В отношении Татьяны Реввы, врача из Волгоградской области, была инициирована служебная проверка после того, как она пожаловалась на нехватку средств индивидуальной защиты и другие проблемы в больнице, в которой работает, в условиях пандемии COVID-19. Татьяне Ревве грозит увольнение. Врачу следует обеспечить возможность выполнять должностные обязанности, а также возможность пользоваться правом на свободу выражения мнений, не опасаясь преследования со стороны руководства.
Amnesty International объявляет акцию срочной помощи Татьяне Ревве — все сторонники организации получили призыв писать в Комитет здравоохранения Волгоградской области и требовать не допустить увольнения врача. Кроме того, сторонники Amnesty International будут требовать от местных властей изучить сообщения о нехватке средств индивидуальной защиты в больнице Калача-на-Дону, где работает Ревва.
На фоне пандемии COVID-19 в России не прекращают поступать сообщения о преследовании медицинских работников, активистов гражданского общества и правозащитников. Стало известно о преследовании активистов и сознательных людей, которые сообщают о нехватке необходимого оснащения, недостаточной подготовке, низкой оплате и небезопасных условиях труда. Некоторые их них подверглись преследованию всего лишь за попытку помочь. 2 апреля в Новгородской области полицейские задержали председателя российского медицинского профсоюза «Альянс врачей» Анастасию Васильеву и её коллег, которые направлялись в местную больницу, чтобы передать СИЗ. Анастасию Васильеву всю ночь удерживали под стражей, после чего ей предъявили обвинения в «неподчинении требованиям сотрудника полиции» и оштрафовали на 1600 рублей (21 доллар США). В марте Анастасию Васильеву вызывали на допрос в Следственный комитет в связи со статьёй российского законодательства о распространении «фейков».
Согласно международному праву в области прав человека правительства обязаны защищать право на свободу выражения мнений, в том числе право искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи. Ограничения права на свободу выражения мнений в целях охраны здоровья населения разрешены, однако должны быть чётко предусмотрены законом, необходимы и соразмерны таким целям охраны здоровья населения, а также не должны носить дискриминационный характер. Власти не должны ограничивать доступ и распространение информации о ситуации в области здравоохранения. Они обязаны принимать меры к тому, чтобы люди без труда получали необходимую информацию через СМИ и интернет, а также официальные сведения и документацию, необходимые им для собственной защиты и соблюдения мер по охране здоровья, инициируемых властями.
Государства обязаны воздерживаться от любых попыток цензуры и запугивания, репрессивных и(или) дисциплинарных мер в отношении журналистов, организаций гражданского общества, активистов, гражданских журналистов, медицинских работников и любых других людей, распространяющих информацию. Недобросовестные ограничения права на свободу выражения мнений и возможности людей искать информацию считаются не только нарушением обязательств государств в области прав человека, но и ставят под угрозу эффективность самих мер по обеспечению здоровья населения.
Перечисленные выше права могут оказаться нарушены, если в основу мер по сдерживанию COVID-19 государства ставят ограничения информации, отказ в прозрачности и цензуру. Кроме того, такой подход может помешать людям принимать надлежащие меры самозащиты, а заинтересованным сторонам – получать реальную картину, а также согласовывать и принимать эффективные меры по сдерживанию распространения вируса. На переднем крае борьбы с эпидемией находятся медработники, которые продолжают работать, рискуя собственной жизнью и жизнью близких. На работе они в любой момент могут заразиться COVID-19, страдают от переработки, стресса и усталости.
В России не ведётся официальная статистика по числу медицинских работников, заразившихся или скончавшихся от COVID-19, однако в СМИ сообщается о сотнях инфицированных медработниках по всей стране, а список памяти, опубликованный на неофициальном сайте, включает свыше 100 имён медработников, погибших в борьбе с пандемией. Десятки медиков жаловались на нехватку или отсутствие эффективных средств индивидуальной защиты, неудовлетворительные условия труда и оплату.