- Выявлено оружие из Китая, России, Сербии, Турции, Объединённых Арабских Эмиратов и Йемена
- Действующее эмбарго на поставки оружия в Дарфур совершенно неэффективно
Конфликт в Судане подпитывается постоянным притоком оружия в страну, заявила сегодня Amnesty International в новом исследовательском брифинге. В документе, озаглавленном «Новое оружие, подпитывающее конфликт в Судане», документируется, как недавно произведённое иностранное оружие поставлялось в Судан и сопредельные страны, что часто является грубым нарушением действующего эмбарго на поставки оружия в Дарфур. Amnesty International установила, что недавно произведённое или недавно переданное оружие и боеприпасы из таких стран, как Китай, Россия, Сербия, Турция, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Йемен, в больших количествах импортируются в Судан, а затем в некоторых случаях перенаправляются в Дарфур.
На сегодняшний день с момента эскалации конфликта между Суданскими Вооружёнными силами (СВС) и Силами быстрого реагирования (СБР) в апреле 2023 года погибли более 16 650 человек. Amnesty International задокументировала жертвы среди гражданского населения как в результате неизбирательных ударов, так и прямых нападений на мирных жителей. Некоторые нарушения международного гуманитарного права сторонами конфликта приравниваются к военным преступлениям. По оценкам, более 11 миллионов человек стали внутренне перемещенными лицами, а миллионы подвергаются непосредственному риску голода.
Постоянный поток оружия в Судан продолжает приводить к гибели и страданиям мирного населения в огромных масштабах.
Депроуз Мучена, старший директор Amnesty International
«Постоянный приток оружия в Судан продолжает приводить к гибели и страданиям мирного населения в огромных масштабах», — заявил Депроуз Мучена, старший директор Amnesty International. «Наше исследование показывает, что оружие, поступающее в страну, попадает в руки комбатантов, обвиняемых в нарушениях международного гуманитарного права и прав человека. Мы методично отслеживали номенклатуру смертоносного оружия, включая пистолеты, дробовики и винтовки, которые используются в Судане воюющими сторонами, — указал он.- Очевидно, что существующее эмбарго на поставки оружия, которое в настоящее время распространяется только на Дарфур, совершенно неадекватно и должно быть обновлено и распространено на весь Судан. Это гуманитарный кризис, который нельзя игнорировать. Поскольку угроза голода становится всё более серьёзной, мир не может продолжать подводить мирных жителей Судана».
Amnesty International проанализировала более 1900 записей о поставках, предоставленных двумя различными провайдерами торговых данных, и изучила открытые источники и цифровые доказательства, включая около 2000 фотографий и видео, демонстрирующих недавно произведённое или недавно импортированное оружие в Судане. Amnesty International также провела интервью с 17 региональными экспертами по оружию и Судану в период с февраля по март 2024 года, чтобы подтвердить анализ данных и исследовать линии поставок вооружение, используемые различными группами.
Глобальная торговля смертью
Amnesty International выявила недавно произведённое или недавно переданное стрелковое оружие и боеприпасы из ряда стран, которые использовались на поле боя различными сторонами конфликта. Современные системы радиоэлектронного подавления дронов, миномёты и крупнокалиберные винтовки китайского производства использовались обеими сторонами конфликта. Разнообразные недавно произведённые бронетранспортёры из ОАЭ использовались силами СБР.
Данные о торговле на уровне поставок показывают, что турецкие компании экспортировали в Судан сотни тысяч стартовых пистолетов в последние годы, а также миллионы холостых патронов. Amnesty International считает, что эти изделия могут быть преобразованы в боевое оружие в Судане в значительных количествах, что указывает на необходимость более тщательного контроля за этой в значительной степени нерегулируемой торговлей.
Amnesty International также выявила новую тенденцию, когда стрелковое оружие, которое обычно продается на гражданском рынке, вместо этого перенаправляется правительственным силам и вооружённым оппозиционным группам. Компании в Турции и России экспортируют гражданские варианты стрелкового оружия, которые используются обеими сторонами конфликта. Такое оружие, как снайперские винтовки «Тигр» или винтовки «Сайга-МК», производимые российским концерном «Калашников», обычно продаётся гражданским владельцам оружия, но также его приобретают торговцы оружием, имеющие тесные связи с Вооружёнными силами Судана.
Sarsilmaz, главный производитель стрелкового оружия в Турции, поставляет оружие СВС. Анализ торговых данных также показал, что более мелкие турецкие компании, такие как Derya Arms, BRG Defense и Dağlıoğlu Silah, также экспортировали турецкие охотничьи ружья и винтовки в Судан в последние годы. Например, на одном видео, опубликованном СБР на их официальном аккаунте X, предположительно снятом в Ньяле в Южном Дарфуре 15 февраля 2024 года, видно одного из комбатантов СБР, вооружённого винтовкой BRG 55, произведённой турецкой компанией Burgu Metal. Amnesty International также обнаружила доказательства того, что недавно изготовленные китайские миномёты использовались в Эль-Даэйне в Восточном Дарфуре, и что недавнее китайское стрелковое оружие также широко представлено в других частях Судана.
Совет Безопасности ООН должен срочно распространить эмбарго на поставки оружия на остальную часть Судана
Депроуз Мучена, старший директор Amnesty International
«Совет Безопасности ООН должен срочно распространить эмбарго на поставки оружия на остальную часть Судана, а также усилить механизмы мониторинга и проверки, — заявил Депроуз Мучена. — Расширение должно эффективно контролировать и предотвращать международные поставки и незаконный ввоз оружия в страну, а также должно охватывать максимально широкий спектр инструментов для борьбы с широкомасштабным импортом ружей, охотничьих ружей, холостого оружия и соответствующих боеприпасов в Судан. Поставляя оружие Судану, государства-участники Договора о торговле оружием, такие как Китай и Сербия, нарушают свои правовые обязательства по статьям 6 и 7 Договора и, таким образом, подрывают юридически обязывающую основу, регулирующую мировую торговлю оружием».
«Учитывая серьёзные и продолжающиеся риски для прав человека, все государства и юридические лица должны также немедленно прекратить поставки любого оружия и боеприпасов в Судан, включая прямые или косвенные поставки, продажу или передачу оружия и военных материалов, включая соответствующие технологии, детали и компоненты, техническую помощь, обучение, финансовую или иную помощь. Государства также должны прямо запретить передачу Судану огнестрельного оружия, предназначающегося для продажи гражданским лицам, наличие которого у обеих сражающихся сторон Amnesty International неоднократно документировала», — добавил он.
Методология
Amnesty International получила сведения о более чем 1900 поставках оружия из разных стран в Судан, изучив данные о торговле на уровне поставок, полученные от двух провадйеров данных и охватывающие периоды 2013–2023 и 2020–2023 годов соответственно. Amnesty International и её Подразделение цифровой верификации затем подтвердили наличие систем вооружения, идентифицированных в данных об экспортно-импортных операциях путём компиляции и анализа большого количества видео- и фотоизображений, собранных с платформ социальных сетей. Фотографии и видео включают кадры, опубликованные СВС или СБР, и иной контекнт. Где это было возможно, цифровые доказательства также анализировались и проверялись Лабораторией поиска доказательств Amnesty International.
Из-за продолжающегося конфликта исследователи Amnesty International не смогли провести полевое исследование в Судане. Всем упомянутым компаниям и субъектам были представлены выводы до публикации, а также предоставлена возможность ответить и предоставить дополнительную информацию. Где это уместно, элементы из этих ответов были добавлены в брифинг.
Справка
В апреле 2023 года в Судане начались бои между СВС и военизированными формированиями СБР. С тех пор к конфликту присоединились другие вооружённые группы и субъекты, примкнув либо к СВС, либо к СБР. Бои начались после месяцев напряжённости между двумя группами по вопросу о ходе реформы сил безопасности, предложённой в рамках переговоров о новом переходном правительстве, а также по другим вопросам.
Конфликт привёл к массовому перемещению гражданского населения: по оценкам ООН, с апреля 2023 года число внутренне перемещённых лиц превысило 7,3 миллиона человек. Кроме того, по оценкам, ещё 2,1 миллиона человек бежали в соседнюю Центральноафриканскую Республику, Чад, Египет, Эфиопию и Южный Судан, где они живут в ужасных условиях.
Пятнадцатого апреля 2024 года, в первую годовщину суданского конфликта, Amnesty International запустила глобальную петицию, призывающую Совет Безопасности ООН распространить существующее эмбарго на поставки оружия за пределы Дарфура на остальную часть Судана. Это часть более широкой кампании Amnesty International, выступающей за защиту мирных жителей в Судане и призывающей к ответственности тех, кто совершил зверства против мирных жителей.