ДИСКРИМИНАЦИЯ

Общие сведения

Дискриминация бьёт по самой сути человека. Она ущемляет права человека только потому, что он или она такие, какие они есть, или из-за того, во что он или она верят. Дискриминация опасна и закрепляет неравенство в обществе.

Мы все имеем право на равное отношение независимо от нашей расы, этнической принадлежности, национальности, социального класса, касты, религии, убеждений, пола, языка, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, возраста, состояния здоровья и других обстоятельств. И все равно мы часто слышим душераздирающие истории о людях, которые страдают от жестокости только потому, что принадлежат к группе людей, так или иначе отличающихся от тех, кто находится в привилегированном положении или обладает властью.

Дискриминация состоит в том, что человек не может пользоваться правами человека или иными законными правами наравне с другими из-за ничем не оправданного различия, проводимого в политике, законодательстве или обращении. Вся работа Amnesty International основана на принципе запрета дискриминации. Работая с самыми разными сообществами в мире, мы боремся с дискриминационными законами и практиками, чтобы все люди могли пользоваться своими правам на равных условиях.

Дискриминация может принимать самые разные формы:

Прямая дискриминация – когда между группами людей проводится четкое различие, в результате которого у людей из одной группы меньше возможностей воспользоваться своими правами по сравнению с людьми из другой группы. Например, закон, требующий, чтобы женщины, но не мужчины, представляли доказательства определённого уровня образования в качестве необходимого условия для участия в голосовании, является прямой дискриминацией по признаку пола.

Косвенная или непрямая дискриминация – когда закон, политика или практика сформулированы или выглядят нейтрально (без прямых дискриминационных определений), но они ставят в неблагоприятное положение определённую группу или группы людей. Например, закон, требующий от всех подтверждать определённый уровень образования для участия в голосовании, является косвенно дискриминационным в отношении любой группы людей, которая с меньшей вероятностью достигла этого уровня образования (как например, уязвимые этнические группы или женщины).

Перекрёстная или интерсекциональная дискриминация – когда сочетается несколько разных форм дискриминации и определённая группа или группы людей оказываются в ещё более невыгодном положении. Например, дискриминация женщин часто выражается в том, что им за ту же работу платят меньше, чем мужчинам. Дискриминация этнических меньшинств часто приводит к тому, что членам этой группы за ту же работу платят меньше, чем другим. При этом женщинам из этого меньшинства платят меньше, чем другим женщинам, и меньше, чем мужчинам из этого меньшинства – таким образом они страдают от перекрёстной (или интерсекциональной) дискриминации по признаку их пола, гендера и национальности.

Риторика ненависти и демонизация

Политика демонизации (или очернения) набирает популярность во многих странах мира. Политические лидеры на всех континентах подстрекают к ненависти на почве национальности, расы или религии, обвиняя маргинализированные группы в том, что они виноваты в социальных и экономических проблемах. Их слова и действия имеют огромное значение для их сторонников; разжигающие ненависть и дискриминацию высказывания могут приводить к враждебности и насилию в отношении меньшинств.

Чудовищные последствия такого рода демонизации мы видели в Мьянме, где травля, длящаяся десятилетиями, достигла апогея в 2017 году, когда этнические чистки вынудили более 700 000 рохинджа, в основном исповедующих ислам, бежать в соседний Бангладеш.

В чём причины дискриминации?

В основе любых форм дискриминации лежат предрассудки, опирающиеся на концепцию идентичности и на потребность идентифицировать себя и других с определёнными группами. Это может приводить к раздорам, ненависти и даже дегуманизации (обесчеловечивания) других людей, обладающих другой идентичностью.

Во многих странах мира все популярнее становится политика обвинений и страха. Нетерпимость, ненависть и дискриминация приводит к росту раскола в обществе. Политика страха приводит к разобщению людей, а лидеры пользуются риторикой ненависти, обвиняя определенные группы людей в социальных или экономических проблемах.

Некоторые правительства пытаются укрепить свою власть и существующее положение вещей, открыто оправдывая дискриминацию во имя морали, религии или идеологии. Дискриминация может быть закреплена в национальном законодательстве, даже если это нарушает нормы международного права – например, уголовный запрет на аборты, лишающий женщин, девочек и беременных людей медицинской помощи, в которой нуждаются только они. Власти даже могут рассматривать целые группы людей, как вероятных преступников только из-за того, кем они являются, как, например, бедных людей, представителей коренных народов или чернокожих.

Некоторые из основных форм дискриминации

Расовая и этническая дискриминация

Расизм существует практически во всех странах мира. Люди постоянно лишены возможности реализовывать права человека в полном объеме из-за своего цвета кожи, расы, этноса, происхождения (в том числе касты) или национальной принадлежности. Бесконтрольный расизм может приводить к чудовищным зверствам, таким как, геноцид в Руанде в 1994 году или недавний апартеид и этнические чистки рохинджа в Мьянме.

В Индии представители доминирующих каст целенаправленно нарушают права далитов («угнетенных», название низших каст в индийском обществе). Полиция из-за дискриминационного отношения часто не расследует такие преступления, в том числе групповые изнасилования, убийства и разрушение домов, поскольку к преступлениям против далитов не относятся всерьёз.

Amnesty International фиксировала широко распространённую дискриминацию миллионов рома (самоназвание и обобщённое название европейских цыган) в Европе, в том числе угрозы принудительных выселений, преследования со стороны полиции и сегрегацию детей рома в школах.

Дискриминация неграждан, которую иногда называют ксенофобией

В основе дискриминация неграждан часто лежат расизм или представления о собственном превосходстве, и она зачастую поддерживается политиками, которые ищут, на кого бы свалить вину за социальные и экономические проблемы в стране.

С 2008 года в Южной Африке произошло несколько всплесков насилия в отношении беженцев, просителей убежища и мигрантов из других африканских стран, в том числе убийства, грабежи, разгромы магазинов и других коммерческих предприятий. В некоторых случаях к вспышкам насилия привели полные ненависти высказывания политиков, которые совершенно незаслуженно называли иностранцев «преступниками» и обвиняли их в том, что именно из-за них система здравоохранения не справляется со своими задачами.

В других странах в реакции властей на беженцев и просителей убежища также присутствовала дискриминация. Многие люди в странах, где активно принимают беженцев и просителей убежища, считают сложившуюся ситуацию прямо-таки катастрофической, а лидеры и политики эксплуатируют эти страхи, обещая принять, а в некоторых случаях и принимая противозаконные политические меры.

В Венгрии, например, в 2018 году приняли целый пакет уголовных законов, который направлен на группы людей, которые, по мнению правительства, помогают беженцам и мигрантам и поддерживают их. Власти также насильственно выдворяли из страны беженцев и просителей убежища, жестоко обращались с нами и произвольно задерживали тех, кто пытался попасть в Венгрию.

Мы в Amnesty International не согласны с тем, что этот кризис связан с количеством беженцев. Это кризис солидарности. Причины, которые заставили целые семьи и отдельных людей бежать через границы, а также недальновидные и нереалистичные способы, которыми политики реагируют на них – это и есть настоящая проблема.

Дискриминация лесбиянок, геев, бисексуальных и трансгендерных людей и интерсексов (ЛГБТИ)

Во всех странах мира люди подвергаются дискриминации из-за того, кого они любят, кто их привлекает и кем они сами являются. ЛГБТИ могут столкнуться с несправедливым отношением к себе в самых разных областях: в образовании, при поиске работы и квартиры или в доступе к здравоохранению, а также они могут подвергаться преследованиям и насилию.

В некоторых странах людей наказывают за их сексуальную ориентацию или гендерную идентичность тюремными сроками или даже смертью. Так, например, в октябре 2019 года угандийский министр по вопросам этики и добросовестности объявил, что правительство собирается ввести смертную казнь за однополые сексуальные отношения по обоюдному согласию.

В 2019 году Amnesty International зафиксировала, как геи и трансгендерные люди, служащие по призыву в армии Южной Кореи, сталкиваются с насилием, притеснениями и постоянной дискриминацией из-за того, что в армии секс по обоюдному согласию между двумя мужчинами является уголовным преступлением; а также изучала препятствия, мешающие трансгендерным людям в Китае получить доступу к процедурам коррекции пола. Мы также участвовали в кампаниях за проведение гей-прайдов в Турции, Ливане и Украине.

Для ЛГБТИ крайне трудно, а чаще всего и невозможно, свободно жить и добиваться правосудия, когда закон не на их стороне. Но даже если закон на их стороне, то остаются отторжение, предрассудки и стереотипы, которые мешают ЛГБТИ быть равноправными членами общества или наравне с остальными пользоваться свободами и правами. Именно поэтому активисты ЛГБТИ постоянно борются за свои права: будь то свобода от дискриминации любить тех, кого они хотят, законное признание их гендераhttps://www.amnesty.org/en/get-involved/old-actions/stand-with-finland-transgender-human-rights-defender-sakris/ или просто защита от угрозы нападения и притеснения.

Здесь вы найдёте более подробную информации о том, что делает Amnesty International для защиты прав лесбиянок, геев, бисексуальных и трансгендерных людей и интерсексов.

Гендерная дискриминация

Во многих странах мира существуют законы, нормы, обычаи и убеждения, ущемляющие права женщин и девочек.

Законы запрещают женщинам одеваться так, как они хотят (в Саудовской Аравии и Иране) или работать по ночам (на Мадагаскаре), или брать в банке кредит без подписи мужа (в Экваториальной Гвинее). Во многих странах дискриминационные законы ограничивают права женщин на развод, владение имуществом, самим распоряжаться своим телом и быть защищёнными от домогательств.

Борьба за справедливость продолжается – сотни тысяч женщин и девочек выходят на улицы, чтобы отстаивать свои права и требовать гендерного равноправия. В США, Европе и Японии женщины протестовали против мизогинии (женоненавистничества) и насилия, участвуя в маршах движения #MeToo. В Аргентине, Ирландии и Польше женщины выходили на демонстрации с требованием отменить репрессивные законы, запрещающие аборты. В Саудовской Аравии они призывали отменить запрет на вождение машин женщинами, а в Иране они требовали отменить обязательное ношение хиджаба (головного платка).

Во всём мире женщины и девочки одни из первых выступают с требованием перемен.

И все же, несмотря на небывалый рост женского активизма, суровая реальность такова – правительства многих стран открыто поддерживают нормы, законы и обычаи, угнетающие и подавляющие женщин.

В мире 40% женщин детородного возраста живут в странах, где аборты по-прежнему строго запрещены или практически недоступны, даже если они разрешены законодательно, а у примерно 225 миллионов женщин нет доступа к современным средствам контрацепции.

Исследование, проведённое Amnesty International, подтвердило, что в то время, как социальные сети позволяют людям высказывать свои мысли в спорах и общении, обмениваться мнениями, компании и правительства не защищают пользователей от оскорблений в сети, в частности, вынуждая многих женщин заниматься самоцензурой или совсем уходить из соцсетей.

Однако в некоторых странах социальные сети уделяют больше внимания призывам женщин обеспечить равенство на рабочем месте, проблеме, которая часто посвящены призывы уменьшить гендерный разрыв в оплате труда, составляющий сейчас в мире 23%. Женщины во всём мире не только получают в среднем меньше, чем мужчины, но и чаще занимаются неоплачиваемой работой и работают на неофициальных, небезопасных и неквалифицированных работах. И в основном это происходит из-за социальных норм, согласно которым, женщины и их работа обладают низким статусом.

Именно женщины в первую очередь страдают от гендерного насилия. Эта проблема является настоящим кризисом в области прав человека, но политики продолжают её игнорировать.

Пример: менструация и связанные с ней табу

«Критические дни», «красная армия» или «гости из Краснодара». Во многих частях мира предвзятое отношение к менструации не ограничивается только эвфемизмами. Попытки изменить сложившиеся стереотипы привели к тому, что несколько активисток были арестованы или вызваны на допросы только из-за того, что они отстаивали свою позицию.

Фото: Ануп Субеди

У Самикшии Койрала из Непала месячные начались в 11 лет. Ей не только запрещали выходить из дома 5 дней, но также ей запретили 11 дней дотрагиваться до мужчин из её семьи, а входить на кухню ей было нельзя 19 дней.

Сейчас она входит в студенческую группу Amnesty International, чья задача – преодоление негативного отношения к менструации.

«Мы делаем видео, проводим митинги и ведём программы в общинах в сельскохозяйственных районах для мальчиков и девочек. Когда мы слышим, как дети говорят об этих вопросах открыто, то ужасно гордимся ими и собой. В Непале нам надо начать менять общее отношение к предрассудкам, касающимся менструации, и я считаю, что мы пока отлично справляемся», – сказала Самикшия.

Дискриминация по касте

Дискриминация по роду занятий и родовому происхождению (её ещё называют кастовой дискриминацией) широко распространена в Азии и Африке и от неё страдает более 260 миллионов человек и даже те, кто уже живёт в диаспорах. Из-за своего происхождения люди из этих сообществ оказываются в социальной изоляции и тяжёлом экономическом положении, они подвергаются физическому и психологическому насилию. Кастовая дискриминация глубоко укоренена в обществе, она проявляется в повседневной жизни, в личном представлениях о культуре и обычаях, в социально-экономических структурах, в образовании и трудоустройстве, в доступе к услугам, возможностям, ресурсам и рынку. Дискриминация сохраняется из поколения в поколение и в некоторых случаях глубоко интернализирована (принимается как естественное положение вещей людьми, которые от неё страдают), несмотря на существование в некоторых странах законов и антидискриминационных мер для борьбы с ней. Amnesty International вместе с партнёрами отстаивает права общин, страдающих от кастовой дискриминации.

Дискриминация по признаку инвалидности

В нашем мире один человек из десяти живёт с инвалидностью. И все равно во многих обществах люди с инвалидностью вынуждены бороться с общественным отторжением, подвергаются остракизму и к ним относятся с жалостью или страхом.

Около 80% людей с инвалидностью живут в развивающихся странах. Подавляющее большинство людей с инвалидностью (82%) живут за чертой бедности. Женщины с инвалидностью в два или три раза чаще сталкиваются с физическим и сексуальным насилием, чем женщины без инвалидности.

В Казахстане действующее законодательство позволяет объявлять людей с психосоциальной и интеллектуальной инвалидностью юридически «недееспособными» и их передают на попечение опекуну. В рамках этой системы они не могут реализовывать свои права и не могут оспорить это решение в суде.

Amnesty International также фиксировала серьезные нарушения прав человека, от которых страдали люди с инвалидностью в Сомали, где им угрожают принудительный брак, изнасилование или изгнание из общины.

Пример: борьба за улучшение условий доступности в Кыргыстане

В Кыргызстане, где людей с инвалидностью часто называют «инвалидами» и «больными», Гульзар борется за достойную жизнь.

Гульзар Дуйшенова из Кыргызстана потеряла возможность ходить после автомобильной аварии. Сейчас она пользуется инвалидной коляской, но она живет в обществе, где человек с инвалидностью повседневно сталкивается с дискриминацией. Одна из форм дискриминации – отсутствие доступности. Она просто не может попасть к врачу или сесть в общественный транспорт.

Но Гульзар борется за то, чтобы ситуация изменилась. Она поставила себе цель – обеспечить достойную жизнь людям с инвалидностью. Проблемы доступности, с которыми она постоянно сталкивается, укрепили её решимость требовать лучшей жизни для себя и других.

Нам сказали, что нам никто не разрешал высказываться – но мы до сих пор говорим. Я всё еще говорю.

Гульзар Дуйшенова

После многих лет упорной борьбы таких активистов, как Гульзар, в марте 2019 года президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков подписал Конвенцию ООН о правах лиц с инвалидностью, которая даёт возможность включить в социальную и экономическую жизнь Кыргызстана 180 000 человек, живущих с инвалидностью.

«Если люди с инвалидностью и пожилые живут хорошо, то и все общество живёт хорошо. Я также хочу сказать громко и ясно – ничего для нас без нас», – говорит Гульзар.

Решение: к чему призывает Amnesty?

Правительствам стран:

  • Отменить дискриминационные законы и освободить всех людей, оказавших из-за них в тюрьмах.
  • Защищать всех людей, кем бы они ни были, от дискриминации и насилия.
  • Принять законы и правовые нормы, которые поощряют социальную интеграцию и разнообразие во всех сферах жизни общества.
  • Активно бороться с причинами дискриминации, в том числе со стереотипами и взглядами, лежащими в основе дискриминации.