В течение двух лет, прошедших после массовых протестов в России против политически мотивированного ареста видного оппозиционного деятеля Алексея Навального, власти страны сделали всё, чтобы разогнать оппозиционное движение и как можно сильнее усложнить работу защитника прав человека.
Кремль атаковал политических оппонентов, независимые СМИ и организации гражданского общества по многим направлениям, используя репрессивные законы для ареста и судебного преследования граждан по ложным обвинениям, а также ликвидируя уважаемые организации гражданского общества, чтобы остановить их жизненно важную работу.
«За последние два года российское правительство только усилило травлю оппозиции и организаций гражданского общества. Ни один критик, правозащитник или независимый журналист не застрахован от угрозы преследований и репрессий», — сказала Наталья Звягина, директор Amnesty International по России.
Ни один критик, правозащитник или независимый журналист не застрахован от угрозы преследований и репрессий
Наталья Звягина, директор Amnesty International по России
«После попытки отравления Алексея Навального в 2020 году и его ареста в 2021 году российские власти взяли курс на полное уничтожение свободы выражения мнений в стране. Быстрое и безжалостное подавление критиков позволило им ещё год спустя быстро остановить массовые протесты против полномасштабного вторжения в Украину», — добавила она.
Жестокие репрессий против Навального и его соратников
Второго февраля 2021 года суд в Москве заменил не связанный с лишением свободы приговор Навальному на заключение сроком на два года и восемь месяцев, позже сокращённое на два месяца. Вскоре после этого российские власти начали ликвидацию Фонда борьбы с коррупцией и Фонда защиты прав граждан, которые основал Навальный, и закрыли его офисы. Девятого июня 2021 года обе организации были официально признаны «экстремистскими» и произвольно запрещены.
В марте 2022 года Навальный был приговорён к девяти годам лишения свободы (в совокупности с предыдущим приговором), в том числе по политически мотивированному обвинению в «мошенничестве в особо крупном размере». Но его может ждать ещё более длительный тюремный срок, так как в сентябре 2021 года ему было дополнительно предъявлено обвинение в «создании и руководстве экстремистским сообществом».
Как будто этого было недостаточно, в октябре 2022 года власти возбудили новое уголовное дело против Навального якобы за «пропаганду терроризма», «финансирование экстремизма» и «реабилитацию нацизма». Если Навальный будет осуждён по этим политически мотивированным обвинениям, общий срок лишения свободы может составить 30 лет.
«Организации, связанные с Алексеем Навальным, считаются заклятыми врагами властей и стали объектом масштабных репрессий. В результате большинству соратников Навального пришлось бежать из страны», — заявила Наталья Звягина.
Организации, связанные с Алексеем Навальным, считаются заклятыми врагами властей и стали объектом масштабных репрессий. В результате большинству соратников Навального пришлось бежать из страны
Наталья Звягина, директор Amnesty International по России
Активисты, оставшиеся в России, столкнулись с судебными преследованиями и другими репрессиями. Несколько коллег и сторонников Навального предстали перед судом за «нарушение санитарно-эпидемиологических правил» после их призывов к мирным акциям протеста.
Лилия Чанышева, бывший руководитель штаба Навального в Уфе, стала первым человеком, арестованным по обвинению в «создании и руководстве экстремистским сообществом» в ноябре 2021 года. На настоящий момент она остаётся в СИЗО, ей грозит до 18 лет лишения свободы.
В декабре 2021 года коллегам Чанышевой Вадиму Останину из Барнаула и Ксении Фадеевой из Томска были предъявлены обвинения в «организации экстремистского сообщества» и «создании некоммерческой организации, посягающей на права граждан». Последняя статья Уголовного кодекса до этого редко использовалась, но теперь её ввели в практику, чтобы преследовать сторонников Навального.
В марте 2022 года Вадим Останин был помещён в следственный изолятор, где находится и по сей день. Бывший технический директор YouTube-канала «Навальный Live» Даниэль Холодный был арестован в то же время и остаётся под стражей по обвинению в «участии в экстремистском сообществе».
В декабре 2022 года Захар Сарапулов, бывший глава иркутского штаба Навального, был приговорён к году условно. В январе 2023 года Елизавете Бычковой и Егору Бутакову, бывшим координаторам движения Навального в Архангельске, было ограничено передвижение сроком на год — обвинения в отношении них были смягчены после того, как они согласились сотрудничать со следствием по делу Навального.
Угроза преследования сохраняется даже в изгнании
Соратникам Навального, которым удалось бежать в страны Европы и другие государства, по возвращении в Россию грозит уголовное преследование. Леониду Волкову, руководившему региональной сетью Навального до её роспуска в апреле 2021 года, предъявлена целая серия обвинений — от «создания экстремистского сообщества» до «оправдания терроризма» и «вовлечения несовершеннолетних в совершение опасных действий».
Бывшему генеральному директору Фонда борьбы с коррупцией Навального Ивану Жданову также предъявлен ряд обвинений в «экстремистской деятельности». Кроме того, в марте 2021 года власти арестовали его отца Юрия Жданова, экс-чиновника в Архангельской области, и обвинили его в «злоупотреблении властью». В феврале 2022 года он был приговорен к трём годам лишения свободы.
Несколько других соратников Навального, в том числе пресс-секретарь Кира Ярмыш, Любовь Соболь, Георгий Албуров, Руслан Шаведдинов, адвокат Вячеслав Гимади, разыскиваются за «участие в экстремистском сообществе» или других предполагаемых «преступлениях». Некоторым из них в августе 2022 года были дополнительно предъявлены обвинения в «распространении заведомо ложных сведений о Вооружённых силах России» и «оправдании терроризма».
Помимо роспуска движения Навального, российские власти также преследовали активистов движения «Открытая Россия» и «Весна», арестовывали и бросали в тюрьмы видных деятелей оппозиции и антивоенных активистов, а также ликвидировали Правозащитный центр «Мемориал», столп правозащитного движения. в России. Власти также подвергли нападкам столь же уважаемую Московскую Хельсинкскую группу, закрыли независимые СМИ и поощряли цензуру и милитаристскую риторику в образовательных и культурных учреждениях.
«Перечисление случаев подавления в России свободы выражения мнений кажется бесконечным, и тем не менее российские активисты — в стране и за рубежом — продолжают объединяться в поддержку прав человека и против вторжения России в Украину», — заявила Наталья Звягина.
Перечисление случаев подавления в России свободы выражения мнений кажется бесконечным, и тем не менее российские активисты — в стране и за рубежом — продолжают объединяться в поддержку прав человека и против вторжения России в Украину
Наталья Звягина, директор Amnesty International по России
«Алексей Навальный и его соратники, лишённые свободы за мирную деятельность, должны быть немедленно и безоговорочно освобождены, а все обвинения против них должны быть сняты. Международное сообщество должно активизировать свою поддержку российскому гражданскому обществу, которое получило серьёзный урон, но всё ещё способно на замечательные проявления стойкости, мужества и настойчивости», — добавила она.