Три года безнадёжности: как мировое сообщество оставило Афганистан на милость талибов

Вот уже три года жители Афганистана пребывают в безысходности, которой не видно конца. Талибы, фактическое правительство страны, попирают международное законодательство, абсолютно безнаказанно нарушая права человека и совершая преступления, жертвами которых становятся афганцы, особенно часто — женщины и девочки, заявила сегодня Amnesty International.

В ходе обширных консультаций с участием более 150 вовлечённых лиц, в том числе афганских правозащитников, представителей научного мира, участниц акций протеста и активисток, молодёжи, представителей гражданского общества и журналистов, Amnesty International документально зафиксировала разочарование, испытываемое жителями Афганистана в связи с реакцией международного сообщества, а также их страхи и предложения в отношении будущего.

«Мы говорили с людьми, представляющими срез афганского общества по всему миру, и видим, что в большинстве своём они убеждены: международное сообщество подвело жителей Афганистана. Оно не только не смогло призвать «Талибан» к ответу за все совершенные им преступления и нарушения прав человека, но и не сумело выработать стратегическое решение, которое исключило бы дальнейшее насилие, — заявила Самира Хамиди, руководительница кампаний Amnesty International в Южной Азии. — Катастрофа в области прав человека длится в Афганистане уже три года, и полное отсутствие каких бы то ни было конкретных предложений по её прекращению – это позор для всего мира».

Международное сообщество подвело жителей Афганистана. Оно не только не смогло призвать «Талибан» к ответу за все совершенные им преступления и нарушения прав человека, но и не сумело выработать стратегическое решение, которое исключило бы дальнейшее насилие

Самира Хамиди, руководительница кампаний Amnesty International в Южной Азии

В консультациях приняли участие жители семнадцати провинций Афганистана, а также граждане Афганистана, которые были вынуждены выехать из страны и проживают в десяти других странах мира, в том числе в США, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Испании, Швейцарии, Италии, Канаде и Пакистане.

Права женщин и девочек

Более двадцати женщин-правозащитниц из Афганистана, проживающих в 21 провинции страны, сообщили Amnesty International о том, что полностью утратили какой бы то ни было контроль над собственной жизнью. Женщины, с которыми мы говорили, ранее работали в самых разных областях, в том числе в юриспруденции, политике, журналистике, образовании и спорте. Спустя три года жизни под властью «Талибана» все они как одна говорят, что чувствуют себя «никем» и ограничены в возможности работать и участвовать в экономической и культурной жизни страны.

Разия, ЖП из провинции Кундуз (Афганистан) сказала: «Женщинам, лишившимся права распоряжаться собственной жизнью, потерявшим работу и экономический статус, говорят, что они должны знать своё место, и что возвращение «Талибана» — это правильный шаг, потому что он заставит замолчать всех тех, кто пропагандировал разврат под видом борьбы за права человека и права женщин».

«Талибан» отмёл любые обвинения в преследовании на гендерной почве, заявляя, что действует в соответствии с шариатом (исламским правом) и «афганской культурой». С начала правления «Талибана» прошло уже три года, но запретительные и репрессивные указы и процедуры, изначально преподносившиеся как временные меры, призванные обеспечить безопасность населения, в особенности женщин и девочек, так и не были отменены.

«Нам говорили, что «Талибан» изменился. Нам говорили, чтобы мы не мешали попыткам восстановить мир. Нам говорили, что мировое сообщество выступит на нашей стороне. [Но] сегодня мы брошены один на один с бедой», — сказала Назифа, учительница из провинции Мазари-Шариф.

Нам говорили, что «Талибан» изменился. Нам говорили, чтобы мы не мешали попыткам восстановить мир. Нам говорили, что мировое сообщество выступит на нашей стороне. [Но] сегодня мы брошены один на один с бедой»

Назифа, учительница из провинции Мазари-Шариф

Правосудие и прозрачность процедуры

После возвращения «Талибана» к власти правовая и судебная система в Афганистане рухнула, а в ноябре 2022 года верховный лидер «Талибана» ввёл в Афганистане обязательное исполнение законов шариата во всей их полноте.

«Талибы заявили, что в судебном процессе больше не требуется участие юристов. Они не верят в судебные системы и вместо этого полагаются на собственную интерпретацию законов шариата, предлагаемую богословами из медресе (исламских школ), у которых нет юридического образования», — говорит Ахмад Ахмади, бывший юрист, который был вынужден бежать из страны и проживает в Европе.

Самые разные представители гражданского общества неоднократно упоминали о том, что в Афганистан вернулись физические наказания, в том числе публичная порка, публичные казни, отрубание конечностей, побивание камнями и другие виды жестокого обращения и пыток в нарушение норм международного законодательства. Недостаточно говорится и об отсутствии справедливого судебного разбирательства и доступа к средствам правовой защиты.

Сокращение пространства гражданской активности

Сегодня гражданское общество в Афганистане тает на глазах, а правозащитники, в том числе женщины-протестующие, низовые общественные организации, журналисты и политические активисты, рассматриваются «Талибаном» как враги. Те, кто осмеливается протестовать, подвергаются насильственным похищениям, произвольным задержаниям, тюремным заключениям, пыткам и прочим видам жестокого обращения. Будучи вынуждены бежать от репрессий, многие покинули страну, лишившись при этом семьи и работы. Сотни правозащитников не могут выехать из Ирана, Пакистана или Турции, испытывают трудности юридического и финансового характера и даже подвергаются насильственной депортации.

Сообщество правозащитников в Афганистане не только ощущает угрозу со стороны «Талибана», но и чувствует, что международное сообщество умыло руки. «Тех из нас, кто остался в Афганистане, не приглашают на важные дискуссии — считается, что это «чересчур рискованно». А те, кто бежал за пределы страны, оказываются исключены потому, что мы не живём в Афганистане, а значит, не может быть его «законными представителями», — сказала Табасум Нури, активистка, которая борется за права женщин, но была вынуждена бежать из страны и проживает в Соединённых Штатах.

Тех из нас, кто остался в Афганистане, не приглашают на важные дискуссии — считается, что это «чересчур рискованно»

Табасум Нури, активистка за права женщин

Международная поддержка

Правозащитники, с которыми говорила Amnesty International, полагают, что тяжёлая кризисная ситуация с правами человека в Афганистане отчасти обусловлена риторикой «Талибана» и пропагандой, которая уверяет, что Афганистан стал «безопаснее», что экономика страны растёт, к гражданам относятся с уважением и оберегают их достоинство в соответствии с шариатом (исламским правом) и культурой.

На практике «Талибан» создал в стране атмосферу страха и тотального контроля. «Группа, участники которой некогда взрывали себя и убивали мирных граждан и сотрудников служб безопасности, больше ничего такого не делает (поскольку теперь вся власть принадлежит ей), и теперь, конечно, [в Афганистане] наступила безопасность», — сказала Зарифа, правозащитница, вынужденная бежать из страны и живущая в Соединённых Штатах.

«Отчаяние, владеющее афганским обществом спустя эти три года, буквально осязаемо. Сколько заявлений, сколько совещаний, но мир до сих пор заламывает руки, а «Талибан» тем временем продолжает преступать права человека и рушить всё, что было достигнуто за двадцать лет неустанных трудов во всех областях частной и общественной жизни. Все действующие лица, работающие над проблемой Афганистана, должны объединить усилия и подобрать надёжные и творческие платформы, где можно было бы провести обсуждения и дискуссии, чтобы затем выработать эффективные долгосрочные решения. Это станет реальным и тогда, когда они получат необходимые для этого возможности, ресурсы и навыки. Международное сообщество должно решительно поддержать эти шаги, с уважением отнестись к многочисленным голосам афганского сообщества и воздержаться от безнравственных заигрываний с «Талибаном», поскольку эти заигрывания самым разрушительным образом будут сказываться на наших коллективных усилиях. Мы должны объединить усилия и действовать прямо сейчас», — заявила Самира Хамиди.