Ольга Бараневская, пенсионерка и открыто проукраински настроенная воспитательница детского сада из Мелитополя, отказалась возвращаться на работу в детское учрeждение, работающее под российской оккупацией. В мае 2024 года её похители из дома представители оккупационных властей. Как сообщается, в заключении она подверглась пыткам. Через месяц её на короткое время освободили, но вскоре вновь лишили свободы, дважды назначив ей административный арест на 14 суток. Затем её обвинили в попытке спрятать взрывчатые вещества во дворе своего дома, осудили и приговорили к шести годам тюрьмы. За это время скончалась её престарелая мать, а собственное здоровье Ольги подвергается риску.
Текст обращения:
Уважаемая Уполномоченная по правам человека,
Я пишу, чтобы выразить озабоченность обращением с украинскими гражданскими лицами на оккупированных Россией украинских территориях, в частности — Ольгой Бараневской, вышедшей на пенсию воспитательницей детского сада. Я полагаю, что она могла стать объектом преследований за свои проукраинские настроения. Ольга Бараневская исчезла из своего дома в Мелитополе 15 мая 2024 года. Один из местных жителей сообщил, что видел, как на короткое время Ольгу доставили домой, с гематомами, после чего 19 мая трое мужчин без униформы увезли её в неизвестном направлении.
О судьбе и местонахождении Ольги ничего не было известно до 27 июня 2024 года; в тот день она неожиданно появилась в доме своих родителей, быстро позвонила дочери (её дочь живет за границей) и сказала, пытаясь говорить иносказательно, что её содержали в заключении, в одиночестве, «в темноте», что «всё, что было [прежде], теперь зажило». Вскоре после звонка Ольга подверглась произвольному аресту полицией, была оштрафована, к ней был дважды применён административный арест на 14 суток за предположительное нарушение комендантского часа. Тем временем со стороны властей было заявлено о взрывчатых веществах, найденных у неё во дворе. На последовавшем в ноябре судебном заседании Мелитопольский межрайонный суд осудил Ольгу Бараневскую по статье 222.1(1) Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное хранение взрывчатых веществ) и приговорил её к шести годам тюремного заключения, ссылаясь на сомнительные доказательства, в том числе «признание» Ольги. Судья без тени сомнений принял утверждение о том, что взрывчатые вещества были обнаружены во дворе Ольги 7 августа 2024 года (в то время, пока она отбывала административный арест), не задаваясь какими-либо вопросами в отношении как мотивов Ольги, так и происхождения взрывчатых веществ. Ольга страдает слабым здоровьем, которое продолжает ухудшаться, она инсулинозависима и также нуждается в лечении в связи с другими заболеваниями. Права человека в ситуации Ольги были серьёзнейшим образом нарушены.
По данным Amnesty International, подброс взрывчатых веществ и принуждение к даче самообвиняющих показаний представляют собой распространенную практику, используемую российской полицией для предъявления ложных обвинений и вынесения неоправданных приговоров к тюремным срокам в отношении гражданских лиц.
Я призываю Вас предпринять все шаги в рамках своих полномочий и обеспечить, что Ольга Бараневская:
- будет незамедлительно и без каких-либо условий освобождена, если заслуживающие доверие доказательства в совершении преступления, в котором её можно было бы оправданно подозревать, так и не будут предъявлены, а в случае их предъявления — ей будет обеспечено право на проведение справедливого судебного разбирательства;
- вплоть до своего освобождения будет защищена от неправомерного обращения, при этом ей будет предоставлена медицинская помощь, в которой она нуждается;
- обстоятельства её похищения, произвольного задержания, а также предполагаемые пытки и фальсификация доказательств станут предметом расследования, и лица, обвиняемые в этих нарушениях прав человека, предстанут перед справедливым судом.
С уважением,
Адрес:
Татьяне Москальковой
Уполномоченной по правам человека
Смоленский бульвар 19, стр. 2
119121 Москва, Российская Федерация
Электронная почта: Moskalkova@ombudsmanrf.ru