Amnesty International закон о фейковых новостях

Заявление: Закон о «фейковых новостях», принятый в связи с COVID-19, угрожает свободе выражения мнений в России

31 марта 2020 года российские власти приняли поправки в Уголовный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят уголовное наказание за «публичное распространение заведомо ложной информации» в чрезвычайных ситуациях, а также административное наказание для СМИ, публикующих такие сообщения. Поправки также приведут к расширению наказаний за нарушение санитарно-эпидемиологических норм. Два этих закона были приняты Государственной Думой и Советом Федерации и подписаны президентом Путиным с необычайной скоростью за один день практически без какой-либо общественной дискуссии. Amnesty International опасается, что эти поправки будут использованы для дальнейшего наступления на свободу выражения мнений и сворачивания критики властей.

Первый из принятых законов вводит в Уголовный кодекс две новые статьи. Статья 207.1 предусматривает новое уголовное преступление: «публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств». Такие «обстоятельства» включают в себя широкий спектр событий таких как эпидемии, аварии, природные катастрофы и т.д. Это преступление будет наказываться штрафом до 700 тысяч рублей, обязательными или исправительными работами или ограничением свободы на срок до трех лет.

Новая статья 207.2 криминализует «публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия». За это полагаются еще более высокие штрафы, исправительные или принудительные работы либо лишение свободы на срок до пяти лет. Закон не содержит определения «общественно значимой информации».

Второй закон ввел штрафы до 10 миллионов рублей для средств массовой информации и других организаций, которые участвуют в «распространении» таких сообщений.

Хотя поправки официально представлены как реакция властей на пандемию COVID-19, новые законы не ограничивают свое действие текущей ситуацией и будут применимы к любым широко понятым чрезвычайным обстоятельствам. Они останутся в силе и после окончания пандемии. Язык этих положений очень неясный и общий, что оставляет возможности для их широкой интерпретации и злоупотреблений.

[Новые статьи Уголовного кодекса] останутся в силе и после окончания пандемии. Язык этих положений очень неясный и общий, что оставляет возможности для их широкой интерпретации и злоупотреблений.

Российские власти должны уважать и защищать права человека, включая право на свободу выражения мнений и на доступ к информации, несмотря на эпидемию коронавируса. Хотя право на свободу выражения мнений не абсолютно, согласно международному праву любые ограничения должны быть четко определены законом, преследовать законную цель и быть необходимыми и пропорциональными этой цели. Общий запрет и наказание за распространение широкого спектра информации на основе неясных и неоднозначных определений несовместим с международным правом и стандартами в области прав человека.

Amnesty International призывает российские власти отменить эти законы и предпринимать более активные усилия по распространению достоверной, доступной, основанной на фактах и заслуживающей доверия информации, в том числе о предпринимаемых мерах по защите общественного здоровья и борьбе с пандемией. Именно это является ключевым фактором в борьбе с ложной и ошибочной информацией. Российские власти также должны позволить свободное публичное обсуждение возможных недостатков в реакции правительства на чрезвычайные ситуации.

Amnesty International призывает российские власти отменить эти законы и предпринимать более активные усилия по распространению достоверной, доступной, основанной на фактах и заслуживающей доверия информации

Справка

Россия впервые ввела наказание за «распространение недостоверной общественно значимой информации…, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности» или нанесло какой-либо еще вред в Кодекс об административных правонарушениях в марте 2019 года. С тех пор эти положения закона использовались для борьбы с критиками правительства и независимыми СМИ.

Первое же административное дело по этим законам о «фейковых новостях» было возбуждено против правозащитницы и эколога Елены Калининой из-за призывов к акции протеста против мусорного полигона в Архангельской области[1]. Дело до суда не дошло и было закрыто.

В июле 2019 года суд по Владивостоке признал журналиста Михаила Романова виновным в распространении «фейковых новостей» за публикацию интервью с активистом, который по его словам подвергся пыткам после задержания. Это решение было в дальнейшем отменено Верховным судом.

Также в июле 2019 года известный ингушский активист Мурад Даскиев был оштрафован на 15 тысяч рублей за утверждения, что тогдашний глава Ингушетии планировал подписать соглашение об административных границах с Северной Осетией.

В октябре 2019 года суд в Москве оштрафовал издание «Момент истины» и его главного редактора на общую сумму 260 тысяч рублей по закону о «фейковых новостях» за публикацию интервью с оппозиционным активистом (какая именно информация была сочтена «заведомо ложной», неизвестно до сих пор).

В декабре 2019 года правозащитник и эколог Сергей Белогорохов был оштрафован на 40 тысяч рублей за пост, в котором он предположил, что образование провала в грунте в поселке в Челябинской области связано с деятельностью горно-обогатительного комбината.

Эта практика злоупотребления законом о «фейковых новостях» для заглушения критики властей продолжилась и во время пандемии COVID-19. 31 марта Следственный комитет вызвал на допрос Анастасию Васильеву, главу «Альянса врачей», независимого профсоюза медицинских работников, в связи с ее публикацией о нехватке в больницах средств защиты. В случае возбуждения административного дела и осуждения за «распространение заведомо ложных сведений» ей грозит крупный штраф.


[1] Смотрите наше заявление по этому делу (на английском языке): https://www.amnesty.org/en/documents/eur46/0293/2019/en/