Иран: международному сообществу не следует слепо верить сомнительным заявлениям о роспуске «полиции нравов»  

Туманные и противоречивые заявления властей Ирана якобы о роспуске так называемой «полиции нравов» не должны вводить международное сообщество в заблуждение относительно непрекращающегося насилия в отношении женщин и девушек, неразрывно связанного с законом об обязательном ношении хиджаба, которое к тому же усугубляется привычной безнаказанностью виновных в жестоком обращении с ними», – заявила сегодня Amnesty International. 

На пресс-конференции 3 декабря 2022 года генеральный прокурор Ирана Мохаммад Джафар Монтазери заявил: «”Полиция нравов” (гашт-и-эршад) не имеет ничего общего с судебной системой и поэтому была упразднена теми, кто в прошлом учредил её». Затем он пояснил своё заявление, добавив: «Поведение людей в обществе и дальше будет регламентироваться судебной системой», особо подчеркнув, что контроль за женщинами в рамках закона об обязательном ношении хиджаба продолжится. На следующий день государственные средства массовой информации сообщили, что «официальные органы власти Исламской Республики Иран не подтвердили информацию о роспуске полиции нравов». 

Пока все эти законы и регламенты не будут полностью упразднены, миллионы женщин и девушек по-прежнему будут страдать от насилия, аналогичного тому, что привело к задержанию и смерти под стражей Махсы (Жины) Амини

Хеба Морайеф, директор Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке

«Генеральный прокурор намеренно высказался весьма туманно, а также умолчал о том, что ни законодательная база, ни регламенты, регулирующие практику обязательного ношения женщинами хиджаба, никуда не делись. Заявление о том, что «полиция нравов» не имеет ничего общего с судебной системой, не соответствует действительности. На протяжении долгих лет судебная система фактически покрывает уголовное преследование женщин и девушек в рамках неправомочного и дискриминационного закона об обязательном ношении хиджаба. В ответ на негодование, которое в Иране и в мире взывает подобное крайнее проявление гендерной дискриминации и насилия, власти страны лишь перекладывают вину друг на друга в попытке избежать ответственности», – считает Хеба Морайеф, директор Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке. 

«Международному сообществу и мировым СМИ не следует поддаваться на обман властей Ирана. Обязательное ношение хиджаба закреплено уголовным кодексом страны, а также другими законодательными актами и регламентами, которые наделают силовые и административные органы Ирана полномочиями задерживать женщин по произвольным основаниям, лишать их свободы, отказывать женщинам с непокрытой головой в доступе в общественные учреждения, в том числе больницы, школы, государственные учреждения и аэропорты. До тех пор, пока все эти законы и регламенты не будут полностью упразднены, миллионы женщин и девушек по-прежнему будут страдать от насилия, аналогичного тому, что привело к задержанию и смерти под стражей Махсы (Жины) Амини», – добавила она. 

«Полиция нравов» Ирана – подразделение полиции, подчиняющееся министерству внутренних дел. Вопреки заявлению генерального прокурора, который попытался дистанцировать судебную систему от «полиции нравов», согласно уголовно-процессуальному кодексу Ирана сотрудники полиции считаются работниками судебной системы (забетан-и квазай), наделёнными полномочиями задерживать и допрашивать граждан под надзором и по поручению прокурора. 

«Полиция нравов» пристально следит за всем женским населением, однако государство не вправе контролировать женщин в том, как им обращаться с собственным телом. Неправомерный, дискриминационный и унизительный закон об обязательном ношении хиджаба даёт право ежедневно открыто преследовать и оскорблять женщин и девушек не только представителям власти, но и добровольным помощникам, то есть негосударственным субъектам. 

Закон о принудительном ношении хиджаба нарушает сразу множество прав, в том числе право на равенство, на неприкосновенность частной жизни, на свободу выражения мнений и свободу вероисповедания. Кроме того, он унижает женщин и девушек, ущемляя их достоинство, физическую неприкосновенность и самоуважение. 

Согласно статье 638 уголовного кодекса Ирана любое деяние, считающееся «оскорблением» приличий, карается лишением свободы на срок от десяти суток до двух месяцев либо наказанием 74 плетьми. В комментарии к статье говорится, что женщинам, появляющимся на людях без хиджаба, грозит лишение свободы на срок от десяти дней до двух месяцев либо денежный штраф. Действие закона распространяется на девочек с девяти лет, то есть возраста наступления уголовной ответственности для девушек в Иране. На практике власти заставляют девочек носить хиджаб с семи лет, когда те начинают посещать начальную школу. 

«Следует помнить, что демонстранты в Иране требуют не просто распустить «полицию нравов», они добиваются перехода Ирана на новую политическую и правовую систему, предусматривающую соблюдение основных прав и свобод человека. Народные волнения в разных частях Ирана свидетельствуют о массовом недовольстве людей, десятилетиями угнетаемых в Иране, причём многих из низ по-прежнему ежедневно незаконно убивают всего лишь за то, что они хотят свободы, демократии и соблюдения прав человека», – считает Хеба Морайеф.