Иранские власти добиваются вынесения смертного приговора по меньшей мере 21 человеку в рамках сфабрикованных судебных процессов, призванных запугать участников народного восстания, которое сотрясает Иран с сентября, и удержать остальных иранцев от присоединения к протестам, заявила сегодня Amnesty International.
С 13 ноября власти сделали несколько заявлений, утверждая, что революционные суды в Тегеране приговорили пять неназванных лиц к смертной казни за “вражду против Бога” (мохаребех) и “распространение развращения на земле” (эфсад-э фель-арз) за то, что они призывали к актам поджога, уничтожения имущества и покушались на убийство сотрудника сил безопасности во время протестов в провинции Тегеран. С 29 октября государственные средства массовой информации регулярно сообщают о судебном процессе над девятью мужчинами за участие в протестах по обвинениям, предусматривающим смертную казнь. Пока неясно, входят ли пять неназванных лиц, приговоренных к смертной казни, в число упомянутых девяти мужчин. По меньшей мере ещё 12 лицам, включая одну женщину, также грозит смертная казнь за участие в протестах.
Amnesty International опубликовала сегодня подробный анализ дел против 21 человека, которым угрожает опасность, и подчеркнула глубоко ошибочный характер разбирательств в революционных судах на фоне шокирующих призывов властей к скорейшим судебным процессам и публичным казням.
“Иранские власти должны немедленно отменить все смертные приговоры, воздержаться от применения смертной казни и снять все обвинения с арестованных в связи с их мирным участием в акциях протеста. Смертная казнь является высшим жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство наказанием, ее отвратительный характер усугубляется в корне ошибочными уголовными процессами, лишенными прозрачности и независимости”, — заявила Диана Элтахави, заместитель директора Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
Иранские власти должны немедленно отменить все смертные приговоры, воздержаться от применения смертной казни и снять все обвинения с арестованных в связи с их мирным участием в акциях протеста
Диана Элтахави, заместитель директора Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке
“Спустя два месяца после народного восстания и три года после протестов в ноябре 2019 года, кризис безнаказанности, царящий в Иране, позволяет иранским властям не только продолжать совершать массовые убийства, но и расширять применение смертной казни в качестве инструмента политических репрессий. Государства-члены Совета ООН по правам человека, которые будет проводить специальную сессию по ситуации в Иране на следующей неделе, должны срочно создать механизм расследования с целью установления истины, чтобы отреагировать на такое тотальное посягательство на право на жизнь и другие права человека”, — заявила она.
Amnesty International опасается, что многим другим лицам грозит смертная казнь, учитывая число арестованных людей, которое идет на тысячи, и количество обвинительных заключений, вынесенных властями.
Amnesty International призывает все правительства, имеющие посольства в Иране, немедленно направить наблюдателей высокого уровня на все проходящие судебные процессы, где обвиняемым грозит смертная казнь. Иранские власти заявили, что эти судебные процессы будут публичными.
Amnesty International призывает все правительства, имеющие посольства в Иране, немедленно направить наблюдателей высокого уровня на все проходящие судебные процессы, где обвиняемым грозит смертная казнь.
Участники протестов, которым грозит смертная казнь
Дела 21 человека, которым грозит смертная казнь, находятся на разных стадиях и рассматриваются в различных судах. Дела приговоренных к смертной казни могут быть обжалованы в Верховном суде.
Дела шестерых мужчин, обвиняемых во “вражде против Бога” (мохаребех) или “распространении развращения на земле” (эфсад-э фель-арз), были переданы в Революционный суд Тегерана для группового процесса. Их зовут Мохаммад Гобадлу, Саман Сейди (Ясин), Саид Ширази, Мохаммад Борухани, Аболфазл Мехри Хоссейн Гаджилу и Мохсен Резазадех Гараголу. Дела трёх других мужчин – Саханда Нурмохаммада-Задеха, Махана Седарата Мадани и Манучехра Мехмана-Наваза – рассматриваются в рамках отдельных судебных процессов в революционных судах Тегерана по обвинению в преступном поведении, равносильном “вражде против Бога” (мохаребех). В восьми из этих случаев обвинения, предусматривающие смертную казнь, не связаны с обвинениями в умышленном убийстве и в основном связаны с действиями, описанными как вандализм, уничтожение общественной и/или частной собственности, поджог и нарушение общественного порядка.
Хотя власти не раскрыли личности пяти человек, официально объявленных приговоренными к смертной казни, обнародованная информация об их обвинениях заставила правозащитников полагать, что этими неназванными лицами являются Мохаммад Гобадлу, Манучехр Мехман Наваз, Махан Седарат Мадани, Мохаммад Борухани и Саханд Нурмохаммад-Задех.
Еще одиннадцать человек также предстают перед судом по обвинению в “распространении развращения на земле” (эфсад-э фель-арз) в Революционном суде в Карае, провинция Альборз. Среди них супружеская пара Фарзанех Гаре-Хасанлу и Хамид Гаре-Хасанлу, который является врачом.
Amnesty International также известно о ещё одном мужчине, 26-летнем Пархаме Парвари, представителю курдского меньшинства Ирана, которому были предъявлены обвинения в “вражде против Бога” в связи с протестами. По словам его семьи, он был случайным прохожим, которого жестоко арестовали в Тегеране, когда тот возвращался домой с работы во время протестов.
Имеются доказательства того, что по меньшей мере три человека подверглись пыткам и другим видам жестокого обращения и что в суде против обвиняемых использовались “признания”, полученные в результате пыток.
Отказ в праве на справедливое судебное разбирательство
Документально подтвержденные нарушения прав на справедливое судебное разбирательство в отношении 21 человека включают отказ в праве на доступ к адвокату по своему выбору с момента ареста и на протяжении всего расследования и судебного разбирательства, отказ в праве считаться невиновным, хранить молчание и не подвергаться принуждению к даче показаний или признанию вины. Обвиняемым систематически отказывают в праве на защиту от пыток и других видов жестокого обращения; на получение полного доступа к соответствующим доказательствам; и на справедливое публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом.
Согласно международному праву, вынесение смертного приговора после несправедливого судебного разбирательства нарушает право на жизнь и абсолютный запрет пыток и других видов жестокого обращения.
Согласно международному праву, вынесение смертного приговора после несправедливого судебного разбирательства нарушает право на жизнь и абсолютный запрет пыток и других видов жестокого обращения
Официальные лица призывают к скорейшим судебным процессам и публичным казням
В парламентском заявлении 227 из 290 иранских парламентариев содержится призыв к судебной власти “не проявлять снисхождения” к протестующим, в срочном порядке вынося им смертные приговоры в качестве “урока” для других. Глава судебной власти Голамхоссейн Мохсени-Эджей призвал к ускоренным судебным разбирательствам и наказаниям, включая казни.
Согласно официальному документу, полученному Amnesty International, 9 октября генеральный прокурор страны Мохаммад Джафар Монтазери дал указание органам прокуратуры ускорить уголовное разбирательство в отношении Мохаммада Гобадлу. В другом официальном документе, датированном 29 сентября, высокопоставленный начальник полиции просил завершить судебный процесс над Мохаммедом Гобадлу “в кратчайшие возможные сроки” и публично привести в исполнение смертный приговор в качестве “тёплого сердечного жеста по отношению к силам безопасности”.
Справка
Общенациональное народное восстание против системы Исламской республики потрясло Иран после смерти при содержании под стражей Махсы (Жины) Амини от рук иранской «полиции морали» 16 сентября 2022 года. Силы безопасности в ответ применили незаконные силовые меры, в том числе с использованием летального оружия, в результате чего были убиты сотни мужчин, женщин и детей, а тысячи ранены.
Согласно просочившемуся аудиофайлу, полученному BBC Persian, власти произвольно арестовали от 15 до 16 тысяч человек в ходе первой волны арестов. Среди арестованных — участники протестов, журналисты, правозащитники, диссиденты, студенты университетов и школьники. Многие из них подвергались насильственным исчезновениям, содержанию под стражей без связи с внешним миром, пыткам и другим видам жестокого обращения, а также несправедливым судебным разбирательствам.
8 ноября 2022 года судебные власти Ирана заявили, что в связи с протестами только в провинции Тегеран было вынесено 1024 обвинительных заключения, не предоставив более подробной информации об обвинениях.