Туркменистан

ТУРКМЕНИСТАН

В 2021 году положение с правами человека в Туркменистане оставалось ужасающим. Критиков властей произвольно сажали в тюрьму по политически мотивированным уголовным обвинениям. Свобода выражения мнений сурово ограничивалась, равно как и свобода вероисповедания. Секс между мужчинами по взаимному согласию считался уголовным преступлением. На сборе хлопка применялся принудительный труд. Оставались неизвестными судьба и местонахождение как минимум 120 заключённых, которые подверглись насильственному исчезновению.

Подавление инакомыслия

Власти по-прежнему подавляли мирное выражение несогласия и критики.

В конце июня блогер Мурат Душемов снял видеоинтервью с врачом государственной клиники, в котором задавал вопросы о реальной ситуации с коронавирусом в стране. Седьмого июля полиция остановила его на контрольно-пропускном пункте и попросила предъявить документ об отрицательном анализе на ковид. После того как он поинтересовался юридическими основаниями для такого требования, его продержали на КПП четыре часа, а позже приговорили к 15 суткам административного ареста за то, что в знак протеста он перекрыл дорогу своим автомобилем. Кроме того, против Мурата Душемова возбудили уголовное дело в связи с его предполагаемым нападением на сокамерников, которое он отрицает. Шестнадцатого августа суд приговорил его к четырём годам лишения свободы за умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести и запугивание, а также за попытку дать взятку врачу.

Власти пытались пресекать протесты за рубежом, оказывая давление на демонстрантов. Так, 1 августа была сорвана согласованная акция протеста у здания консульства Туркменистана в Стамбуле (Турция) после того, как сотрудники консульства позвонили в полицию и заявили, что демонстранты — террористы. Десять человек были задержаны и провели под стражей пять суток. Блогер и активист Фархад Дурдыев рассказал, что двое мужчин предложили подвезти его до места проведения акции на автомобиле с туркменистанскими номерами, а потом начали угрожать ему и доставили к черному входу в консульство, где избили его совместно с туркменистанскими дипломатами. Его отпустили несколько часов спустя после вмешательства турецкой полиции. 

Свобода выражения мнений

Дело врача Хурсанай Исматуллаева, которая пыталась добиться возмещения вреда в связи со своим несправедливым увольнением из перинатальной клиники в столице страны Ашхабаде в 2017 году, 15 июля обсуждалось на мероприятии, организованном парламентом ЕС. На следующий день её задержали, и её насильственное исчезновение  продлилось две недели, прежде чем стало известно, что она находится в изоляторе. Ей инкриминируются махинации в связи с продажей квартиры пациента, за которым она ухаживала и родственники которого добровольно заплатили ей 600 долларов США за услуги.

Доступ к интернету жёстко ограничивался, и власти блокировали множество сайтов, включая Facebook, YouTube, Twitter и VPN-сервисы. В августе пользователи интернета сообщили, что их заставляют клясться на Коране, что они не станут входить в интернет через VPN.

Права ЛГБТИ

Секс между мужчинами по взаимному согласию оставался уголовным преступлением, за которое грозит до двух лет лишения свободы. Поступила информация как минимум об одном деле, возбуждённом в августе в Туркменабаде против задержанного мужчины.

В своём третьем периодическом докладе Комитету ООН по правам человека, опубликованном в 2020 году, власти Туркменистана обещали декриминализовать секс между мужчинами по взаимному согласию, но никаких шагов в этом направлении так и не предприняли.

Свобода вероисповедания и убеждений

Сохранялись жёсткие ограничения права на свободу вероисповедания, а отказчиков от службы в армии по соображениям совести привлекали к уголовной ответственности. Так, в январе суд приговорил к лишению свободы шестерых свидетелей Иеговы. После вынесения в марте ещё одного обвинительного приговора общее количество свидетелей Иеговы, отправленных в тюрьму за отказ от службы в армии по соображениям совести, достигло 16. Тем не менее 8 мая всех 16 отказчиков, отбывавших приговоры к одному–четырём годам заключения, освободили по амнистии. В стране по-прежнему отсутствовала чисто гражданская альтернативная служба.

Неправительственная организация «Форум-18» 21 июля сообщила, что в первый день мусульманского праздника Курбан-байрам сотрудники службы государственной безопасности устроили рейды по домам как минимум в четырёх городах Лебапского велаята на востоке страны и изъяли всю мусульманскую религиозную литературу, за исключением Коранов.

Принудительный труд

На Международной конференции труда, состоявшейся в мае–июне, Комитет экспертов МОТ выразил «глубокую озабоченность непрекращающимся применением принудительного труда в хлопковой промышленности» и потребовал от властей страны прекратить его использование. Власти в ответ отрицали применение принудительного труда.

Однако в марте сайт turkmen.news и неправительственная организация «Туркменская инициатива по правам человека» опубликовали доклад, в котором задокументировано использование принудительного труда, включая детский труд, на сборе урожая хлопка в 2020 году. Женщины особенно часто рисковали оказаться на принудительных работах, потому что обычно работали на низкооплачиваемых должностях и не могли заплатить другим сборщикам, чтобы те отработали за них. Часто вместо взрослых нанимали детей в возрасте 10–16 лет. Кроме того, в сентябре в СМИ сообщали, что на сбор урожая хлопка 2021 года принудительно отправляли школьников, учителей, бюджетников и прочих работников.

Насильственные исчезновения

Оставались неизвестными судьба и местонахождение как минимум 120 заключённых, которые подверглись насильственному исчезновению.  Часть из них были отправлены за решётку после предполагаемого покушения на тогдашнего президента Сапармурата Ниязова в ноябре 2002 года.


ТУРКМЕНИСТАН


Краткая справка

Туркменистан оставался практически закрытым для различных международных наблюдателей, в том числе тех, кто следит за соблюдением прав человека. Власти неизменно отрицали случаи заболевания коронавирусом среди жителей страны, однако в июле ввели обязательную вакцинацию для всего взрослого населения. Непрекращающийся экономический кризис, начавшийся три года тому назад, привёл к росту цен на продовольствие и дефициту основных продовольственных продуктов. Чтобы смягчить удар, власти стали раздавать субсидированные продуктовые наборы всем домохозяйствам. В сентябре, однако, частота раздачи сократилась с трёх раз в месяц до одного, чего наиболее нуждающимся оказалось недостаточно.

ВСЕ СТРАНЫ РЕГИОНА