Жалобы о применении к ним пыток со стороны аспиранта механико-математического факультета МГУ Азата Мифтахова и других молодых людей, задержанных 1 февраля в рамках расследования так называемого «Балашихинского дела», должны быть немедленно расследованы, заявила Amnesty International в понедельник. Организация призывает российские власти принять все меры для того, чтобы не допустить дальнейших нарушений прав Мифтахова и других потенциальных фигурантов дела со стороны органов следствия.
Жалобы на примение пыток должны быть немедленно расследованы. Без этого подлинность и допустимость любых собранных следствием доказательств будет под сомнением.
Наталья Звягина, директор российского представительства Amnesty International.
Как рассказал Мифтахов своему адвокату Светлане Сидоркиной, в УВД Балашихи полицейские к его груди приставляли шуруповёрт, обещали ввести его в анальное отверстие. След от шуруповёрта медицински зафиксирован, сообщила адвокат. По утверждениям еще одного из задержанных 1 февраля, Дениса Галкина, в машине полицейские избивали его и применяли к нему электрошокер.
«Права Азата Мифтахова уже были грубо попраны – после задержания 1 февраля в нарушение российского закона и международных норм к нему почти двое суток не допускали адвоката», напомнила Звягина. Защитник Мифтахова Роман Устинов и его адвокат Софья Хорава не смогли добиться встречи с задержанным в УВД Балашихи ни 1 февраля, ни на следующий день. Им заявили в полиции, что аспирант был отпущен после опроса, но ни адвокаты, ни родные после этого не получили от него никаких вестей, после чего защитники подали заявление на розыск.
«По опыту работы в России и во всем мире мы хорошо знаем, чем чревато временное «исчезновение» подозреваемого после задержания, и почему к нему не допускают адвоката. Это всегда тревожный сигнал о том, что могут иметь место незаконные методы давления, включая пытки. Стоит ли удивляться, что после «появления» Мифтахова и его встречи с адвокатом первое, о чём мы узнаем, это его жалобы на пытки?» заявила Звягина.
Как выяснилось позднее, ночь Мифтахов провёл в другом отделении МВД по Балашихе, в комнате для административно задержанных. Только вечером 2 февраля он был доставлен в Следственное управление МВД по Балашихе, где ему был зачитан протокол, согласно которому он якобы был официально задержан лишь в этот день.
Мифтахова, Галкина и ещё девятерых человек задержали 1 февраля. Как сообщал в тот день телеканал Рен ТВ, задерживали «участников леворадикального движения, которые могли планировать серию взрывов в столице и области». Речь якобы идёт об анархистском движении «Народная самооборона», а обыски прошли в связи с расследованием дела об обнаруженном в середине января в подмосковной Балашихе самодельном взрывном устройстве. 18 января в общежитии у Мифтахова уже проводился обыск, о чём он рассказывал «ОВД-Инфо».
Беспокоит, что, по всей видимости, речь идёт об очередном громком деле, открытом по крайне серьёзным обвинениям, и при этом первая же информация указывает на вероятное применение пыток. Власти должны исключить любые нарушения прав Мифтахова и фигурантов всех иных дел, и эффективно и незамедлительно расследовать все заявления о пытках. В противном случае мы будем иметь дело с не с правосудием, а с системой, доверие к которой подоравно. А общественность укрепится во мнении, что государство борется не с преступностью, а с неформальными молодёжными движениями, как в случае с так называемыми делами «Сети» и «Нового величия».
Наталья Звягина, директор российского представительства Amnesty International.
Съёмочная группа Рен ТВ была задействована при проведении следственных действий. 1 февраля в эфире были показаны кадры задержания и обыска одного из фигурантов дела – журналисты говорили, что речь идёт об Азате Мифтахове. Как выяснилось позднее, на плёнку попали следственные действия у Дениса Галкина. Все задержанные кроме Мифтахова были позже отпущены и, насколько известно, не являются подозреваемыми.