Общие сведения
Кем бы вы ни были, где бы вы ни жили, любые решения, касающиеся вашего тела, должны быть только вашими.
И всё равно по всему миру многие из нас подвергаются преследованиям за то, что мы сами решаем, как нам жить, а многим вообще не дают никакого выбора. Правительства пытаются указывать нам, кого мы можем целовать, кого мы должны любить, как мы должны одеваться, как нам себя идентифицировать, когда заводить детей и сколько.
Сексуальные и репродуктивные права означают, что у вас должна быть возможность самим решать, что вам делать со своим телом, а также:
- получать достоверную информацию о всех вопросах, связанных сексуальным и репродуктивным здоровьем
- иметь доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, в том числе к контрацепции
- самим выбирать, вступать в брак или нет, когда и с кем
- самим решать, хотите ли вы иметь детей и сколько
Эти права также означают, что мы не должны подвергаться любым формам сексуального насилия, в том числе изнасилованиям, калечащим операциям на женских гениталиях, принудительным беременностям, принудительным абортам и принудительной стерилизации.
В 2013 году власти Сальвадора отказали в проведении аборта 22-летней Беатрис. У Беатрис был целый ряд тяжёлых заболеваний, которые, учитывая её беременность, представляли серьёзную угрозу для её жизни и здоровья. Плод скорее всего не пережил бы родов. После нескольких месяцев давления со стороны активистов из Сальвадора и других стран правительство Сальвадора в конце концов разрешило ей раннее кесарево сечение: «Без вашей поддержки я бы никогда не смогла пройти через всё это. Надеюсь, что мой пример послужит тому, что другим женщинам не придётся проходить через то, что пришлось пережить мне».
Проблема
Новая угроза равноправию и нашим жизням
Многие последние успехи в этой области являются результатом борьбы отважных активисток и активистов, и эти достижения сейчас под угрозой.
- В декабре 2013 года Верховный суд Индии постановил, что однополые отношение по обоюдному согласию между взрослыми людьми по-прежнему являются уголовным преступлением.
- В январе 2014 года в Нигерии вступил в силу откровенно репрессивный закон о запрете однополых браков.
- В январе 2014 года новый закон об абортах вступил в силу в Ирландии (Закон о защите жизни во время беременности), который по-прежнему предусматривает уголовную ответственность за проведение аборта и наказание в виде 14 лет тюремного заключения.
Многие группы оказывают давление на правительства стран, ООН и другие международные и региональные организации, добиваясь ограничений сексуальных и репродуктивных прав. Этим занимаются хорошо финансируемые, организованные группы влияния, в том числе могущественные религиозные организации.
Некоторые главы государств и правительства прислушиваются к этим группам и критически относятся к сексуальным и репродуктивным правам и гендерному равноправию, или презрительно называют принцип «права человека для всех» западной концепцией.
Одно очевидно – ставятся под сомнение наши права на выражение собственной сексуальности и принятие осознанных решений о наших собственных телах.
Призывы Amnesty
- Правительства должны прекратить использовать уголовный кодекс для контроля сексуальности и репродуктивного здоровья людей.
- Люди должны иметь право сами принимать решения о том, как им распоряжаться своим телом, и вести такую жизнь, которую они хотят, без вмешательства других.
- Правительства должны обеспечить лёгкий доступ к услугам в области сексуального и репродуктивного здоровья, а также к просвещению и информации в этой области.
- Страны должны запретить все формы дискриминации и насилия.
Пример
Дискриминация
Существует множество препятствий на пути реализации прав в области сексуального и репродуктивного здоровья, в том числе трудности в доступе к услугам здравоохранения, информации и образования. Но в основе всех этих проблем лежит дискриминация.
Женщины и девочки, а также люди из маргинализированных групп, например, геи, лесбиянки и трансгендерные люди или люди из так называемых «низших» каст, очень бедные люди и меньшинства, очень рискуют, когда пытаются сделать осознанный выбор.
Эти преграды часто ещё более непреодолимы, если вы принадлежите более чем к одной из перечисленных групп.
Копила – 32-летняя женщина, живущая в Непале, в округе Кайлали. Она никогда не ходила в школу и в 17 лет вышла замуж. Первого ребёнка она родила через год, за ним ещё трёх. Будучи беременной и сразу после родов ей приходилось работать в поле и носить тяжёлые грузы, как, например, дрова. Эти и другие проявления гендерной дискриминации привели к тому, что у Копилы началось опущение матки (болезнь, когда матка начинает смещаться во влагалище), когда ей было 24 года. Но поскольку её муж решает, когда она может пойти к врачу, то у врачей она была лишь один раз.
К несчастью для Копилы и миллионов других женщин правительства многих стран зачастую не борются с неравноправием и дискриминацией, а потакают им. Они заставляют людей подстраиваться под то, что они считают «нормой», когда речь заходит о сексуальности, репродуктивном здоровье и родительских обязанностях. Эти опасные стереотипы зачастую оправдываются национальной культурой, традициями или религией.
Контроль над выбором в области сексуального и репродуктивного здоровья часто оказывать в руках других людей – мужей, свекров и свекровей, членов семьи или религиозных групп. И последствия этого чудовищны.