Минувшее десятилетие оказалось богато на новые вызовы правам человека — речь идёт о совершенно иной ситуации сложившейся в странах Северной Африки и Ближнего Востока после «Арабской весны», и о глобальном росте протестных движений по всему миру, и об усилении политики ненависти, и о растущем злоупотреблений правительств технологиями слежки и обработки личных данных в интернете.
Политика демонизации
Одна из самых тревожных тенденций прошлого десятилетия – всё более частое использование лидерами разных стран риторики и политики, направленных против наиболее маргинализированных групп в обществе: беженцев и просителей убежища, религиозных и этнических меньшинств, женщин и ЛГБТИ. Именно политика демонизации привела к преследованию рохинджа в Мьянме, массовому заключению в лагеря уйгуров в Китае, а также недавнему предложению властей Уганды ввести смертную казнь для людей, вступающих в сексуальные отношения с лицами одного с ними пола. Она же стала причиной ксенофобных нападений на мигрантов в Южной Африке и политики США по насильственному разделению семей беженцев. Именно из-за неё в Европе всё чаще привлекают к уголовной ответственности людей, которые помогают беженцам.
Вместо того, чтобы бороться с реальными проблемами – неравенством, коррупцией, безработицей и экономическими трудностями, — политические лидеры во многих странах обвиняют в социальных и экономических бедах меньшинства, распространяя о них лживую информацию и провоцируя дискриминацию, вражду и насилие.
При этом социальные сети долгое время позволяли этим ненавистническим взглядам распространяться практически бесконтрольно. Впрочем, именно эта ненависть привела к невиданную всплеску правозащитной активности во всём мире. Борьба за права человека никогда ещё не казалась настолько важной.
Изменение климата
Это десятилетие, скорее всего, окажется самым жарким за всю историю наблюдений — очередное тревожное свидетельство реальности глобального потепления, которое сегодня является одной из главных угроз для прав человека.
Миллионы людей уже страдают от катастрофических последствий изменения климата: в Африке — от продолжительной засухи, в Юго-Восточной Азии и на Карибах — от разрушительных тропических штормов, а в Европе волны аномальной жары уже побили все температурные рекорды.
Изменение климата грозит усилением неравенства между развитыми и развивающимися странами, между разными народами и слоями общества, между полами, поколениями и общинами — и хуже все придётся наиболее уязвимым группам населения. Его последствия уже пагубно сказываются на наших правах на жизнь, здоровье, питание, воду, жильё и достойную жизнь.
Все научные данные говорят о том, что климатические катаклизмы будут только усугубляться, если, конечно, правительства немедленно не начнут сокращать выбросы углерода в атмосферу, одновременно взяв под защиту наиболее уязвимые группы населения на время этого переходного периода. Однако практически ни одно правительство не смогло разработать и внедрить реальные планы по сокращению выбросов, а некоторые страны, выбрасывающие в атмосферу огромное количество парниковых газов, по-прежнему отказываются даже признать, что выбросы надо ограничивать. В первую очередь это относится к США – при Дональде Трампе страна начала процесс официального выхода из Парижского соглашения.
Сегодня как никогда нам нужно сплотиться и призвать наших политических лидеров к ответу. Движение «Пятницы ради будущего», организованное в 2018 году шведской школьницей Гретой Тунберг и её ровесниками, показало нам, что перемены возможны. У нас просто нет права на неудачу.
Насилие в отношении женщин
Борьба за защиту женщин и девочек, а также всех остальных от любых форм гендерного насилия, была, как всегда, нелёгкой и ожесточённой. Сексуальное насилие по-прежнему использовали в качестве средства ведения войны, например, в Демократической Республике Конго, где за четыре дня в городе Валикале в провинции Северное Киву вооруженные мужчины изнасиловали более 300 женщин и девочек. Amnesty International также документально зафиксировала чудовищные последствия изнасилований в других районах, где шли вооружённые конфликты – Ираке, Сомали, Дарфуре, Нигерии и Южном Судане.
Во многих странах именно те люди, которые обязаны обеспечивать общественную безопасность, нападают на женщин и девочек. В Мексике женщины сообщали о пытках и других формах насилия, которым их подвергали во время арестов и допросов полицейские и военные, ведущие в этой стране «войну с наркотиками». Их пытали электрическим током, пропуская его через половые органы, хватали за груди и насиловали с помощью разных предметов. За это десятилетие резко выросло количество убийств женщин, при этом власти Мексики не предпринимают никаких реальных усилий для решения проблемы гендерного насилия.
Принятие 7 апреля 2011 года Комитетом министров Совета Европы Стамбульской конвенции о предупреждении и борьбе насилием в отношении женщин и домашним насилием стало настоящим прорывом, а Amnesty International приняла участие в подготовке текста конвенции. Недавно Швеция и Греция внесли поправки в свои законодательства и, в отличие от многих других европейских стран, признали секс без согласия изнасилованием.
Одной из самых запоминающихся кампаний десятилетия в интернете стала #MeToo, сплотившая миллионы женщин в борьбе против сексуального насилия, домогательств и нападений. #MeToo подстегнула перемены по всему миру — от студий Голливуда до отдалённых деревень в Непале и северной Нигерии.
Сексуальные и репродуктивные права
Несмотря на то, что за последние 25 лет около 50 стран реформировали свои законы и расширили доступ к услугам аборта, сексуальные и репродуктивные права по-прежнему вызывают споры и подвергаются сомнению. Все успешные кампании по реформированию законов об аборте объединяет одна важная черта — отвага женщин, которые открыто говорят на эту тему и требуют права самим решать, что им делать со своими телами.
Репродуктивные права подвергались нападкам во всём мире. Попытки ещё больше ограничить доступ к услугам аборта вызвала протесты по всей Польше. Практически полные запреты на аборты или законы, ещё больше ограничивающие доступ к абортам, были введены в нескольких штатах США. Тяжёлым ударом по правам женщин во всём мире стало восстановление президентом Трампом правила «глобального кляпа», которое блокирует возможность финансирования из федерального бюджета США тех зарубежных НКО, которые консультируют женщин перед абортом и после, а также выдают направления на операции по прерыванию беременности или агитируют за декриминализацию абортов. Правительство США также попыталось убрать ссылки на «сексуальное и репродуктивное здоровье» из программных документов ООН, уже одобренных государствами-членами организации.
От Ирландии до Южной Кореи активистки боролись с общественными предрассудками и замалчиванием, связанным с абортами, рассказывая людям свои личные истории. В Аргентине и Польше более миллиона женщин прошли маршами, требуя, чтобы их мнение было услышано. В одном только прошлом году легальные услуги аборта стали доступны в Ирландии, а скоро они станут доступны и женщинам Северной Ирландии благодаря многолетней кампании, проводившейся различными организациями, в том числе и Amnesty International. Также замечательные новости пришли из Аргентины, где сразу после выборов будущий президент Альберто Фернандес пообещал, что он займётся легализацией абортов после того, как вступит в должность в декабре 2019.
Права ЛГБТИ
Конечно, движение за права ЛГБТИ сейчас играет намного более заметную роль, чем когда-либо прежде, но за последнее десятилетие ему не везде удалось добиться одинакового успеха. Во многих странах представителей ЛГБТИ-сообщества по-прежнему оскорбляли прямо на улицах, их избивали, арестовывали и иногда даже убивали лишь за то, кто они такие или за то, кого они любят. Однополые сексуальные отношения по взаимному согласию до сих пор являются уголовным преступлением в 70 странах, а в некоторых странах это «преступление» карается смертной казнью, в том числе в Иране, Саудовской Аравии, Судане и Йемене. Иногда враждебность по отношению к ЛГБТИ разжигалась даже правительствами. Например, в Чечне организованная правительством гомофобная кампания привела к похищениям, пыткам и даже убийствам людей, которых посчитали геями или лесбиянками.
За прошлый год было принято сделано несколько судьбоносных шагов. Историческое постановление, принятое в Индии, декриминализовало однополые отношения по взаимному согласию, став настоящей победой в продолжавшейся три десятилетия борьбе ЛГБТИ активистов и их сторонников за свои права. Тайвань стал первой страной в Азии, где после принятия закона 17 мая 2019 года однополые браки были легализованы. В Пакистане приняли одно из самых прогрессивных в мире законодательств о правах трансгендерных людей. Он стал первой азиатской страной и одной из немногих в мире, где гендерная идентичность человека законодательно признаётся на основании его самооценки.
Но многим ЛГБТИ людям во всём мире, которых продолжают преследовать, калечить, убивать, травить, сжигать, не пускать в больницы, подвергать остракизму, насиловать и игнорировать — предстоит ещё многое сделать и пережить. Правительства должны обеспечить защиту их прав и положить конец дискриминации на основании реальной или предполагаемой сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Технологические гиганты и защита персональных данных
В прошлом десятилетии мы внезапно оказались на пороге настоящей антиутопии — рост влияния таких компаний, как Facebook и Google, собирающих и монетизирующих наши персональные данные, а следовательно и опасность постоянной и вездесущей слежки за миллиардами людей представляют системную угрозу для наших прав.
И если в начале десятилетия мы все были убаюканы ложным ощущением безопасности, думая, что мы просто-напросто делимся в соцсетях своими фотографиями с парой-другой друзей, то постепенно становилось всё очевиднее, что информация, которой мы делимся с окружающими, может быть использована в качестве мощного инструмента влияния, а также для распространения опасной дезинформации и насилия в сети. Десятилетие спустя так называемая «индустрия влияния» в виде социальных сетей, поисковиков, брокеров данных и IT-компаний, анализирующих наши персональные данные и обменивающихся прогнозами о наших интересах, особенностях и, в конечном счёте, нашем повседневном поведении для большей эффективности рекламы, стала одной из самых наглядных и зловещих угроз для современного общества.
Сегодня мы живём в мире, где скрытый контроль за нашей жизнью в сети имеет далеко идущие последствия, выходящие за рамки неприкосновенности нашей личной информации, — постоянное использование дезинформации и манипулирование информацией серьёзно сказываются на нашей свободе убеждений, выражения мнений и мысли. В ходе опросов огромное количество людей ответили, что они волнуются из-за того, насколько технологические компании влияют на их жизнь, и они обеспокоены тем, что информация, которую можно найти в интернете, может слишком много рассказать о них, а также тем, что эти сведения используются властями для слежки за ними.
Потребовалось некоторое время, чтобы понять, какую опасность для прав человека представляют технологические гиганты. Отчасти это объясняется тем, что гражданское общество и IT-компании традиционно сотрудничали, чтобы сохранить интернет свободным от государственного вмешательства и вообще от любого внешнего регулирования. Классическим примером такого сотрудничества является защита сквозного шифрования. Это было важно и необходимо. Мы ясно видели угрозу для прав человека в правительственной слежке и цензуре, но почему-то не смогли полностью осознать масштабы угрозы, исходящей от повсеместного присутствия в нашей жизни технологических компаний.
В новом десятилетии, в которое мы вступаем, именно на правительствах наших стран будет лежать ответственность за защиту нас от нарушений прав человека крупными корпорациям, в том числе введение надёжных законов, защищающих наши персональные данные и эффективно регулирующие деятельность технологических гигантов в соответствии с международными нормами в области прав человека.