Кыргызстан

КЫРГЫЗСТАН

В 2021 году пострадавшие от домашнего насилия сталкивались со сложностями при попытках подать заявление в милицию и получить помощь. Против мирных демонстрантов применялось насилие; в новой конституции оказались ослаблены гарантии права на свободу мирных собраний. Журналисты и активисты, критиковавшие власть, сталкивались с нападками в соцсетях и несправедливыми судебными преследованиями. Пытки и другие виды жестокого обращения применялись повсеместно и безнаказанно.

Гендерно обусловленное насилие и дискриминация 

Домашнее насилие носило повсеместный характер. Пострадавшие неохотно обращались в милицию, потому что находились в экономической зависимости от виновников и боялись стигматизации в обществе.

Комплексная и унифицированная статистика по домашнему насилию не велась, и цифры, сообщаемые разными государственными ведомствами, рознились. К сентябрю Министерство внутренних дел зарегистрировало 7665 случаев, что на 30% больше, чем в 2020 году.

Женщинам с инвалидностью было ещё труднее заявить о домашнем насилии. В феврале Алмире Артыкбек-кызы при помощи брата, наконец, удалось покинуть дом, где она жила с родственниками, и подать заявление о сексуальном и физическом насилии, которому она подвергалась на протяжении нескольких лет со стороны некоторых членов семьи. У Алмиры Артыкбек-кызы церебральный паралич, поэтому она не училась, была лишена дееспособности, и родственники фактически держали её дома как узницу. По состоянию на конец года расследование уголовного дела, возбуждённого против её родственников, ещё не закончилось.

Права женщин

В июле президент подписал новую «Концепцию о духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности». В ней содержится призыв к государственным органам продвигать традиционные ценности, а СМИ рекомендуется насаждать ценности традиционного общества и идеалы семьи.

Шестнадцатого ноября художница и писательница-феминистка Алтын Капалова окончательно проиграла дело против государственного Департамента регистрации населения и актов гражданского состояния в Бишкекском городском суде. Она добивалась того, чтобы ей позволили записать матчество, вместо отчества, в паспортах трёх её детей.

Свобода собраний

Государственные и негосударственные субъекты запугивали участников мирных акций протеста против новой конституции и в защиту гендерного равенства.

Статья 10 новой конституции позволяет ограничивать мероприятия, «противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа», однако в документе отсутствует определение этих терминов. Активистов беспокоило, что это может использоваться для неправомерного ограничения права на свободу мирных собраний.

В марте муниципальные власти столицы страны Бишкека добились судебного запрета проводить любые собрания в центре Бишкека на протяжении  двух месяцев, поскольку митинги тревожат местных жителей, «что вызывает негативное чувство и обеспокоенность в личной безопасности». Позже в апреле запрет был снят судом, куда обратилось с жалобой одно гражданское движение.

В апреле в Бишкеке примерно 200 мужчин своими агрессивными выходками сорвали мирный митинг против насилия в отношении женщин. Милиция ничего не предприняла для защиты мирных демонстрантов.

Свобода выражения мнений

Журналисты и гражданские активисты, критиковавшие власти, сталкивались с притеснениями, запугиванием, а в некоторых случаях и с безосновательным уголовным преследованием.

В феврале был отозван иск о клевете, который родственники бывшего высокопоставленного сотрудника таможни подали к двум ведущим независимым медиа, радио «Азаттык» и сайту Kloop.kg, и к одному журналисту. Гражданское дело было прекращено после того, как суд признал экс-сотрудника таможни виновным в рамках уголовного дела о коррупции.

В марте правоохранительные органы задержали гражданского активиста Тилекмата Куренова. Затем ему были предъявлены обвинения в призывах «к массовым беспорядкам» (в его публикациях в соцсетях) и к «насильственному захвату власти». В апреле его перевели под домашний арест, а 20 августа он был приговорён к полутора годам лишения свободы. Он выступил одним из организаторов мирного митинга против новой конституции.

В марте сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) допросили журналиста телеканала «Апрель» Каната Каниметова касательно его репортажей о другом деле, расследуемом ГКНБ. В апреле правоохранители приходили в его родной дом в городе Балыкчи, где сейчас живут его родственники, допрашивали их и угрожали обыском.

В августе президент подписал закон «О защите от недостоверной (ложной) информации». Высказывались опасения, что закон неправомерно ограничивает право на свободу выражения мнений и может помешать критиковать общественных деятелей. Он позволяет неназванным государственным органам закрывать и блокировать сайты, публикующие «недостоверную (ложную)» информацию, на основании жалоб физических и юридических лиц.

Пытки и другие виды жестокого обращения

Пытки и другие виды жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов по-прежнему носили массовый характер и расследовались неэффективно. По данным исследования, опубликованного в июле неправительственной организацией «Коалиция против пыток», 35% пострадавших подверглись пыткам во время допросов, будучи в статусе подозреваемых, 28% — в статусе свидетелей, а ещё 24% — при установлении их личности милицией.

В марте Комитет ООН по правам человека вынес решение по делу Шарободина Юлдашева, постановив, что Кыргызстан не провёл своевременного, эффективного и беспристрастного расследования его заявлений о пытках. В июле 2011 года сотрудники милиции пытали этнического узбека Шарободина Юлдашева, чтобы выбить из него «признание» в причастности к преступлениям, совершённым во время межэтнических столкновений на юге Кыргызстана в 2010 году. В декабре 2011 года четырём пытавшим его сотрудникам милиции были предъявлены обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном проникновении в его жилище. В 2012 году суд их оправдал. Шарободина Юлдашева приговорили к 16 годам лишения свободы за участие в массовых беспорядках, уничтожение имущества, грабёж и захват заложников.

В июле, наряду с другими законами, был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс. Правозащитники с тревогой отмечали, что он создаёт препятствия в работе адвокатов, откладывая их встречу с подозреваемыми. Кроме того, кодексом обратно вводится дополнительная проверка перед возбуждением уголовного дела, которая существовала до 2017 года и мешала быстро начинать расследования по заявлениям о пытках.

Безнаказанность

В мае Государственная служба исполнения наказаний прекратила расследование обстоятельств смерти узника совести Азимжана Аскарова, который скончался в 2020 году от осложнений, вызванных коронавирусом. Правозащитная неправительственная организация «Бир Дуйно — Кыргызстан» успешно оспорила это решение и обратилась в прокуратуру с ходатайством, чтобы та поручила это расследование ГКНБ во избежание конфликта интересов. Правозащитник, этнический узбек Азимжан Аскаров отбывал приговор к пожизненному заключению, вынесенный ему в сентябре 2010 года после пыток и несправедливого судебного разбирательства. Власти проигнорировали многочисленные международные требования освободить его и выражавшиеся опасения по поводу ухудшения его здоровья.

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА


Краткая справка

В мае вступила в силу принятая на референдуме новая конституция. Венецианская комиссия Совета Европы и ОБСЕ выражали обеспокоенность по поводу «слишком большой роли президента», ослабления роли парламента и «потенциальных вмешательств в независимость судебной системы».

В результате столкновений местных жителей на границе между Кыргызстаном и Таджикистаном в апреле–мае погибли не менее 36 граждан Кыргызстана.

Пандемия коронавируса продолжала сказываться на экономике страны. Прививочная кампания затянулась из-за нехватки вакцин и осложнилась неэффективным распределением гуманитарной помощи, однако к сентябрю более 1 миллиона человек получили как минимум одну дозу вакцины. В июне власти сделали обязательной вакцинацию для всех работников здравоохранения, а затем и для других категорий работников, что вызвало недовольство в обществе, хотя оставалось неясным, чем именно грозит несоблюдение требований.

ВСЕ СТРАНЫ РЕГИОНА