УЗБЕКИСТАН

Силовые структуры незаконно применили силу при подавлении преимущественно мирных протестов в Республике Каракалпакстан; над 22 предполагаемыми организаторами протестов шёл несправедливый, политически мотивированный суд. Благодаря законодательным реформам стало возможным большее участие гражданского общества в обсуждении государственной политики, однако государство по-прежнему жёстко контролировало свободу выражения мнений, объединений и мирных собраний. Дискриминационные гендерные стереотипы мешали женщинам, девочкам и ЛГБТИ получать защиту от насилия и затрудняли им доступ к правосудию. Добровольные сексуальные отношения между мужчинами оставались уголовным преступлением.

Применение чрезмерной силы

В ноябре организация Human Rights Watch опубликовала исследование, которое подтвердило сообщения активистов и правозащитников, что силовые структуры использовали чрезмерную силу и «неоправданно применили летальные средства» для разгона преимущественно мирных демонстрантов в Нукусе и других частях Каракалпакстана. Собранные организацией доказательства указывают на то, что имело место «применение стрелкового оружия и различных типов гранат, которые в случае несоблюдения мер предосторожности могут нанести тяжелые ранения и привести к смерти». На видеозаписях, верифицированных независимыми экспертами, видно, что полученные участниками протестов тяжёлые травмы (рваные раны кожи, зияющие ранения) соответствуют тому типу телесных повреждений, которые причиняет оружие взрывного действия, включая гранаты. Сотни протестующих были произвольно задержаны, десятки содержались под стражей без связи с внешним миром и подвергались пыткам и другим видам жестокого обращения.

После информационного запроса со стороны парламентской Комиссии по изучению ситуации и событий в Республике Каракалпакстан, учреждённой в июле, генеральный прокурор подтвердил в декабре, что начато отдельное расследование в связи с сообщениями о применении чрезмерной силы.

Свобода выражения мнений

Изменения в законодательстве предполагали расширение общественных консультаций по поводу правовой, политической и социальной реформы, а также более глубокое взаимодействие между государством и организациями гражданского общества. Однако в проекте Информационного кодекса сохранились ограничения права на свободу выражения мнений: в документе предлагается регулировать «оскорбительную» и «неуважительную по отношению к обществу и государству» информацию. Критиков властей (как правило, блогеров) привлекали к ответственности, штрафовали и сажали в тюрьму. СМИ по-прежнему прибегали к самоцензуре.

После массовых протестов в Каракалпакстане власти фактически установили контроль над информацией и преследовали каракалпакских блогеров и журналистов, которые критиковали поправки к конституции на своих медиаплатформах либо участвовали в протестах.

Независимую каракалпакскую журналистку Лолагул Каллыханову арестовали в июле в Ташкенте и удерживали под стражей без связи с внешним миром до ноября, когда в Бухаре начался коллективный процесс по делу предполагаемых организаторов протестов. По словам её сторонников, её пытками вынудили сознаться в планировании насильственного свержения конституционного строя.

Адвоката, бывшего редактора газеты Даулетмурата Тажимуратова обвинили в том, что он возглавлял каракалпакскую «сепаратистскую группу» и что он в сговоре «агентами», базирующимися за рубежом, организовал протесты с целью захвата власти. На сделанной в Нукусе 1 июля видеозаписи видно, как он призывает собравшихся людей воздерживаться от насилия. Его арестовали 2 июля и удерживали в предварительном заключении без связи с внешним миром в городе Хорезм на северо-западе страны. На суде он заявил, что под стражей его пытали.

Свобода объединений

В ноябре коалиция неправительственных организаций и гражданских активистов призвала власти отменить постановление, согласно которому у неправительственных организаций должны быть назначенные государством «национальные партнёры» для координации проектов и освоения иностранных грантов. Неправительственные организации опасались, что выпущенное в июне без предварительных общественных консультаций постановление добавит новые, избыточные бюрократические требования к и без того сложному процессу согласования иностранных грантов. 

Дискриминация

Гендерные стереотипы и упор на дискриминационные традиционные семейные ценности и культурные нормы сильно мешали прогрессу с реализацией прав женщин, девочек и ЛГБТИ.

В августе Министерство внутренних дел внесло законопроект, наделяющий органы внутренних дел правом брать обязательные анализы на инфекции, передающиеся половым путём, у «опасных групп людей»: секс-работниц, мужчин, практикующих секс с мужчинами, и наркопотребителей.

Суд в Ташкенте 11 ноября на пять дней отправил под административный арест блогера Севинч Садулаеву за то, что своими опубликованными видео и фотографиями она якобы попирает социальные и культурные нормы поведения и одежды для женщин. Её отпустили из-под ареста на день раньше, после того как она пообещала удалить все такие материалы.

Гендерно обусловленное насилие

Власти признавали, что насилие в отношении женщин, включая домашнее насилие, происходило повсеместно, однако настаивали, что расширение доступа женщин к правосудию и услугам защиты являлось приоритетом политики.

Вместе с тем в указе президента об ускорении работы «по системной поддержке семьи и женщин», изданном с заявленной целью «защиты прав и законных интересов женщин», в случаях гендерно обусловленного насилия приоритет отдавался урегулированию внутрисемейных конфликтов и примирению сторон, а не привлечению к уголовной ответственности. Это делалось вопреки рекомендации об обратном со стороны Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин[1].

В марте Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) порекомендовал властям ускорить принятие законопроекта о домашнем насилии, однако к декабрю никакого прогресса не наблюдалось.

Министерство внутренних дел сообщило, что по состоянию на октябрь оно выдало охранные ордера 32783 женщинам и девочкам, подвергшимся насилию. Защитники прав женщин отмечали, что это лишь малая доля происходящих инцидентов, потому что стыд и страх перед местью удерживают многих женщин от того, чтобы подавать заявления о насилии.


[1] «Насилие в отношении женщин в Восточной Европе и Центральной Азии: жительницам Восточной Европы и Центральной Азии требуется защита от насилия в кризис и в обычное время», 14 декабря

Права ЛГБТИ

За решёткой оставались около 30 мужчин, осуждённых за добровольные сексуальные отношения с мужчинами. КЭСКП призвал власти декриминализовать подобные отношения и выразил глубокую обеспокоенность «распространенностью случаев запугивания, преследования, насилия и стигматизации в отношении лесбиянок, геев, бисексуальных, трансгендерных и интерсекс-людей». В декабре власти предложили запретить пропаганду «противоестественных отношений между однополыми лицами».

Несостоятельность в вопросах изменения климата

Сильное усыхание Аральского моря влекло за собой серьёзные экологические, социальные, экономические и медицинские последствия для миллионов людей. Власти пытались смягчить влияние изменения климата, реализуя крупномасштабные экологические проекты, однако ставили меры в области климата в зависимость от экономического роста. В марте КЭСКП выразил обеспокоенность «недостаточностью мер по адаптации, принятых для решения проблемы воздействия изменения климата на население». Активистов тревожило отсутствие содержательных консультаций с заинтересованными лицами, которых сильнее всего затрагивает изменение климата.


РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН


Краткая справка

Среди предложенных в июне поправок к Конституции имелась поправка о лишении Каракалпакстана автономии в составе Узбекистана. Это спровоцировало беспрецедентные массовые публичные протесты по всему Каракалпакстану, кульминацией которых стал мирный выход десятков тысяч людей на центральные улицы столицы региона, Нукуса, 1 июля. При разгоне протестующих как минимум 21 человек был убит, включая четырёх сотрудников правоохранительных органов, сотни человек пострадали. Позже соответствующая поправка была отозвана. Суд над 22 предполагаемыми организаторами протестов по политически мотивированным обвинениям начался 28 ноября за пределами Каракалпакстана — в Бухаре.

ВСЕ СТРАНЫ РЕГИОНА