Правительство Николаса Мадуро в Венесуэле ведёт целенаправленную кампанию репрессий в отношении своих противников, достигающую уровня преступления против человечности. Доклад Amnesty International

Правительство Венесуэлы под руководством Николаса Мадуро ведёт целенаправленную политику политических репрессий в отношении своих противников посредством координации нападений, политически мотивированных произвольных арестов и кампаний очернения в проправительственных СМИ, приходит к выводу Amnesty International в новом исследовании, осуществлённым совместно с правозащитными организациями Foro Penal («Уголовный суд») и Centro para los Defensores y la Justicia (CDJ, «Центр адвокатов и правосудия»).

«Мир уже много лет знает о политике репрессий, которую проводит правительство Николаса Мадуро. Наше исследование показывает случаи чрезвычайно высокой корреляции между общественными кампаниями по очернению политических оппонентов властей и правозащитников и произвольными арестами по политическим мотивам. Эта корреляция является новым доказательством того, что политика репрессий несёт систематический характер, что подпадает под категорию «преследование», рассматривающуюся международной системой правосудия как преступление против человечности», — сказала Эрика Гевара-Росас, директор Amnesty International по Америке.

Политика репрессий несёт систематический характер, что подпадает под категорию «преследование», рассматривающуюся международной системой правосудия как преступление против человечности

Эрика Гевара-Росас, директор Amnesty International по Америке

Исследование «Умышленные репрессии: корреляция между стигматизацией и произвольными задержаниями в Венесуэле» проводилось более года в сотрудничестве с Foro Penal и CDJ, двумя правозащитными организациями, базирующимися в Каракасе. К совокупности данных о политических репрессиях, собранных обеими организациями в период с января 2019 года по июнь 2021 года, применялись различные статистические модели, включая корреляцию Пирсона и другие описательные аналитические методы, такие как эволюционный анализ и процентное частотное распределение. Статистические модели были верифицированы в процессе экспертной оценки.

Марианна Ромеро, генеральный директор CDJ, заявила, что исследователям удалось «задокументировать, как кампании по стигматизации стали основой политики репрессий и уголовного преследования в Венесуэле».

«На самых высоких уровнях государства была разработана система дискредитации, обвинений, угроз и преследований тех, кто защищает, продвигает и требует соблюдения прав человека, посредством публичных заявлений официальных лиц, публикаций в средствах массовой информации, а также в социальных, личных и институциональных сетях. Это исследование ясно показывает, что система такой стигматизации служит выделению «внутренних врагов» и провоцирует акты насилия и преследования со стороны государства», — добавила она.

Исследование выявило взаимосвязь между политически мотивированными произвольными арестами, осуществляемыми сотрудниками госбезопасности, и стигматизацией политиков, правозащитников и активистов, проводимой различными СМИ. Этот анализ показал, что если в 2019 году общая корреляция между обеими переменными составляла 29%, то в 2020 году она увеличилась до 42%, а в первой половине 2021 года достигла 77%.

Исследование выявило взаимосвязь между политически мотивированными произвольными арестами, осуществляемыми сотрудниками госбезопасности, и стигматизацией политиков, правозащитников и активистов, проводимой различными СМИ

Корреляция между произвольными арестами и стигматизацией также различаются в зависимости от того, какие силы безопасности участвовали в арестах. В 2019 году самая большая корреляция (74%) наблюдается с арестами, проводимыми спецслужбами (Главное управление военной контрразведки (DGCIM) и Боливарианская национальная разведывательная служба (SEBIN). В 2020 году была зафиксирована корреляция в 92% между кампаниями очернения и арестами, произведёнными подразделениями Боливарианской национальной полиции (PNB), включая Силы специального назначения (FAES). А в 2021 году самая высокая корреляция в те же 92% была зафксирована между актами общественной стигматизацией и арестами и другими видами преследования, осуществлёнными FAES, муниципальной полицией и Корпусом научных, уголовных и уголовно-процессуальных расследований (CICPC).

Ещё одним важным открытием стала высокая корреляция (94%), наблюдавшаяся с января 2019 года по июнь 2021 года, между стигматизацией в пропагандистской телепрограмме Con El Mazo Dando («С молотком») и политически мотивированными произвольными арестами, осуществлёнными органами военной безопасности.

Качественный аспект исследования включает анализ явлений стигматизации, политически мотивированных произвольных арестов, характера и функционирования связанных с правительством СМИ, многие из которых получают государственное финансирование, а также социально-политического контекста в стране в течение периода, охватываемого исследованием. Практики и сам комплекс отношений внутри государственного пропагандистского и репрессивного аппарата были сопоставлены с международными стандартами в области прав человека и международным уголовным правом, что привело исследователей к выводу о том, что в стране совершается «преследование», отдельно выделяющееся преступление против человечности.

Согласно полученным результатам, нет никаких сомнений в том, что существует тесная связь между агентами венесуэльского государства, государственными и частными СМИ и нападениями на правозащитников, которые не должны оставаться безнаказанными

Гонсало Химиоб, директор Foro Penal

«Согласно полученным результатам, нет никаких сомнений в том, что существует тесная связь между агентами венесуэльского государства, государственными и частными СМИ и нападениями на правозащитников, которые не должны оставаться безнаказанными», — сказал Гонсало Химиоб, директор Foro Penal.

Участвующие организации призывают Канцелярию Прокурора Международного уголовного суда рассмотреть возможность включения в своё расследование преступлений против человечности в Венесуэле фактов, изложенных в этом исследовании, с целью определения ключевых действующих лиц, конкретных дел и возможных участников преступления против человечности — произвольного лишения свободы и преследования.