АЗЕРБАЙДЖАН

Продолжали поступать сообщения о нарушениях норм международного гуманитарного права. Не наблюдалось сколь-либо значимого прогресса в расследовании предполагаемых военных преступлений, совершённых в 2020 году во время нагорно-карабахского конфликта. Свободы выражения мнений, собраний и объединений жёстко подавлялись: власти произвольно задерживали гражданских активистов и возбуждали против них политически мотивированные дела, разгоняли мирные протесты, препятствовали работе независимых организаций и СМИ. Женщины и девочки сталкивались с дискриминацией.

Нарушения норм международного гуманитарного права

Генеральная прокуратура 2 октября возбудила дело в связи с видеозаписью, которая незадолго до этого появилась в интернете. На записи группа мужчин в азербайджанской военной форме окружает и расстреливает как минимум шестерых армянских военнослужащих. По состоянию на конец года следствие продолжалось. По имеющейся информации, личности виновников так и не были установлены. Не продвигалось и расследование военных преступлений и прочих нарушений норм международного гуманитарного права, допущенных в 2020 году в ходе армяно-азербайджанского конфликта и сразу после его завершения. Подозреваемые в них так и не были ни установлены, ни привлечены к ответственности.

Согласно опубликованному в августе докладу Международного комитета Красного Креста, пропавшими без вести на азербайджанской территории числились более 300 армян.

Люди погибали и получали ранения при подрывах на минах, которые, как утверждает Азербайджан, силы Армении продолжают устанавливать на международно признанной территории Азербайджана, контроль над которой он вернул себе в 2020 году. Власти Азербайджана также называли ненадёжными карты минирования, ранее предоставленные Арменией.

В октябре азербайджанские власти сообщили, что после конфликта 2020 года 45 человек погибли и 221 человек получил ранения, подорвавшись на минах.

Свобода выражения мнений

Деятельность медиа сильно ограничивалась, оппозиционные сайты блокировались, критически настроенных пользователей соцсетей произвольно наказывали и привлекали к ответственности. Практически задушив большинство независимых СМИ внутри страны, власти начали преследовать оппозиционные СМИ, рассказывающие об Азербайджане из-за рубежа. 

Президент 8 февраля подписал новый закон о медиа, согласно которому владельцы СМИ, ориентированных на азербайджанскую аудиторию, обязаны постоянно проживать в стране, что делало их уязвимыми для цензуры и притеснений. Новый закон увеличил контроль государства над азербайджанскими СМИ. В частности, теперь все журналисты обязаны официально регистрироваться и передавать информацию «объективно», хотя в законе не содержится чёткого объяснения, что такое требование может значить. 

В течение года произвольные задержания и иные формы преследований со стороны властей коснулись также гражданских активистов и независимых медиа. В сентябре азербайджанские правозащитные организации сообщили, что в стране по политически мотивированным обвинениям находятся в заключении 99 человек.

Особенно сильно преследования затронули журналисток. Пятнадцатого февраля полицейские арестовали и избили, осыпая оскорблениями, двух журналисток: Фатиму Мовламлы и Севиндж Садыхову, — когда они освещали акцию протеста, организованную матерями погибших азербайджанских военнослужащих. Восьмого мая неизвестный напал в лифте с ножом на Айтен Мамедову, причинив ей лёгкие повреждения. Из его угроз стало ясно, что нападение связано с её журналистской работой. 

Бывший узник совести и известный активист Бахтияр Гаджиев 23 апреля сообщил, что люди в масках похитили, избили его и велели ему больше не критиковать министра внутренних дел. Девятого декабря бакинский суд арестовал его на 50 дней на период следствия по политически мотивированным обвинениям в хулиганстве и неуважении к суду; предлогом для этого послужил бытовой спор. Против активистов и рядовых людей, не согласных с официальной точкой зрения на азербайджано-армянский конфликт, в интернете развернулась компания по дискредитации, которая, по имеющимся сведениям, была организована через провластные аккаунты в соцсетях.

Суд 20 сентября арестовал активиста и руководителя неправительственного движения «Демократия-1918» Ахмеда Мамедли на 30 суток за критику президента Алиева после столкновений между Арменией и Азербайджаном. В ноябре двух других активистов этого движения тоже арестовали на 30 суток за предполагаемое неподчинение полиции. 

Главный редактор независимого информационного сайта Xural.com Аваз Зейналлы и адвокат Эльчин Садыгов, который часто представляет интересы оппозиционеров, были задержаны 11 сентября по политически мотивированным обвинениям в получении взятки и в пособничестве при получении взятки соответственно. Двадцатого сентября Эльчина Садыгова перевели под домашний арест, а Аваз Зейналлы по состоянию на конец года оставался в СИЗО. Как минимум шесть активистов, критиковавших власти, были задержаны по разным, очевидно, сфабрикованным делам, связанным с хранением наркотиков, после того как Германия отказала им в предоставлении убежища и депортировала обратно в Азербайджан.

Свобода собраний и объединений

Право на свободу объединений в стране подавлялось, чрезмерные законодательные и практические ограничения затрудняли деятельность правозащитников и неправительственных организаций. 

Власти произвольно ограничивали право на свободу мирных собраний. С мая по ноябрь полиция как минимум три раза разгоняла мирные антиправительственные митинги в столице страны Баку. Мирных демонстрантов хватали, избивали и произвольно задерживали. Большинство были вскоре освобождены без предъявления обвинений.

Права женщин и девочек

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин 4 июля выразил тревогу в связи с ограниченным доступом внутренне перемещённых женщин и девочек к образованию, трудоустройству, медицинской помощи и жилью. Он порекомендовал Азербайджану отменить положения Трудового кодекса страны, запрещающие женщинам работать по 204 профессиям.


АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА


Краткая справка

Росла роль Азербайджана в поставках и транзите энергоносителей. Он проводил всё более решительную экономическую и военную политику, особенно после того, как российское влияние в регионе снизилось вслед за полномасштабным вторжением России в Украину и последовавшими западными санкциями. 

Обстановка на армяно-азербайджанской границе оставалась крайне нестабильной. В ходе обострения 12–14 сентября азербайджанские обстрелы территории самой Армении, а именно её областей Сюник, Гехаркуник и Вайоц-Дзор, привели к гибели как минимум двух мирных жителей. В октябре Азербайджан и Армения согласились на краткосрочное развёртывание на границе мониторинговой миссии ЕС. 

Двенадцатого декабря началась блокада Лачинского коридора, не снятая до конца года. Коридор, единственную дорогу, соединяющую Нагорный Карабах с Арменией, перекрыли десятки протестующих азербайджанцев, которые требовали прекратить предполагаемую незаконную добычу полезных ископаемых в районе и вернуть коридор под контроль Азербайджана. Вслед за этим российские миротворцы забаррикадировали дорогу, чтобы не допустить эскалации напряжённости. Этнические армяне, населяющие Нагорный Карабах, лишились доступа к жизненно важным товарам и услугам, сотни людей не могли вернуться домой.

ВСЕ СТРАНЫ РЕГИОНА