БЕЛАРУСЬ

В стране по-прежнему сурово ограничивались права на свободу выражения мнений, объединений и собраний. Состоялась как минимум одна казнь. Пытки и другие виды жестокого обращения применялись повсеместно и безнаказанно. Судебная система служила инструментом для подавления инакомыслия, а судебные процессы носили несправедливый характер. Национальные и религиозные меньшинства подвергались дискриминации. Беженцы и мигранты сталкивались с насилием, происходили их выдачи.

Свобода выражения мнений

Свобода выражения мнений по-прежнему сурово ограничивалась. Против тысяч людей были возбуждены дела, в том числе за выражение поддержки Украине, за сообщения о передвижениях российских войск и военной техники и за критику властей. Произошли произвольные задержания 40 независимых журналистов, а уже отбывавшим наказания были предъявлены новые обвинения. По состоянию на конец года из-за своей профессиональной деятельности за решёткой находились 32 журналиста. 

Сотни человек судили на закрытых процессах по обвинениям в «оскорблении» должностных лиц, «дискредитации» государственных институтов и символов и «разжигании социальной розни и вражды». В июле студентку Дануту Передню приговорили к шести с половиной годам лишения свободы за репост сообщения с критикой войны в Украине и роли Александра Лукашенко в ней. 

Власти произвольно признавали «экстремистскими» организации, интернет-ресурсы, печатные и иные материалы. В связи с таким контентом тысячи человек были привлечены к ответственности, например за «лайки» под публикациями в соцсетях или за ношение футболок с «экстремистским» логотипом. В официальном списке «экстремистов» насчитывалось более 2200 человек, большинство из которых находились в тюрьме по политически мотивированным обвинениям. 

Журналиста Юрия Гонцаревича приговорили в июле к двум с половиной годам лишения свободы по обвинению в «содействии экстремистской деятельности» за то, что он отправил фотографии российской военной техники независимым СМИ. 

В ноябре Министерство внутренних дел запретило традиционное приветствие «Жыве Беларусь!», внеся его в список «нацистской символики и атрибутики». 

Свобода объединений

В стране не прекращались репрессии в отношении независимых организаций гражданского общества, начавшиеся после спорных президентских выборов 2020 года. Они коснулись неправительственных организаций, СМИ, профессиональных организаций, этнических и религиозных сообществ. 

Для ликвидации организаций властями использовались произвольные обвинения в «экстремизме» и «терроризме». Состоялись закрытия более 250 организаций гражданского общества и крупных независимых СМИ, многие из которых были признаны «экстремистскими организациями». 

В апреле власти провели обыски в домах и офисах лидеров независимых профсоюзов и, не называя причин, задержали 16 человек. В июле Верховный суд ликвидировал Белорусский конгресс демократических профсоюзов, фактически тем самым запретив все независимые профсоюзы в стране. 

Свобода собраний

После начала российского полномасштабного вторжения в Украину 24 февраля милиция по всей Беларуси жестоко разгоняла мирные акции протеста. Только 27 февраля было задержано как минимум 700 демонстрантов. Многие из них на закрытых судебных заседаниях были приговорены к административным арестам на сроки до 30 суток по сфабрикованным обвинениям в «организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активном участии в них», или оштрафованы. 

Власти продолжали преследовать участников мирных выступлений 2020 года: за первое полугодие 2022 года были задержаны 280 человек. 

В мае благодаря новым поправкам к законодательству у внутренних войск появилось право использовать боевое оружие и специальную военную технику для разгона участников публичных протестов и других действий, предположительно нарушающих общественный порядок.

Смертная казнь

По меньшей мере один человек был казнён.

В мае была принята поправка к законодательству, вводящая смертную казнь за «покушение на совершение преступлений» в делах о терроризме, что нарушает обязательства страны как участника Международного пакта о гражданских и политических правах. В декабре парламент принял в первом чтении законопроект, который предусматривает введение смертной казни за измену государству, совершённую должностным лицом или военнослужащим. 

Пытки и другие виды жестокого обращения

Пытки и другие виды жестокого обращения происходили повсеместно. Виновники пользовались полной безнаказанностью. 

Обращение и условия содержания людей, осуждённых по политически мотивированным обвинениям, зачастую были хуже, чем у других заключённых. Часто их бесчеловечно содержали в изоляции, не разрешали им телефонные звонки, свидания с родственниками, получение передач, не выводили на прогулки. Такие произвольные ограничения постоянно накладывали на известного политического активиста Сергея Тихановского, отбывающего приговор к 18 годам заключения по сфабрикованному делу, и он более двух месяцев провёл в штрафном изоляторе. 

Правозащитники

Власти пресекали правозащитную деятельность, произвольно арестовывали, запугивали правозащитников, применяли к ним насилие. Среди тех, кто подвергался гонениям, были члены известной правозащитной организации «Весна», несколько из которых находились в предварительном заключении или отбывали приговоры. В сентябре осуждённым лидерам Алесю Беляцкому, Валентину Стефановичу и Владимиру Лабковичу предъявили новые сфабрикованные обвинения, касающиеся нарушения общественного порядка. Алесь Беляцкий 7 октября стал одним из лауреатов Нобелевской премии мира. 

Марфу Рабкову и Андрея Чепюка, находившихся под стражей с 2020 года, на закрытом суде приговорили к 15 и шести годам лишения свободы соответственно. 

Наста Лойка отбыла как минимум 15 суток административного ареста по сфабрикованным обвинениям в «мелком хулиганстве». Под арестом ей отказывали в лекарствах и предметах первой необходимости, включая тёплую одежду и питьевую воду. В декабре против неё было возбуждено уголовное дело об «организации действий, грубо нарушающих общественный порядок», и её перевели в предварительное заключение.

Несправедливые судебные разбирательства

Власти повсеместно пользовались судебной системой, чтобы расправляться со всяческим инакомыслием, сажать в тюрьму своих критиков, запугивать и принуждать к молчанию защищающих их адвокатов. Против как минимум семи адвокатов были произвольно возбуждены дела, и не менее пяти из них были задержаны. По крайней мере ещё 17 адвокатов были лишены лицензии после работы над политически мотивированными делами. 

Судебные заседания по политически мотивированным делам обычно проходили за закрытыми дверями и с многочисленными нарушениями. Законы, расширяющие возможности для заочного возбуждения и судебного слушания дел, были приняты в июле и далее применялись до конца года. 

Дискриминация

Власти усилили нападки на некоторые этнические меньшинства, включая поляков и литовцев, что, очевидно, стало местью за то, что Польша и Литва приняли уехавших из страны оппозиционеров и критиковали правительство Беларуси. 

Вандалы неоднократно оскверняли польские военные кладбища, и никто не понёс за это ответственности. На западе Беларуси (где проживает довольно многочисленное польское меньшинство) власти произвольно запретили двум школам вести занятия на польском языке, а в Гродно закрыли литовскую школу. Несмотря на официальный статус белорусского языка, власти преследовали школы и типографии за обучение и книгопечатание на белорусском, видя в нём язык политической оппозиции. Закрывались белорусские книжные магазины; происходили произвольные задержания активистов, научных работников, литературных и культурных деятелей, туристических гидов, говоривших на белорусском. 

Свобода вероисповедания и убеждений 

Власти преследовали местных христианских лидеров и активистов, которые открыто осуждали насилие, применявшееся правоохранительными органами во время протестов 2020 года, и роль Беларуси в российской войне в Украине. В марте милиция провела обыски в домах нескольких католических священников. Один из них, Александр Баран, был произвольно помещён под стражу на 10 дней, а другой, Василий Егоров, оштрафован за выражение солидарности с Украиной.

После подозрительного пожара 26 сентября власти расторгли договор безвозмездного пользования с общиной костёла святого Симона и святой Елены в столице страны Минске. Во время митингов 2020 года костёл демонстративно укрывал у себя протестующих от насилия со стороны милиции. 

Право на здоровье

Качество и доступность медицинской помощи в стране сильно снизились, в том числе из-за непрекращающегося оттока медиков, увольняемых по политическим причинам, а также из-за дефицита некоторых лекарств и медицинского оборудования вследствие международных санкций. Медицинским работникам, уволенным за поддержку мирных протестов 2020 года, произвольно отказывали в трудоустройстве. Власти отозвали лицензии как минимум у семи частных клиник в рамках, по-видимому, скоординированной кампании против независимого оказания медицинских услуг. 

Права беженцев и мигрантов

Власти по-прежнему вынуждали беженцев и мигрантов, в том числе из Сирии, Ирака и Афганистана, пересекать границу с Польшей, Литвой и Латвией. Многих из них выдворили обратно в Беларусь, где пограничники и прочие должностные лица подвергали их пыткам и другим видам жестокого обращения, где им не давали обратиться за убежищем и выдавали обратно на родину. В марте сообщалось, что власти выселили беженцев и мигрантов из импровизированного лагеря в посёлке Брузги, лишив тем самым крова и поддержки почти 700 человек, включая маленьких детей и людей с тяжёлыми заболеваниями и инвалидностями. 

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ


Краткая справка

Беларусь преимущественно оставалась в международной изоляции из-за неизменного отказа ЕС и США признавать Александра Лукашенко президентом. Страна в целом согласовывала свою внешнюю и оборонную политику с Россией, в том числе содействуя войне, которую Россия вела против Украины. 

После остановки торговли с Украиной и введения западными странами новых санкций против белорусских компаний ВВП рухнул, а инфляция выросла.

ВСЕ СТРАНЫ РЕГИОНА