Блокада Лачинского коридора, создающая угрозу жизням тысяч людей в Нагорном Карабахе, должна быть немедленно снята — Amnesty International

  • Блокада серьёзно ограничивает доступ к здравоохранению в Нагорном Карабахе
  • Ущерб, который продолжающаяся блокада наносит соблюдению прав человека, усугубляется нехваткой продовольствия и топлива
  • Азербайджан не выполняет свои обязательства в области прав человека, не предпринимая никаких действий для снятия блокады

Продолжающаяся блокада Лачинского коридора ставит под угрозу жизни тысяч людей в отделившемся от Азербайджана регионе Нагорный Карабах, — заявила сегодня Amnesty International. Правозащитная организация призвала власти Азербайджана и российских миротворцев немедленно разблокировать Лачинский коридор и положить конец разворачивающемуся гуманитарному кризису. 

Дорога, соединяющая Нагорный Карабах с Арменией, была закрыта для всех гражданских и коммерческих транспортных средств с 12 декабря 2022 года после того, как её заблокировали десятки протестующих азербайджанцев; по широко распространенному мнению, протестующие действовали при поддержке властей страны. В сложившейся ситуации около 120 тысяч этнических армян, проживающих в Нагорном Карабахе, оказались лишены доступа к товарам и услугам первой необходимости, в том числе к жизненно важным лекарствам и медицинскому обслуживанию.

По словам местных медицинских работников и жителей региона, установившаяся блокада в наибольшей степени отражается на людях из групп риска, включая женщин, пожилых людей и людей с инвалидностью. 

«Блокада привела к острой нехватке продовольствия и медикаментов, поскольку гуманитарной помощи, доставляемой Международным комитетом Красного Креста и российскими миротворцами, недостаточно для обеспечения всех, кто в ней нуждается. Перебои в подаче электроэнергии, природного газа и автомобильного топлива создают огромные трудности, особенно для групп, наиболее уязвимых для проявлений дискриминации и маргинализации. Это следует немедленно прекратить», — заявила Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии. 

«Азербайджанские власти имеют международно признанный суверенитет над этими территориями; они также контролируют территорию, с которой осуществляется блокада. Азербайджан обязан обеспечить, чтобы население Нагорного Карабаха не было лишено доступа к продуктам питания, другим товарам первой необходимости и лекарствам. Со своей стороны, российская миротворческая миссия должна обеспечивать безопасность Лачинского коридора. Однако обе стороны очевидным образом не выполняют свои обязательства», — добавила Мари Стразерс.

Азербайджан обязан обеспечить, чтобы население Нагорного Карабаха не было лишено доступа к продуктам питания, другим товарам первой необходимости и лекарствам

Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии

По словам де-факто властей Нагорного Карабаха, до начала блокады в регион ежедневно прибывали около 1200 автомобилей; теперь же их число сократилось до  пяти-шести грузовиков, принадлежащих российской миротворческой миссии и МККК.  

Нехватка лекарств и отсутствие доступа к медицинской помощи 

Доступ к здравоохранению стал наиболее острой проблемой в регионе, оказавшемся в ситуации блокады; людям не хватает лекарств и товаров медицинского  назначения, сообщается также о нехватке топлива для обеспечения амбулаторного лечения. Сложившуюся ситуацию особенно тяжело переносят пожилые люди и люди с инвалидностью, многие из которых имеют хронические заболевания; для них доступ к медицинским услугам оказался очень сильно ограничен, а в некоторых случаях и вовсе невозможен. 

Вардан Лалаян, кардиолог, работающий в больнице в Степанакерте (Ханкенди), до блокады принимал от 30 до 40 пациентов в месяц (почти все из них — пожилые люди). Теперь он принимает только пять или шесть пациентов в месяц, обычно это люди, которым требуется неотложная помощь после сердечного приступа. Он сообщил Amnesty International, что большинство пациентов, нуждающихся в стентировании, по большей части не могут получить необходимую им помощь из-за нехватки стентов и других медицинских принадлежностей. 

«Сейчас мы делаем только 10% от необходимого объёма таких процедур. У нас просто не хватает стентов […] У нас будет очень большое [количество] инфарктов дома. Каждый день мы теряем много людей, много пациентов», — сказал он Amnesty International.

Сейчас мы делаем только 10% от необходимого объёма таких процедур. У нас просто не хватает стентов […] У нас будет очень большое [количество] инфарктов дома. Каждый день мы теряем много людей, много пациентов

Вардан Лалаян, кардиолог, работающий в больнице в Степанакерте (Ханкенди)

Биайна Сухудян, невролог, рассказала Amnesty International: «Неделю назад у нас был ребенок [с эпилепсией], которому срочно нужно было лекарство, а у нас его не было, и ни у кого не было, склады были пусты. […] Через неделю, при посредничестве  Красного Креста, нам удалось отправить ребёнка на лечение в Ереван».

По словам Вардана Лалаяна, МККК содействует переводу в медучреждения за пределами региона только тех пациентов, которые находятся в «стабильном состоянии»; там они могут получить необходимую помощь. Пациенты же, находившиеся в критическом состоянии, были вынуждены оставаться в больнице, где не было надлежащей помощи, что привело к нескольким смертельным случаям, которые можно было предотвратить. Многие пациенты также неохотно решаются на отъезд из Нагорного Карабаха, поскольку зачастую он означает для них разлуку со своими семьями на длительный, неопределённый период времени без всякой гарантии возвращения. 

Здоровье женщин и охрана материнства также оказались под угрозой из-за нехватки медикаментов. 

Мелине Петросян, женщина на восьмом месяце беременности из города Мартакерт (Агдере), рассказала Amnesty International: «Родильное отделение было переполнено, а лекарств, средств гигиены и предметов первой необходимости, подгузников, молочных смесей не хватало. В больничной палате часто было холодно из-за перебоев с электричеством. В распоряжении врачей был всего один инкубатор для недоношенных детей, и трое недоношенных детей должны были находиться там по очереди. Когда я думаю о том, насколько непредсказуемыми могут быть роды в таких условиях, мне становится страшно». 

В больничной палате часто было холодно из-за перебоев с электричеством. В распоряжении врачей был всего один инкубатор для недоношенных детей, и трое недоношенных детей должны были находиться там по очереди

Мелине Петросян, женщина на восьмом месяце беременности из города Мартакерт (Агдере)

Медицинские работники, пожилые люди и люди с инвалидностью рассказали, что стало очень трудно купить лекарства от хронических заболеваний, в том числе для контроля артериального давления; препараты, необходимые при сердечных заболеваниях, эпилепсии, астме, а также болеутоляющие и антибиотики; некоторые препараты вообще исчезли из продажи, а многие аптеки в Нагорном Карабахе полностью закрылись. В тех случаях, когда людям всё же удавалось найти необходимые лекарства, они из-за блокады стоили значительно дороже, что вынуждало больных людей сократить их использование.

Нехватка продовольствия и топлива  

Блокада вызвала нехватку продовольствия, что вынудило де-факто власти региона ввести карточную систему в начале января. По словам одного из жителей: «Каждый человек может получить полкило риса, макаронных изделий и один литр масла и немного сахара»; продукты отпускаются из расчёта один килограмм или литр в месяц на человека, независимо от возраста. Опрошенные рассказали, что несмотря на то, что эти усилия помогли предотвратить взрывной рост цен на основные продукты питания, свежие овощи и фрукты полностью исчезли с прилавков магазинов, а за молоком и яйцами, когда они появляются в продаже, выстраиваются длинные очереди. 

Опросив местных жителей, Amnesty International установила, что женщины, по всей видимости, обычно стремились уделить больше еды другим членам семьи, в ущерб себе. Медицинские работники, опрошенные Amnesty International, отметили значительное увеличение случаев иммунной недостаточности, анемии, заболеваний щитовидной железы и обострения диабета среди женщин и детей, что является прямым результатом нехватки продовольствия.

Нара Карапетян, мать двоих детей, рассказала Amnesty International: «У нас уже больше месяца нет ни фруктов, ни овощей. Какую бы еду я ни нашла, я стараюсь, чтобы мои дети были накормлены в первую очередь, я же обхожусь тем, что остаётся».  

У нас уже больше месяца нет ни фруктов, ни овощей. Какую бы еду я ни нашла, я стараюсь, чтобы мои дети были накормлены в первую очередь, я же обхожусь тем, что остаётся

Нара Карапетян, мать двоих детей из Нагорного Карабаха

Несколько медицинских работников в Нагорном Карабахе сообщили Amnesty International о росте числа случаев осложнений у беременных женщин; кроме того, увеличилось число выкидышей и преждевременных родов, поскольку будущие матери не могли получить жизненно важные лекарства и питательные вещества, необходимые им во время беременности. 

Люди с инвалидностью, в том числе маломобильные, рассказали, что сильнее страдали от изоляции во время блокады, так как не могли пользоваться ни общественным, ни личным транспортом из-за отсутствия топлива. Яков Алтунян, который передвигается в инвалидной коляске, так как ему ампутировали обе ноги после того, как он наступил на мину в 1990-х годах, оказался фактически заперт в своей квартире. «Даже после того, как я получил травму, я всегда стараюсь быть на улице и общаться, потому что для меня быть запертым в этих четырёх стенах – всё равно что оказаться в тюрьме. […] Когда никуда нельзя поехать на машине, видеть людей, общаться с ними – это очень тяжело», — сказал он Amnesty International.

Обострение гуманитарного кризиса 

Среди других тяжёлых последствий блокады необходимо отметить нарушение права на образование. Все школы и детские сады, в которых занимались около 27 тысяч детей, были временно закрыты из-за отсутствия отопления и перебоев с электричеством. Хотя школы частично открылись 30 января 2023 года, время занятий ограничено четырьмя часами в день.

Тысяча сто жителей Нагорного Карабаха остались за пределами региона и не могут вернуться домой с начала блокады, в том числе по меньшей мере 270 детей. Их размещают в гостиницах, у родственников или волонтёров в Армении.

Дефицит газа и бензина усугубляется частыми перебоями в поставках газа из Азербайджана и отключениями электроэнергии, которые длятся в среднем по шесть часов в день. 

«Поскольку блокада продолжается вот уже девятую неделю, все ждут действенных шагов со стороны властей Азербайджана и российских миротворцев. Мы призываем обе стороны немедленно принять эффективные меры в соответствии с международными стандартами в области прав человека, чтобы незамедлительно снять блокаду Лачинского коридора и положить конец разворачивающемуся гуманитарному кризису», — заявила Мари Стразерс. 

Поскольку блокада продолжается вот уже девятую неделю, все ждут действенных шагов со стороны властей Азербайджана и российских миротворцев. Мы призываем обе стороны немедленно принять эффективные меры в соответствии с международными стандартами в области прав человека, чтобы незамедлительно снять блокаду Лачинского коридора и положить конец разворачивающемуся гуманитарному кризису

Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии

Справка 

Amnesty International провела 16 телефонных интервью с представителями де-факто властей региона, медицинскими работниками и жителями Нагорного Карабаха (в том числе с пожилыми людьми и людьми с инвалидностью). Нагорный Карабах —  отделившийся от Азербайджана регион, населённый преимущественно этническими армянами, провозгласивший свою независимость как Республика Арцах в 1991 году.

В сентябре 2020 года между Азербайджаном и Арменией разгорелась полномасштабная война за территорию Нагорного Карабаха, в ходе которой обе стороны допускали нарушения международного гуманитарного права, в том числе совершали военные преступления. После заключения трёхстороннего соглашения от 10 ноября 2020 года, достигнутого при посредничестве России, Азербайджан восстановил контроль над значительной частью самопровозглашённой республики, фактически отрезав регион от Армении. По условиям соглашения о прекращении огня единственной дорогой, соединяющей Нагорный Карабах с Арменией, оставался так называемый Лачинский коридор, безопасность которого должен был обеспечивать российский миротворческий контингент.