Новое правительство индийского штата Гуджарат должно приоритизировать соблюдение прав человека — Amnesty International

Религиозные меньшинства в штате Гуджарат, особенно мусульмане, становятся жертвами дискриминационных законов, нарушающих международные договоры о правах человека, участником которых является Индия. В то же время правозащитники, защищающие права маргинализированных сообществ, безжалостно преследуются и наказываются.  

Партия «Бхаратия Джаната» получила большинство на выборах в Штате Гуджарат седьмой раз подряд. Они будут управлять регионом следующие пять лет. У нового состава правительства есть шанс изменить ситуацию и начать отстаивать права религиозных меньшинств, в частности выступив против следующих проблем: 

Снос построек, принадлежащих мусульманам 

В апреле 2022 года после очередной межобщинного насилия местные власти снесли принадлежащие мусульманам постройки в городе Хамбат в Гуджарате. Власти сослались на то, что постройки были «незаконными». Amnesty International расследовала инцидент, выяснив, что снос был произведен без соблюдения надлежащей правовой процедуры. 

«У нас нет надежды на полицию. Они присутствовали при сносе нашей собственности. Мы опасаемся возмездия», — сказал Ахмед Хафиз (имя изменено), который изо всех сил пытается восстановить свою жизнь после сноса своей камнерезной фабрики. Он рассказал Amnesty International, что полицейские избили его и ремесленников, работающих на его фабрике, не дав забрать им вещи из здания, которое снесли бульдозерами. «Рядом с нашими фабриками есть жилая недвижимость, принадлежащая индусам. Они остались нетронутыми», — рассказал он. 

Препятствия в праве собственности 

В 2019 году правительство штата внесло поправки в «Закон о территориях неустойчивого развития» 1991 года, который изначально был предназначен для предотвращения продажи имущества, находящемся в бедственном положении, в социально неблагополучных районах Гуджарата. Поправки дали главам округов широкие полномочия по присвоению территориям статуса «территорий неустойчивого развития», где любая продажа собственности может происходить только с  разрешения мэрии. По сообщениям СМИ, дискриминационное наделение территорий таки статусом привело к притеснениям мусульман, желающих купить жилую недвижимость в этих районах, со стороны индуистских групп. В итоге мусульманская община оказалась сосредоточена в отдельных, густонаселенных районах, зачастую лишённых элементарных удобств. Политическое представительство мусульманского меньшинства также серьёзно сократилось, так как мусульмане потеряли возможность выдвигаться в разных районах. 

Мусульманская община оказалась сосредоточена в отдельных, густонаселенных районах, зачастую лишённых элементарных удобств

Барьеры на пути к свободе вероисповедания 

В 2021 году в Закон штата Гуджарат «О свободе религии» от 2003 года были внесены поправки, фактически устанавливающие уголовную ответственность за все межконфессиональные браки под видом запрета насильственного обращения в другую веру путем «соблазнения» и «искушения». Это позволяло любому родственнику «жертвы», многие из которых в основном являются индуистами, жаловаться на такой брак. Это позволяло преследовать любого, кто помогал в заключении брака. Поправки переложили бремя доказывания на лиц, обвиняемых в насильственном обращении в другую веру. Несмотря на то, что Высокий суд штата Гуджарат временно приостановил действие части законодательства, это не удержало штат от преследования многих межконфессиональных пар и их семей за последний год. 

Несмотря на то, что Высокий суд штата Гуджарат временно приостановил действие части законодательства, это не удержало штат от преследования многих межконфессиональных пар и их семей за последний год

Религиозная дискриминация посредством злоупотребления исполнительной властью 

В период с декабря 2016 года по октябрь 2022 года МВД наделило глав девяти округов штата Гуджарат полномочиями предоставлять гражданство только немусульманским мигрантам в соответствии с «Законом о гражданстве» 1955 года. 

Фактически правительство, управляемое партией «Бхаратия Джаната», продолжает дискриминировать меньшинства по религиозным мотивам в Гуджарате в течение последних 27 лет, злоупотребляя своими полномочиями. Это противоречит обязательствам Индии в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, государством-участником которого является Индия.  

Репрессии против правозащитников 

Двадцать шестого июня 2022 года полиция штата Гуджарат арестовала известного правозащитника Тисту Сеталвад и бывшего генерального директора полиции Р.Б. Шрикумара в качестве прямой мести за то, что они поставили под сомнение достижения правительства штата Гуджарат в области прав человека. Их задержание произошло на следующий день после того, как Верховный суд отклонил петицию, поданную Тистой вместе с одной из жертв беспорядков в Гуджарате в 2002 году, требуя расследования роли в тех событиях премьер-министра Нарендры Моди, который тогда был главным министром штата. В прошлом Тиста Сеталвад регулярно подвергалась преследованиям, что, по-видимому, является возмездием за её работу по оказанию юридической помощи жертвам беспорядков 2002 года. 

В прошлом Тиста Сеталвад регулярно подвергалась преследованиям, что, по-видимому, является возмездием за её работу по оказанию юридической помощи жертвам беспорядков 2002 года

Двадцать пятого сентября полиция Гуджарата задержала отмеченного наградами правозащитника Сандипа Панди и ещё шестерых человек незадолго до того, как они должны были начать митинг в знак солидарности с пережившей групповое изнасилование во время беспорядков 2002 года Билкис Бано. Пострадавшая была на пятом месяце беременности, в ходе погромов были убиты семеро членов её семьи, включая трёхлетнюю дочь. Осуждённые за изнасилование были незадолго до этого досрочно освобождены.

У нового состава правительства есть шанс изменить ситуацию и начать отстаивать права религиозных меньшинств и правозащитников, защитив их от многолетних оскорблений и демонизации. Приходящее новое руководство должно уделить первоочередное внимание правам человека и предпринять шаги по реформированию законодательства, политики и практики, чтобы гарантировать, что все жители Гуджарата смогут свободно реализовывать свои права человека.