В Грузии протестующие женщины сталкиваются с эскалацией насилия и репрессий на гендерной основе — исследование Amnesty International

Полиция Грузии всё чаще прибегает к гендерно обусловленному насилию, включая сексистские оскорбления, угрозы применения сексуального насилия, незаконные и унижающие человеческое достоинство досмотры с полным раздеванием в отношении женщин, участвующих в протестах; все эти действия — часть более масштабной кампании властей по запугиванию и преследованию мирных протестующих, заявила сегодня Amnesty International, публикуя свой новый брифинг.

Жестокие сцены насилия со стороны сотрудников полиции, как и физические нападения со стороны неустановленных лиц, которые набрасывались на мирных протестующих, стали пугающей повседневностью в Грузии с тех пор, как в прошлом году в стране поднялась мощная волна проевропейских антиправительственных протестов. Протестующие женщины, которых не напугали преследования со стороны властей, стали символом отваги и стойкости, подвергаясь в то же время унижениям, оскорблениям и психологическому насилию как со стороны сотрудников правоохранительных органов, так и со стороны их неустановленных подручных.

«Вероятно, власти полагали, что угрожая женщинам сексуальным насилием, обысками в их домах, незаконными досмотрами с раздеванием и произвольными задержаниями, они сломят дух сопротивления, воспрепятствуют новым протестам и заставят их участников замолчать. Однако эффект был прямо противоположным — женщины в Грузии неустрашимо выходили на улицы, осуждая злоупотребления, требуя справедливости и черпая в противоборстве репрессиям новые силы для сопротивления и открытого неповиновения», — заявил Денис Кривошеев, заместитель директора Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.

Насилие со стороны властей и унизительные досмотры с раздеванием

За последние месяцы Amnesty International документально зафиксировала многочисленные случаи, когда протестующих подвергали сексистским оскорблениям и угрозам применения сексуального насилия, а также унизительным личным досмотрам с полным раздеванием. С подобным обращением несоразмерно часто сталкивались участвующие в протестах женщины; по всей видимости, это делалось преднамеренно. Эти злоупотребления нарушают не только грузинское законодательство, запрещающее полное раздевание во время проведения личного досмотра, но и международное право в области прав человека, а также стандарты, призванные защитить человеческое достоинство и оградить людей от гендерно обусловленного насилия.

Одна из лидеров оппозиции Элене Хоштария рассказала, что во время задержания 28 марта 2025 года полицейские жестоко скрутили её, раздели и заставили голой лежать на полу. Несмотря на то, что ей требовалась медицинская помощь, сотрудники полиции не позволяли ей принять лекарства и воспользоваться туалетом даже после того, как у неё развилась гипертония и её многократно вырвало.

Кристину Ботковели, одну из соучредительниц протестной группы в Facebook, заставили раздеться догола в присутствии её пожилой матери; во время рейда полиции в их доме 1 февраля 2025 года полицейские угрожали Кристине. У неё случилась паническая атака, в результате чего ей потребовалась неотложная медицинская помощь.

Активистку Нино Махарадзе задержали во время мирного протеста 13 января 2025 года и подвергли инвазивному личному досмотру в изоляторе временного содержания. Ей не разрешили сообщить семье и друзьям о своём местонахождении, а доступ к адвокату ей предоставили только после проведения личного досмотра. Пятого мая она сообщила, что её и двух её подруг подкараулили, когда они возвращались домой после протестных выступлений. Неизвестный нападавший распылил на них перцовый баллончик и облил зелёнкой, выкрикивая оскорбления. Сообщается, что все три женщины получили травмы, в том числе химические ожоги, в результате чего им потребовалась госпитализация.

Словесные оскорбления и гендерно обусловленное запугивание

Сексистские словесные оскорбления и угрозы сексуального насилия в отношении мирных протестующих являются ещё одной распространённой тактикой, используемой правоохранительными органами для запугивания и преследования. Во время демонстрации 2 февраля 2025 года возле торгового центра «Тбилиси Молл» представитель Amnesty International стал свидетелем того, как сотрудники полиции называли протестующих женщин «шлюхами» и угрожали им и членам их семей. Несколько женщин также сообщили, что сотрудники полиции в масках угрожали им изнасилованием.

Натию Дзидзигури, задержанную во время протестов 19 ноября 2024 года, полицейские заставили встать на колени в полицейском фургоне; окружив женщину, полицейские осыпали её бранью с сексуальным подтекстом, делая соответствующие жесты.

Известная журналистка Мзия Амаглобели была задержана дважды за один день 11 января 2025 года во время мирных протестов. В обоих случаях она подвергалась сексистским оскорблениям со стороны полиции; сообщается, что начальник полиции Батуми плевал в неё и угрожал насилием. Власти использовали видео, на котором Мзия Амаглобели после словесной перепалки даёт пощёчину начальнику полиции, чтобы привлечь её к ответственности. Власти проигнорировали видео, на котором начальник полиции осыпает Мзию Амаглобели сексистской бранью и словесными оскорблениями. Мзия Амаглобели была заключена под стражу по результатам скоротечного судебного слушания, в ходе которого она столкнулась с новыми нарушениями, когда судья отказался принять к рассмотрению какие-либо из доказательств стороны защиты. На сегодняшний день не начато ни одного расследования в отношении кого-либо из сотрудников полиции, которые, как утверждается, допускали жестокое обращение или иные злоупотребления в отношении Мзии Амаглобели и других протестующих. Ни один сотрудник правоохранительных органов, в отношении которого были выдвинуты серьёзные обвинения со стороны Мзии Амаглобели или других протестующих, на время расследования не был отстранён от исполнения своих служебных обязанностей.

Алгоритм злоупотреблений, а не отдельные эпизоды

Имеющиеся сообщения о злоупотреблениях не являются единичными эпизодами; по всей видимости, они складываются в более обширную картину злоупотреблений и безнаказанности со стороны правоохранительных органов Грузии. Унижения, сексистская риторика и физическое насилие, направленные на женщин, участвующих в протестах в Грузии, находятся в русле более масштабных усилий по запугиванию участников продолжающихся протестов. Местные правозащитники подчеркивают, что многие протестующие, пострадавшие от унижающего человеческое достоинство обращения со стороны полиции — как женщины, так и мужчины, — молчат из-за страха или стыда.

Подобные действия могут представлять собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания и нарушать как конституцию Грузии и национальное законодательство, так и обязательства страны по международному праву, включая Конвенцию ООН против пыток, а также международные стандарты.

«Незаконные, инвазивные и унизительные досмотры с раздеванием в Грузии, по всей видимости, используются в качестве инструмента унижения и запугивания протестующих, в особенности женщин. Это очевидное нарушение как национального, так и международного права. Грузинские власти должны немедленно положить конец всем формам гендерно обусловленных репрессий, покончить с незаконным применением силы со стороны правоохранительных органов, расследовать все заявления о злоупотреблениях в ходе протестов и обеспечить привлечение к ответственности виновных в злоупотреблениях на всех уровнях», — подчеркнул Денис Кривошеев.