РОССИЯ

Агрессивная война, развязанная Россией против Украины, сопровождалась ростом репрессий в отношении оппозиции внутри самой России. Мирные антивоенные акции разгонялись, часто с применением силы; против тех, кто выступал против войны, возбуждались административные и уголовные дела. Были приняты новые законы, ограничивающие протестную активность, деятельность НКО и гражданских активистов. Продолжались преследования свидетелей Иеговы. Пытки и другие виды жестокого обращения с задержанными, арестованными и заключёнными происходили повсеместно. Из Чечни не прекращали поступать сообщения о похищениях и насильственных исчезновениях. В стране постоянно попирались стандарты справедливого судебного разбирательства. Людям, отказывавшимся от службы в армии по соображениям совести, не позволяли проходить альтернативную гражданскую службу. Новые законы стигматизировали и дискриминировали ЛГБТИ.

Свобода выражения мнений и собраний

В ходе своего непрекращающегося наступления на оппозицию власти вводили всё новые суровые ограничения, касающиеся свободы выражения мнений и мирных собраний. Полиция разгоняла — зачастую с чрезмерным применением силы — мирные акции протеста против войны и мобилизации. Были задержаны более 19,4 тысяч человек, включая журналистов, освещавших протесты. Большинство из задержанных были оштрафованы либо отправлены под административный арест[1].

В марте были приняты новые законы о «дискредитации использования вооружённых сил» и о «распространении заведомо ложной информации об использовании вооружённых сил». По состоянию на декабрь по ним было заведено, соответственно, более 100 и 180 уголовных дел, а также составлено как минимум 5518 административных протоколов за «дискредитацию». Ещё свыше 200 уголовных дел были возбуждены за антивоенную деятельность по другим статьям.

В апреле по обвинению в «распространении заведомо ложной информации об использовании вооружённых сил» была арестована художница Александра Скочиленко. Ей грозит до 10 лет лишения свободы за то, что она подменила ценники антивоенными листовками в одном петербургском супермаркете. Под стражей ей не оказывалась медицинская помощь. Суд над нею начался в декабре.

В июле муниципального депутата Алексея Горинова приговорили к семи годам заключения за критику российского вторжения в Украину на одном из заседаний совета депутатов[2]. В декабре суд приговорил оппозиционного политика Илью Яшина к восьми с половиной годам лишения свободы за то, что на YouTube он рассказывал о массовых убийствах мирных жителей украинского города Буча российскими военными.

В стране были закрыты десятки независимых изданий, заблокированы тысячи сайтов. В марте была закрыта радиостанция «Эхо Москвы», а её сайт заблокирован. В марте же Роскомнадзор заблокировал социальные сети Twitter, Facebook и Instagram. Компанию Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, власти затем объявили «экстремистской организацией».

В сентябре суд в Москве лишил лицензии независимую «Новую газету». С ноября дагестанская независимая газета «Черновик» стала выходить только в цифровом формате, после того как под давлением властей типографии отказались её печатать.

Из-за такого давления отменялись концерты, выставки и другие мероприятия с участием деятелей культуры, выражавших оппозиционные взгляды. Одних, например рок-музыканта Юрия Шевчука и рэпера Оксимирона, оштрафовали за «дискредитацию» вооружённых сил. Других, например рок-музыканта Андрея Макаревича и писателя Дмитрия Быкова, признали «иностранными агентами». В апреле по обвинению в «распространении заведомо ложной информации об использовании вооружённых сил» был арестован на время следствия главный редактор хакасского интернет-издания «Новый фокус» Михаил Афанасьев. В Екатеринбурге в июне и июле издание «Вечерние ведомости», его издательница и редактор были оштрафованы на общую сумму 450 тысяч рублей (7828 долларов США) за «дискредитацию» вооружённых сил.

В июле Уголовный кодекс пополнился расплывчато сформулированной статьёй о «сотрудничестве на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией», предусматривающей наказание до восьми лет лишения свободы. К декабрю поступила информация о двух задержаниях по этой новой статье, однако на чём именно основывались обвинения, не сообщалось.

В декабре поправки к закону о митингах расширили перечень мест, где запрещено протестовать, пополнив его административными зданиями, школами, вузами, больницами, аэропортами, железнодорожными и автовокзалами. Региональные власти получили право вводить дополнительные ограничения.


 «Россия: „Тебя всё равно задержат“. Репрессии против лиц, ведущих мониторинг, и сотрудников СМИ, освещающих протестные акции», 25 ноября

 «Московский муниципальный депутат Алексей Горинов приговорён к семи годам за выступление против войны в Украине», 8 июля

Свобода объединений

Усилилось наступление на организации гражданского общества и оппозиционные движения.

Минюст пополнил соответствующие реестры ещё 166 «иностранными агентами» и 23 «нежелательными организациями». В июне ЕСПЧ постановил, что российский закон об «иностранных агентах» нарушает право на свободу объединений. В декабре вступил в силу новый закон об «иностранных агентах». В нём расширился перечень тех, кто может быть признан «иностранным агентом», и перечень оснований для присвоения такого статуса физическому лицу или организации, а также ужесточились наказания и дискриминационные меры, ограничивающие участие «иностранных агентов» в общественной жизни.

В декабре оппозиционного политика и активистку Юлию Галямину проинформи-ровали о разрыве контракта с московским вузом из-за её «иноагентского» статуса.

В мае власти заблокировали сайт незарегистрированного молодёжного движения «Весна» и возбудили дела против некоторых его членов, очевидно, в отместку за антивоенную деятельность «Весны». В сентябре суд приостановил деятельность «Весны», а в октябре «Весну» и двух её членов объявили «иностранными агентами». В декабре движение признали «экстремистским».

Власти продолжали репрессии в отношении активистов ликвидированного движения «Открытая Россия» и сторонников оппозиционного политика и узника совести Алексея Навального. В феврале суд в Новосибирске постановил, что блогер Тимур Ханов и местный депутат Антон Картавин должны вместе выплатить 3 024 877 рублей (47 тысяч долларов США) в счёт покрытия расходов на охрану правопорядка во время мирной акции протеста против уголовного преследования Алексея Навального, которая состоялась в январе 2021 года. В ноябре суд вышестоящей инстанции оставил это решение в силе. Аналогичные решения выносились и в других частях России.

В июле бывшего лидера «Открытой России» и узника совести Андрея Пивоварова приговорили к четырём годам лишения свободы за предполагаемое нарушение закона о «нежелательных организациях». В ноябре суд вышестоящей инстанции оставил приговор без изменений[1].


 «Российский политик Андрей Пивоваров приговорён к четырём годам лишения свободы по репрессивному закону о „нежелательных организациях“», 15 июля

Правозащитники

Помимо законов об «иностранных агентах» и о «нежелательных организациях», власти применяли и другие разнообразные механизмы для давления на правозащитников.

В феврале суд арестовал давнего члена «Мемориала» Бахрома Хамроева по надуманным обвинениям в «публичном оправдании терроризма». В октябре в отношении него завели ещё одно дело по статье об «организации деятельности террористической организации». 

В октябре суд в Московской области лишил российского гражданства экоактивиста и организатора акций Fridays for Future в России Аршака Макичяна, который к тому моменту уже уехал из России. Активист, ставший лицом без гражданства, полагает, что таким образом ему отомстили за мирный активизм.

В ноябре президент Путин вывел из Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека нескольких известных правозащитников и заменил их людьми, известными своей провластной позицией.

Свобода вероисповедания и убеждений

В июне ЕСПЧ нашёл, что Россия нарушила сразу несколько статей Европейской конвенции по правам человека своим запретом «Свидетелей Иеговы» и преследованиями членов организации за их вероисповедание. ЕСПЧ постановил, что Россия должна прекратить все уголовные дела, возбуждённые против свидетелей Иеговы, и освободить всех тех из них, кто уже отбывает заключение. Несмотря на это и два других постановления ЕСПЧ, выпущенных в феврале, притеснения и уголовные преследования свидетелей Иеговы продолжились, и назначаемые им наказания варьировались в диапазоне от крупных штрафов до семи лет лишения свободы.

В мае датский гражданин и узник совести Деннис Кристенсен, который стал первым свидетелем Иеговы, осуждённым после запрета организации в 2017 году, вышел на свободу из колонии после отбытия шестилетнего срока.

Пытки и другие виды жестокого обращения

Пытки и другие виды жестокого обращения повсеместно применялись в местах содержания под стражей и в местах лишения свободы, и виновников редко привлекали к ответственности. Задержанным и заключённым не оказывалась надлежащая медицинская помощь. Для оказания давления на заключённых, особенно оппозиционеров, администрации колоний запрещали им любые контакты с внешним миром и произвольно помещали в штрафные изоляторы (ШИЗО).

В течение года оппозиционного политика Алексея Навального 10 раз помещали в ШИЗО, где он провёл более 90 дней в бесчеловечных, унижающих достоинство условиях за такие «нарушения» распорядка, как «нарушение формы одежды». В ноябре администрация колонии поместила его в помещение камерного типа (ПКТ) и запретила все контакты с родственниками, включая переписку.

Гражданин Украины Александр Марченко продолжал отбывать приговор к 10 годам заключения за шпионаж, вынесенный на основании признательных показаний, которые он, по его словам, дал под пытками.

Ему постоянно отказывали в неотложной медицинской помощи, отправляли в ШИЗО и ПКТ по надуманным причинам, не давали общаться с родственниками.

Полиция применяла пытки, чтобы оказывать давление на инакомыслящих. В марте некоторые из задержанных на антивоенных митингах жаловались на пытки и другие виды жестокого обращения в отделениях полиции. В сентябре полицейские избили и, как утверждается, подвергли сексуальному насилию поэта Артёма Камардина у него дома во время обыска, связанного с декламацией им стихотворения в поддержку Украины. Его и ещё двоих человек задержали по подозрению в «возбуждении ненависти» и поместили в СИЗО. По состоянию на конец года его утверждения о пытках расследованы не были.

Насильственные исчезновения

В Чечне не прекращались насильственные исчезновения.

Так и не было расследовано насильственное исчезновение в 2020 году модератора Telegram-канала 1ADAT Салмана Тепсуркаева. В августе его соратники по 1ADAT рассказали, что его казнили во внесудебном порядке в сентябре 2020 года.

Канал 1ADAT сообщил о похищениях, в том числе о насильственных исчезновениях, как минимум 964 человек, включая тех, кого власти заставляли ехать воевать в Украину под угрозой уголовного преследования.

После начала российского вторжения российские силы и их ставленники в процессе так называемой «фильтрации» подвергли насильственным исчезновениям множество гражданских лиц из Украины, которых, как утверждается, незаконно перевозили из отдельных частей оккупированной Украины в Россию и там удерживали без связи с внешним миром. Среди нескольких сотен человек (в основном военнопленных), возвращённых в Украину в течение года в ходе «обмена пленными», оказались гражданские лица, которые подтвердили такую информацию и сообщили, что их удерживали под стражей без предъявления обвинений в российских пенитенциарных учреждениях, где пытали и подвергали другим видам жестокого обращения[1].


 «„По этапу“: незаконное перемещение Россией гражданских лиц в Украине и злоупотребления в процессе „фильтрации“», 10 ноября

Несправедливые судебные разбирательства

Власти по-прежнему нарушали стандарты справедливого судебного разбирательства.

В феврале Ачхой-Мартановский суд Чечни приговорил братьев Салеха Магамадова и Исмаила Исаева к восьми и шести годам заключения соответственно по сфабрикованным обвинениям в «пособничестве» «участию в незаконном вооружённом формировании». Открыто критиковавшие чеченские власти, в 2021 году они были похищены силовиками из Нижнего Новгорода, где скрывались, и вывезены в Чечню[1].

В августе Ленинский районный суд Грозного начал рассматривать сфабрикованное дело Заремы Мусаевой, которой инкриминируется мошенничество и применение насилия в отношении полицейского. Зарему Мусаеву, мать чеченских активистов Ибрагима и Абубакара Янгулбаевых, произвольно задержали чеченские полицейские в её квартире в Нижнем Новгороде и увезли в Чечню якобы в качестве свидетельницы по другому делу. Её здоровье и состояние вызывали серьёзную обеспокоенность.

В сентябре Московский городской суд на политически мотивированном процессе приговорил бывшего журналиста Ивана Сафронова к 22 годам лишения свободы по сфабрикованным обвинениям в «госизмене». В декабре суд вышестоящей инстанции оставил приговор без изменений.


 «Российский суд оставил в силе приговоры чеченским братьям из ЛГБТИ-сообщества», 25 октября

Безнаказанность

После того как Россия вышла из Совета Европы в марте, люди, чьи права были нарушены, лишились возможности обращаться в ЕСПЧ.

В декабре Госдума в первом чтении (из обязательных трёх) приняла законопроект, согласно которому «не является преступным и наказуемым деяние», если оно совершено до 30 сентября 2022 года и «было направлено на защиту интересов Российской Федерации» на незаконно аннексированных украинских территориях.

Права отказчиков по соображениям совести

Поступали новые сообщения о насильственных исчезновениях людей, в частности в Чечне. Оставались неизвестными судьба и местонахождение критика властей и Несмотря на то что возможность проходить альтернативную службу предусмотрена Конституцией, военкоматы и суды постоянно отказывали в этом мобилизованным, которым предстояла отправка в Украину. Власти утверждали, что поскольку в законодательстве нет положений об альтернативной службе в период «частичной мобилизации», то такие конституционные гарантии неприменимы. В ноябре был принят закон, согласно которому лица, проходящие альтернативную гражданскую службу, при объявлении мобилизации могут служить в качестве гражданского персонала в вооружённых силах. 

Права ЛГБТИ

В июне Минюст внёс художницу-феминистку, ЛГБТИ-активистку Юлию Цветкову в реестр «СМИ-иноагентов». В июле её оправдали по делу о «распространении порнографических материалов». В ноябре суд вышестоящей инстанции оставил оправдательный приговор в силе[1].

В декабре был принят закон, распространяющий запрет «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений, пропаганды педофилии и смены пола» с несовершеннолетних на все возрастные категории. За такие расплывчатые административные правонарушения, как «пропаганда», «распространение информации и (или) совершении публичных действий, направленных на формирование нетрадиционных сексуальных установок», и «навязывание информации, вызывающей интерес к смене пола», закон предусматривает санкции в виде блокировки сайтов, запрета продажи материалов, содержащих запрещённую законом информацию, и штрафов в размере до 5 миллионов рублей (80 тысяч долларов США).


 «Российская художница Юлия Цветкова оправдана по делу о „распространении порнографии“. Это „редкая и долгожданная победа здравомыслия“, считает Amnesty International», 15 июля

Права беженцев и мигрантов

По данным Управления Верхового комиссара ООН по делам беженцев, в Россию из Украины въехали более 2,8 миллионов перемещённых лиц. Одни направлялись в Россию добровольно; других же, оказавшихся на оккупированной Россией территории, российские власти не выпускали в подконтрольную украинским властям часть страны и незаконно, недобровольно переместили и депортировали из Украины. Волонтёры утверждают, что помогли как минимум 9000 украинцев перебраться из России в третьи страны. Российские власти транспортировали украинцев в пункты временного размещения как минимум в 54 регионах, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке, что затруднило и удорожило их перемещение в третьи страны или возвращение в Украину. Российские власти подталкивали украинских беженцев к принятию российского гражданства, а порой и заставляли это делать. Риск недобровольной абсорбции в российское общество был особенно велик для детей, оставшихся без попечения родителей, и людей с инвалидностью.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


Краткая справка

Двадцать четвёртого февраля Россия начала полномасштабное военное вторжение в Украину. Она оккупировала большие части соседней страны и в сентябре объявила об аннексии четырёх областей Украины. Тысячи мирных жителей Украины были убиты. Российские силы совершали военные преступления и преступления в рамках международного права (см. статью об Украине). Украинские силы наносили удары, очевидно, по военным базам, инфраструктуре связи и нефтебазам на российской территории. По сообщениям российских СМИ, в результате был убит как минимум 21 мирный житель, 39 пострадали.

Сотни тысяч россиян покинули страну, особенно с началом «частичной мобилизации» в сентябре, когда множество мужчин были отправлены на фронт без надлежащей подготовки и снаряжения. По имеющимся данным, тысячи осуждённых были завербованы частной военной компанией и отправлены воевать в Украину. Легализация такой практики произошла задним числом с принятием в ноябре соответствующего закона.

Усиливалась международная изоляция России: в ответ на вторжение в Украину ЕС, США и другие страны ввели экономические санкции, вслед за чем страну начали массово покидать международные компании. Доля россиян, живущих в бедности, увеличилась.

Россия 15 марта вышла из Совета Европы, а в июне приняла закон, позволяющий российским властям задним числом начиная с 15 марта игнорировать постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в том числе те из них, которые предусматривают выплату компенсаций.

В апреле Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за приостановку членства России в Совете ООН по правам человека. В октябре совет учредил должность Специального докладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека в Российской Федерации.

В ноябре суд в Нидерландах установил, что Россия осуществляла общий контроль над удерживаемым сепаратистами регионом на востоке Украины, где в июле 2014 года был сбит гражданский авиалайнер, и все 298 человек, находившиеся на борту, погибли. В связи с этим нападением суд заочно осудил трёх человек: двух россиян и одного гражданина Украины — и приговорил их к пожизненному заключению.

ВСЕ СТРАНЫ РЕГИОНА