проживает в 1414 лагерях, как правило, в однокомнатных палатках, у которых нет прочных дверей или замков и которые не обеспечивают защиты от сильного холода или жары, обычных в данном регионе, что является нарушением их права на нормальное жилье в соответствии с международным правом. ВПЛ получают воду в основном из общих цистерн, но почти в два раз меньше, чем им необходимо. Лишь 40% ВПЛ имеют доступ к функционирующим туалетам.

Более половины внутренне перемещенного населения на северо-западе Сирии проживает в 1414 лагерях, как правило, в однокомнатных палатках

Женщина, живущая последние три года вместе со своим мужем и пятью детьми в лагере, рассказала: «Я живу в однокомнатной палатке. Я устроила себе там небольшое пространство для готовки, а остальную часть комнаты, которую мы используем днем и ночью, застелила тонкими матрасами, так как это единственное помещение, которое у нас есть. Я все делаю в этой комнате: сплю, готовлю, стираю одежду, принимаю ванну, все. Двери нет. У нас есть полог, который мы сворачиваем и разворачиваем, чтобы войти или выйти из палатки. Войти может любой. Можно ли жить в палатке и чувствовать себя в безопасности? Нет, это невозможно».

Люди, живущие в лагерях, рассказали Amnesty International, что каждую зиму им крайне трудно согреться, сохранить палатки и вещи сухими, а также заниматься своими повседневными делами, в том числе ходить за водой и в туалет, поскольку им мешают проливные дожди, наводнения и грязь на дорогах. Кроме того, чтобы согреться зимой, им приходится жечь пластик, дерево или вообще любой горючий материал внутри палаток, из-за этого в 2022 году уже было как минимум 68 пожаров.

Медицинские работники, у которых Amnesty International брала интервью, сообщили, что палатки в лагерях представляют риск для здоровья, так как способствуют передаче инфекционных заболеваний. Они добавили, что низкое качество воды и плохая очистка сточных вод привели к распространению заболеваний, передающихся через воду.

Гендерно-мотивированное насилие

Сотрудники гуманитарных организаций сообщили Amnesty International, что перенаселенность, отсутствие личного пространства, отсутствие ограждений вокруг лагерей, невозможность запереть палатки, а также из-за отстранения женщин и девочек от участия в процессе принятия решений являются причинами того, что женщины и девочки подвергаются различным видам гендерно-мотивированного насилия, в том числе насилия со стороны членов семей, администрации и других обитателей лагеря, незнакомых людей и сотрудников гуманитарных организаций.

Женщины и девочки подвергаются различным видам гендерно-мотивированного насилия, в том числе насилия со стороны членов семей, администрации и других обитателей лагеря, незнакомых людей и сотрудников гуманитарных организаций

Сотрудник одной из гуманитарной организации рассказал: «На северо-западе Сирии, особенно в лагерях, существуют все виды гендерного насилия, о которых вы знаете или можете себе представить. Это – словесные домогательства со стороны родственников мужчин, физическое насилие со стороны родственников мужчин, изнасилования и сексуальная эксплуатация».

Тип и расположение общих туалетов и душевых, установленных в подавляющем большинстве лагерей без каких-либо консультаций с женщинами, способствуют риску гендерного насилия. Эта проблема усугубляется плохим освещением, незапирающимися дверями, а также тем, что туалеты общие для мужчин и женщин и стоят в отдаленных местах.

Гуманитарный работник рассказал: «женщины ходят в общественные туалеты группами или в сопровождении родственников. Ночью они боятся ходить по одиночке, поэтому если их никто не сопровождает, то они либо пользуются самодельным туалетом, либо терпят до утра».

Сокращение гуманитарной помощи, отсутствие медицинского обслуживания

С начала вооруженного конфликта сирийское правительство постоянно наносит удары по системе здравоохранения на северо-западе Сирии и препятствует доставке медицинской помощи, что сказывается на осуществлении права на здоровье миллионов людей.

Необходимость поиска долгосрочных решений

За последний год из-за сокращения международной помощи серьёзно ухудшились условия жизни жителей северо-запада Сирии и ВПЛ – не хватает персонала, медикаментов, оборудования, сократились операционные возможности, и всё это вынуждает медицинские учреждения сокращать или прекращать свою деятельность и предоставление жизненно важных услуг.

За последние несколько лет из-за недостаточного финансирования доноры и гуманитарные организации все чаще не могли обеспечить людям, живущим в лагерях, адекватный доступ к жизненно важным видам услуг. По мере того, как кризис затягивался, их деятельность всё чаще была направлена в первую очередь на срочно необходимую помощь, а не на поиск устойчивых и долгосрочных решений.

За последние несколько лет из-за недостаточного финансирования доноры и гуманитарные организации все чаще не могли обеспечить людям, живущим в лагерях, адекватный доступ к жизненно важным видам услуг

Сотрудник гуманитарной организации рассказал: «проблема в том, что мы никогда не пытаемся в лагерях устранить основные причины проблем со здоровьем, безопасностью и т.п. Например, мы хорошо знаем, что вызывает лейшманиоз (болезнь, передающаяся через воду). Мы каждый год выделяем средства на лекарства от этого заболевания, вместо того чтобы работать над подключением лагерей к источникам воды, прекратить подвоз воды и построить канализационную систему. Старый подход к реагированию на чрезвычайные ситуации уже не работает. Нам нужно сочетать его с другими подходами, которые обеспечат долгосрочные решения».