Amnesty International объявила о начале глобальной кампании с требованием к властям Узбекистана не допустить применения пыток к бывшему генпрокурору Рашитжону Кадирову и 12 его соответчикам, арестованным по делу о преследовании невиновных, взяточничестве и хищениях.
Судебный процесс над Кадировым и ещё 12 обвиняемыми начался в закрытом режиме 7 января 2019 года в Юнасабадском районном суде. Самому Кадирову, который возглавлял надзорное ведомство на протяжении 15 лет, с 2000 по 2015 годы, предъявлены обвинения по 12 статьям Уголовного кодекса. Он находится в предварительном заключении с 21 февраля 2018 года.
Amnesty International получила заслуживающие доверия сообщения о том, что Рашитжон Кадиров подвергался физическому насилию, его угрожали убить, лишали сна и высказывали угрозы в адрес его родных, чтобы заставить его дать показания против себя и других, —
говорится в заявлении организации об объявлении акции срочной помощи.
Как на условиях анонимности сообщил свидетель, в августе 2018 года он видел Рашитжона Кадирова в заключении — у того на шее были следы похожие на следы от удушения, кроме того бывший чиновник был заметно подавлен, замкнут и едва был способен отвечать на вопросы. Бывший генпрокурор рассказал собеседнику Amnesty International, что трое его сокамерников по приказу администрации СИЗО подвергают его физическому насилию, а в ходе допросов ему к голове приставляют пистолет и обещают повесить, инсценировав его самоубийство. Также есть информация, что Кадирова какое-то время содержали в одиночной камере без кровати и постельных принадложностей, а также регулярно лишали сна.
Кроме того, родственники экс-генпрокурора утверждали, что Кадиров смог в первый раз увидеться со своим адвокатом только в августе 2018 года, то есть полгода спустя с момента помещения под стражу. Со слов адвоката родственники также говорят о том, что на Кадирова давят с тем, чтобы он отказался от независимого защитника.
«Рашитжону Кадирову и 12 другим ответчикам по этому делу по-прежнему угрожают пытки и жестокое обращение под стражей», — уверена Amnesty International.