Европейский суд по правам человека в среду, 27 ноября, уведомил адвоката узника совести из Ростова-на-Дону Яна Сидорова о коммуникации его жалобы на нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выразившееся в необоснованном содержании их подзащитного под стражей сверх максимального 18-месячного срока, установленного законом.
Пункт 3 ст. 5 Европейской Конвенции по правам человека «Право на свободу и личную неприкосновенность» гласит, что заключённые под стражу должны «незамедлительно доставляться к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью» и имеют право «на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда».
Узник совести Ян Сидоров был задержан 5 ноября 2017 года в Ростове-на-Дону, когда попытался воспользоваться своими законными правами на мирное собрание и выражение мнения. С тех пор он находится под стражей — сначала отбывая административный арест, а затем — после предъявления сфабрикованных обвинений в «попытке организации массовых беспорядков» — в СИЗО. Суд над Яном Сидоровым и проходившим с ним по одному делу Владиславом Мордасовым начался только в июне 2019 года.
Защитник Сидорова Александр Передрук из Адвокатской палаты Санкт-Петербурга утверждал, что продолжительность содержания подзащитного под стражей в ходе предварительного следствия была чрезмерной, а национальные суды в постановлениях о продлении ареста не раскрывали доказательств или конкретных фактов по делу, требующих продления срока содержания под стражей.
По мнению защиты, власти не смогли обосновать необходимость продления меры пресечения в виде заключения под стражу в период с 9 ноября 2018 года до 5 марта 2019 года причинами, которые могут считаться надлежащими и достаточными. Лишение свободы в этот период стало произвольным и не отвечало критерию «разумности».
Согласно российскому Уголовно-процессуальному Кодексу, предельно допустимый срок содержания обвиняемых под стражей составляет 18 месяцев.
Коммуницируя жалобу Сидорова, ЕСПЧ указал, что вопросы, поднимаемые в жалобе, неоднократно являлись предметом рассмотрения суда, сославшись на дело Фарита Дирдизова от 2010 года. В этом деле суд признал Россию виновной в нарушении в том числе ст. 5 Конвенции.
Российской стороне суд дал время до 19 февраля 2020 года представить свои возражения. Эта жалоба в порядке исключения не может быть предметом мирового соглашения, оговорил ЕСПЧ.