В тихом переулке в центре Москвы километрах в двух от Кремля в хмуром серо-розовом офисном здании находится редакция «Новой газеты». Газета занимает бесстрашную независимую позицию с момента своего создания в 1993 году, (фонды выделил из своей Нобелевской премии мира Михаил Горбачев), и остаётся в сегодняшней России одним из немногих свободных СМИ, число которых неуклонно сокращается. И внутри страны, и за рубежом на протяжении многих лет «Новая Газета» служит важным источником высококачественных журналистских расследований по вопросам, которые более всего волнуют российское общество. Но за этот статус заплачена высокая цена.
Четверо журналистов и авторов «Новой газеты», — в их число входили и правозащитники, — были убиты, один внезапно скончался при подозрительных обстоятельствах, ещё несколько стали жертвами нападений и угроз.
Несомненно, Анна Политковская — самая известная из погибших героев газеты. За годы, которые она посвятила расследованию событий в неспокойных республиках Северного Кавказа, Анна Политковская стала лауреатом многих премий. Как стойкий защитник прав человека она выступала против войны в Чечне и неустанно рассказывала правду о конфликте.
Её застрелили 7 октября 2006 года среди бела дня в подъезде дома в Москве, где она жила. По иронии судьбы на эту же дату выпадает день рождения одного из главных её оппонентов — действующего президента России Владимира Путина, чью роль в чеченском конфликте она резко критиковала в своих репортажах и книгах.
В июне 2014 года после многолетнего судебного разбирательства пять человек — двое сотрудников МВД и три члена чеченской семьи, имевшие отношение к организованной преступности, — были осуждены за её убийство. Однако заказчики преступления остаются на свободе, а следствие, проводимое с целью привлечения их к ответственности, застопорилось.
Amnesty International с самого начала поддерживала родственников Анны Политковской, редакцию газеты и всех тех людей, которые борются за полное восстановление справедливости в деле о её убийстве — как в глазах закона, так и перед лицом общественного мнения.
«Они думают, как убийцы»
В Елене Милашиной, такой открытой и доброжелательной, с располагающей к себе улыбкой, ничто не выдаёт тех опасностей, с которыми ей приходится регулярно сталкиваться по работе.
После убийства Анны Политковской она стала ведущим журналистом «Новой газеты» по расследованию событий в Чечне. Сейчас она возглавляет отдел спецрепортажей, в котором работают три корреспондента на Северном Кавказе. После убийства Анны в 2006 году и убийства правозащитницы и журналистки Натальи Эстемировой, произошедшем в 2009 году в столице Чечни Грозном, корреспонденты теперь живут и работают в Москве и выезжают в регион только для освещения основных событий, например,- важных судов.
Как и её предшественница, по роду деятельности Елена часто сталкивается с очень опасными людьми и оказывается в жутких ситуациях.
«Эти люди — убийцы, и они думают, как убийцы, — говорит она о некоторых из тех, о ком она обычно пишет и с кем делает интервью. — Для них убийство — простейший способ решить проблему. После нескольких убийств наших коллег мы поняли это, как никто другой».
Это не простая гипербола. Комната для совещаний в редакции газеты названа в честь Анны и других бывших сотрудников, убитых за свою работу. Их портреты вывешены на одной из стен.
И несмотря ни на что, «Новая газета» продолжает пристально следить за ситуацией в Чечне. Её корреспонденты постоянно рассказывают о повсеместных нарушениях прав человека, совершаемых чеченскими властями под руководством местного руководителя — Рамзана Кадырова.
«Наша позиция заключается в том, что мы открыты к разговору с кем угодно. У нас есть право задавать вопросы, и мы должны продолжать работу. Это наш долг в память об Анне, Наташе [Эстемировой] и это наша обязанность помогать чеченскому народу прийти в себя после двух войн, — продолжает Елена. — Они продолжают жить при тоталитарном режиме, но никто об этом не пишет. Освещение в СМИ — единственный способ переломить ситуацию».
Атака на независимые СМИ
Однако именно из-за боязни негативного освещения в СМИ российские власти наносят ответные удары. Хотя Елена заверила Amnesty International, что независимости «Новой газеты» ничто не угрожает, атаки на многие независимые СМИ в России за последние годы участились.
С декабря 2011 года принято множество ограничительных законов, направленных на уничтожение свободы выражения мнений в прессе и блогах. Перекрыт ряд независимых источников информации, причём некоторые окончательно. В итоге государственные СМИ (и особенно государственные центральные телеканалы) монополизировали вещание; уходят в прошлое прямые дебаты и иная точка зрения, процветает самоцензура.
В преддверии российского военного вторжения в Украину в марте 2014 года подавление прессы усилилось.
Несколько независимых информационных сайтов были заблокированы в соответствии с принятыми в феврале поправками к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — в лучших традициях советских «радиоглушилок».Сюда попали такие сайты, как Grani.ru, Kasparov.ru, EJ.ru, блог оппозиционера Алексея Навального на сайте радиостанции «Эхо Москвы» и на популярной блог-платформе Livejournal.com.
Примерно в то же время московский информационный сайт Lenta.ru лишился почти половины сотрудников вслед за увольнением своего главного редактора и заменой её прокремлёвским назначенцем.
Другое независимое СМИ, оппозиционный кабельный телеканал «Дождь», был удалён из пакетов операторов в регионах после того, как предложил обсудить решения, принятые советским командованием во время Второй мировой войны. Сейчас он вещает в интернете в меньшем объёме.
В сегодняшней России всё сложнее выступать с критикой в адрес властей и публиковать неудобную правду. А там, где не удаётся заставить прессу замолчать при помощи законов и других форм цензуры, в ход часто идёт физическое насилие.
Меньше месяца назад на юге России произошло нападение на журналистов «Би-Би-Си», освещавших последствия вооружённого конфликта на территории соседней Украины. Неизвестные злоумышленники избили репортёров и сломали камеру. А после того как сотрудники «Би-Би-Си» подали заявление об инциденте в полицию и вернулись к своей машине, они обнаружили, что с карт памяти, оставшихся в автомобиле, стёрты данные.
Также в прошлом месяце была госпитализирована шеф-продюсер телеканала «Дождь», на которую напали рядом с её домом в Москве.
После убийства Анны Политковской были убиты ещё несколько журналистов, затрагивавших острые темы. Расследование их убийств ничего не дало.
Отсутствие политической воли к восстановлению справедливости
Когда речь заходит о восстановлении справедливости в деле Анны Политковской, «Новая газета» находится в числе тех СМИ, которые рассказывают об этой борьбе с самого начала.
Но этого целенаправленного освещения недостаточно, чтобы призвать к ответу должностных лиц и обеспечить надлежащее функционирование судебной системы. Во время недавней встречи с Amnesty International сын Анны, Илья Политковский, отметил, что в информированности общественнсти о её деле остаются вопиющие пробелы.
«Нам до сих пор ничего не известно о заказчиках убийства, в то время ак российские государственные СМИ пытаются представить всё так, будто дело закрыто», — отмечает он.
Предполагается, что на суде прокуратура должна быть на стороне потерпевших, однако родственники Анны не скрывают того, что не довольны выбранной прокуратурой юридической стратегией и неполнотой отправления правосудия спустя пять лет и два суда.
Илья не оспаривает причастности пяти человек, осуждённых в июне (двое из них — к пожизненному заключению). Но, по его словам, это были лишь сотрудники правоохранительных органов среднего звена, которые пошли на преступление из-за денег и не имели политической заинтересованности в убийстве его матери.
«Нам кажется, что они, пожалуй, даже не знали, кто она», — говорит он.
Родственники Анны Политковской неоднократно призывали пятерых осуждённых и любых других людей, располагающих информацией, дать показания о том, кто спланировал и заказал это убийство в 2006 году. Но пока в ответ раздаётся лишь молчание.
«Я думаю, что правду мы узнаем только при новом правительстве. Нужна политическая воля. Как только она будет, дело пойдёт быстрее, и у нас появятся результаты. А пока всё стоит на месте», — добавляет Илья.
Amnesty International считает, что процесс не дал ответов на очень многие вопросы, и полностью правосудие будет отправлено лишь тогда, когда установят заказчиков убийства Анны и они предстанут перед судом.
Цветы для Анны
В память об Анне Политковской и её работе на фасаде здания «Новой газеты», обращённом к улице, висит бронзовая мемориальная доска. Одним недавним утром на выступ цоколя под нею была возложена одна гвоздика.
В продолжение темы цветка для журналистки, активисты Amnesty International по всему миру призывают газеты своих стран отметить 7 октября восьмую годовщину убийства Анны Политковской. Из передовиц газет и распечаток «шапок» интернет-СМИ, поддержавших инициативу, активисты сделают цветы-оригами. Эти цветы будут возложены перед мемориальной доской на здании «Новой газеты».
Цель акции — напомнить общественности о том, что хотя жизнь Анны была насильственным образом прервана, мы никогда не забудем то, как она отстаивала права человека и говорила правду в глаза власть имущим. Люди во всём мире выражают солидарность с её семьёй и бывшими коллегами, которые продолжают требовать установления истины и полного отправления правосудия в связи с её убийством. Несмотря на стремительное сокращение пространства для свободы выражения мнений, многие люди в России продолжают открыто высказываться. С 6 по 12 октября проходит неделя солидарности с ними, во время которой активисты Amnesty International напоминают российским лидерам, что остальной мир не будет молчать.