Местные власти и полиция в Харькове не смогли заранее принять достаточных мер безопасности при проведении первого в истории этого города прайда 15 сентября 2019 года. На участников марша нападали противники проведения прайда, некоторых демонстрантов преследовали, избивали и причиняли им различные травмы члены группировок, поддерживающих дискриминацию и систематически прибегающих к насилию. Местные власти оказались не в состоянии выполнить свои обязательства и обеспечить каждому человеку возможность воспользоваться своими правами на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний в ходе проведения прайда, не подвергаясь дискриминации и не опасаясь репрессий. Украинская полиция сумела обеспечить эффективную защиту участникам прайдов в Киеве и Одессе, а также участникам митингов за права женщин, прошедших по всей стране в начале этого года, однако в Харькове ситуация была иной. Это стало очередным поражением в борьбе с насилием и практически полной безнаказанностью, которой пользуются так называемые «ультраправые» группировки в Украине.
Пятнадцатого сентября в центре Харькова собрались от двух до трёх тысяч мирных демонстрантов, выступающих в защиту прав лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексов (ЛГБТИ). Некоторые из них столкнулись с запугиванием и насилием уже на подступах к месту, где должно было пройти мероприятие. Одна из активисток рассказала Amnesty International о произошедшем с ней инциденте, когда группа из шести мужчин вошла в кафе, где она сидела с другими активистками. Один из мужчин схватил плакаты, которые они приготовили для марша, сделал несколько замечаний оскорбительного характера и направился к выходу. Когда одна из активисток встала у него на пути, потребовала вернуть своё имущество и попыталась вызвать полицию, мужчина схватил её за горло, оттолкнул и вышел из кафе.
В то время, когда участники марша собирались вместе, от противников проведения прайда (их общее число составляло несколько сотен человек) их отделяли силы полиции. Тем не менее противникам проведения марша удалось забросать демонстрантов яйцами с короткой дистанции через ряды полицейского оцепления. Пройдя всего несколько сотен метров, участники марша получили от координаторов указания свернуть свои плакаты и другие материалы и покинуть мероприятие, воспользовавшись ближайшей станцией метро. Одна из участниц прайда рассказала Amnesty International, что в этот момент группа агрессивно настроенных противников марша прорвала полицейское оцепление и бросилась к демонстрантам; девушка также слышала взрыв в непосредственной близости от места проведения прайда. Многие участники прайда были растеряны и дезориентированы, и бросились бежать. По всей видимости, безопасного пути отхода предусмотрено не было. Убегая в поисках безопасного укрытия, свидетельница видела, как группа сотрудников полиции просто стояла и смотрела на то, что происходит; полицейские вели себя как обычные зрители, ничего не предпринимали и смеялись, наблюдая за происходящим. Девушка подбежала к другой группе полицейских и спросила, как действовать ей и другим участникам прайда. Один из полицейских сказал: «Идите вон туда», — и указал в сторону, где находилась группа агрессивных противников марша, прорвавших полицейское оцепление.
Некоторые участники прайда смогли добраться туда, где они были в безопасности, на общественном транспорте, однако других преследовали по пути домой и нападали на них. Подобная практика – обычно её называют «Охота» – хорошо известна и широко применяется радикальными группировками. За активистами, отстаивающими права ЛГБТИ, следят, как правило, незаметно следуя за ними до каких-нибудь безлюдных мест, где нет полиции или случайных свидетелей, после чего жестоко нападают на них. В отсутствие эффективной защиты и организации безопасных путей отхода для участников мероприятий в защиту прав ЛГБТИ, подобная практика продолжает представлять серьёзную опасность для активистов. Видеозапись по меньшей мере одного подобного нападения, совершённого на мужчину, который возвращался с Харьковского прайда, широко разошлась в сети. Мужчину преследовала целая толпа, его повалили на землю и избивали кулаками и ногами с ужасающей жестокостью.[1] Многих нападавших можно чётко идентифицировать по этой видеозаписи. Amnesty International получила сообщения и о других подобных инцидентах.
Примечательно, что за несколько недель до проведения прайда власти Харькова ясно дали понять, что хотят воспрепятствовать проведению подобного мероприятия. В частности, депутаты Харьковского городского совета заявили, что намерены добиваться судебного запрета на проведение планируемого прайда, и только 9 сентября депутаты городского совета решили в конце концов отказаться от принятия этой меры.
В итоге несколько участников прайда тяжело пострадали, некоторые получили травмы головы, согласно информации очевидцев. Кроме того, многочисленные сообщения подтверждают то, что сотрудники полиции также выражали гомофобные настроения, или высказывали гомофобные взгляды. Харьковский прайд выявил целый ряд очевидных изъянов в действиях властей. Проявления насилия в ходе подобного мероприятия были предсказуемыми и ожидаемыми, и целый ряд группировок, проповедующих насилие, открыто высказали намерение сорвать проведение прайда, о чём было хорошо известно заранее.
Несмотря на то, что сотрудники полиции присутствовали на прайде, представляется очевидным, что предварительной проработке и подготовительным мероприятиям было уделено недостаточно внимания, не были заблаговременно выработаны стратегия и/или тактика по защите участников прайда от агрессивно настроенных противников марша. Кроме того, предпринятые меры по обеспечению безопасности носили крайне формальный характер и, по всей видимости, сводились к простому разделению в ходе марша активистов, отстаивающих права ЛГБТИ, и их противников. И действительно, по сообщениям очевидцев, некоторые хорошо известные члены радикальных группировок имели возможность пройти через полицейские заграждения, используя удостоверения сотрудников СМИ, и присоединиться к участникам марша, после чего они могли без всяких ограничений фотографировать всех, кто участвовал в марше. Те, кого не устраивало открытое утверждение прав ЛГБТИ, в полной мере смогли использовать слабое место активистов, отсутствие безопасных путей отхода, приняв участие в акциях запугивания и насилия.
Представляется крайне важным, чтобы власти извлекли урок из акции Харьковского прайда и незамедлительно предприняли шаги для того, чтобы исправить допущенные в прошлом просчёты и не допустить их повторения в будущем. На национальном уровне украинские власти должны пресечь деятельность группировок, нацеленных на дискриминацию, и положить конец безнаказанности для тех, кто причастен к преступлениям и проявлениям насилия на почве предвзятости и ненависти. Что же касается событий, произошедших 15 сентября в Харькове, следует приложить все усилия для того, чтобы документально зафиксировать все случаи применения насилия, а также для того, чтобы установить и привлечь к ответственности всех тех, кто причастен к проявлениям насилия, как в ходе марша, так и после его окончания, когда участники прайда, идя домой, подвергались нападениям. Кроме того, тех, кто пострадал от подобных нападений, или был их свидетелем, следует поощрять и поддерживать, чтобы они сообщали о совершении подобных преступлений, получая в ответ твёрдые и эффективные гарантии безопасности и защиты. В соответствии с этим, украинские власти должны в полной мере обеспечить функционирование схемы защиты свидетелей, распространив её действие на всех, кто готов сообщить/или предоставить информацию о случаях запугивания и нападений на активистов, отстаивающих права ЛГБТИ. Полиция также должна провести тщательный предварительный анализ адекватности и эффективности мер, предпринятых предварительно и в ходе обеспечения безопасности мероприятий, проходивших 15 сентября в Харькове, и принять действенные меры для того, чтобы не допустить повторения допущенных ошибок. Полиция также должна провести расследования в отношении всех случаев гомофобных высказываний и проявления гомофобных настроений со стороны своих сотрудников, и принять дисциплинарные и иные необходимые меры в отношении сотрудников, которые будут признаны ответственными за допущенные злоупотребления. Власти в целом должны предоставить эффективные и действенные гарантии того, допущенные злоупотребления не повторятся в будущем.
[1] Например, см. https://news.liga.net/region_news/video/izbieniya-i-vzryvy-stolknoveniya-posle-harkov-prayda-foto-video.