Израильская армия совершила военные преступления в ходе операции в Газе в августе 2022 года. Amnesty International требует расследования

Международный уголовный суд (МУС) должен провести расследования незаконных нападений, совершённых израильскими силами в ходе операции в Газе в августе 2022 года, квалифицировав их как военные преступления, заявила сегодня Amnesty International, публикуя свой новый брифинг. Используя фотографии фрагментов вооружений, анализируя спутниковые снимки и свидетельства десятков опрошенных очевидцев, организация смогла восстановить обстоятельства трёх конкретных нападений, два из которых были совершены израильскими силами, а одно, скорее всего, палестинскими вооружёнными группировками. В брифинге «Они были всего лишь детьми: свидетельства военных преступлений в ходе израильской операции в Газе в августе 2022 года» рассказывается, почему эти нападения могут быть приравнены к военным преступлениям.

Amnesty International установила, что в результате двух израильских нападений  погибли в общей сложности шестеро мирных палестинцев. В ходе проведения августовской операции израильские власти неоднократно заверяли общество в том, что удары наносятся с исключительной точностью. Однако Amnesty International установила, что жертвами этих «исключительно точных» ударов стали четырёхлетний мальчик, подросток, который приходил навестить могилу своей матери, а также 22-летня студентка, находившаяся дома со своей семьёй. Третье нападение, оказавшееся в поле зрения Amnesty International (в результате него погибли семь палестинских мирных жителей), произошло, по всей видимости, в результате падения неуправляемой ракеты, выпущенной палестинскими вооружёнными группировками.

«Последняя израильская операция в Газе продолжалась всего три дня, однако этого оказалось достаточно, чтобы вызвать новые жертвы и причинить ущерб палестинцам, которые практически находятся в осаде. Три нападения, в результате которых погибли люди, следует квалифицировать как военные преступления; все жертвы незаконных нападений и их близкие заслуживают того, чтобы правосудие восторжествовало, и были выплачены все надлежащие компенсации», — заявила Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International.   

Три нападения, в результате которых погибли люди, следует квалифицировать как военные преступления; все жертвы незаконных нападений и их близкие заслуживают того, чтобы правосудие восторжествовало, и были выплачены все надлежащие компенсации

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

«Нарушения, документально зафиксированные нами, были совершены на фоне продолжающейся незаконной блокады Газы со стороны Израиля; эта блокада – ключевой компонент установленного израильскими властями режима апартеида. Палестинцы в Газе находятся под постоянным прессингом, их подавляют, угнетают и подвергают сегрегации. Все долгие 15 лет, в течение которых население Газы практически находится в западне, раз за разом повторяются незаконные нападения, обостряющие гуманитарный кризис. Помимо расследования военных преступлений, совершённых в Газе, МУС должен в рамках своего текущего расследования на Оккупированных палестинских территориях рассмотреть также преступление апартеида, являющегося преступлением против человечности», — подчеркнула Аньес Калламар.

При подготовке этого брифинга Amnesty International опросила в общей сложности 42 человека, включая выживших очевидцев нападений, родственников убитых или раненых, свидетелей и медицинских работников. Израильские власти с 2012 года отказывают Amnesty International в доступе в сектор Газа, поэтому организация прибегла к помощи одного из местных исследователей. Он побывал в 17 разных местах, где происходили нападения, и собрал необходимые доказательства, включая фотографии фрагментов вооружений. Эксперт Amnesty International в области вооружений и Лаборатория по поиску свидетельств Evidence Lab проанализировали доказательства, собранные на местах, а также спутниковые снимки и другие материалы из открытых источников, относящиеся к этим нападениям. 

Amnesty International считает, что собранных доказательств достаточно, чтобы оценить законность трёх из 17 задокументированных нападений. Именно им посвящён данный брифинг.

Amnesty International 30 сентября 2020 года письменно обратилась к израильским властям, а также к руководству «Палестинского исламского джихада», кратко изложив основные выводы проведённого исследования и попросив прокомментировать их. На момент публикации брифинга ответа ни от одной из сторон получено не было.  

Десятки мирных жителей были убиты 

Пятого августа 2022 года Израиль начал так называемое «упреждающее» военное наступление на сектор Газа. Целями операции назывались «Палестинский исламский джихад» и его военизированное крыло «Бригады аль-Кудс». Израильские власти заявили, что наступление стало упреждающим ответом на угрозы нападения. 

По данным ООН, в результате столкновений погибли 49 палестинцев. По оценке Amnesty International, 33 палестинца, включая 17 мирных жителей, были убиты израильскими войсками. Amnesty International также пришла к заключению, что из оставшихся 16 погибших 14 были мирными жителями. 

Организация собрала достаточно свидетельств, позволяющих сделать вывод о том, что семеро из них погибли в результате падения ракеты, выпущенной палестинскими вооружёнными группировками; организация не смогла точно установить, какая из сторон конфликта несёт ответственность за остальные семь случаев гибели гражданских лиц. Эти семь мирных жителей погибли в ходе четырёх различных нападений, после которых остатки применённых вооружений были немедленно изъяты, что не позволило исследователям Amnesty International получить доступ к вещественным доказательствам. Как будет указано ниже, обстоятельства, при которых были изъяты фрагменты применённых вооружений, соответствуют зафиксированным ранее случаям, когда палестинские ракеты попадали мимо цели. 

Убийство Дунианы аль-Амур 

Дуниана аль-Амур, 22-летня студентка факультета изобразительных искусств, которая жила со своей семьёй в деревне недалеко от Хан-Юниса на юге сектора Газа, была, как считает Amnesty International, убита в результате первой же израильской атаки, произошедшей в те выходные. Пятого августа около 15:55 снаряд, выпущенный израильским танком, попал в дом аль-Амур, убив Дуниану и ранив её мать Фарху, а также её 25-летнюю сестру Аридж. Отец Дунианы Аднан аль-Амур в момент разрыва снаряда поливал оливковые деревья на своём участке; он сказал, что в это время обычно его жена и дети пили чай в доме, как это было принято у них по пятницам.  

Дом семьи аль-Амур находится всего в 1 км от границы Газы с Израилем. Он также находится примерно в 750 метрах от дозорной вышки, установленной «Бригадами аль-Кудс» и в 360 метрах от дозорной вышки «Бригад Изз ад-Дин аль-Кассам», вооружённого крыла ХАМАС. Примерно через двадцать минут после обстрела дома аль-Амур израильские силы обстреляли вышку «Бригад аль-Кудс». 

Фотографии фрагментов применённого боеприпаса позволили эксперту Amnesty International в области вооружений идентифицировать снаряд, убивший Дуниану, как 120-мм танковый снаряд M339, который в настоящее время производится израильской компанией IMI Systems, принадлежащей Elbit Systems. Боеприпас, к которому нет доступа ни у одной из палестинских вооружённых группировок, описывается как обеспечивающий «высокую вероятность попадания и смертоносность и низкую вероятность сопутствующих жертв». На фотографиях повреждений дома семьи аль-Амур видно, что снаряд пробил дыру только в одной стене. 

Анализ степени точности боеприпаса позволил Amnesty International определить предполагаемую цель. Большинство 120-мм орудий имеют вероятное круговое отклонение всего 4 метра – это значит, что половина всех выстрелов из этого орудия должна попасть в круг диаметром 4 метра, при условии, что орудие было правильно нацелено. Поэтому маловероятно, что танк целился в какую-либо из сторожевых вышек, а попал в дом – для этого ему надо было промахнуться на сотни метров.  

Маловероятно, что [израильский] танк целился в какую-либо из сторожевых вышек, а попал в дом – для этого ему надо было промахнуться на сотни метров

Amnesty International пришла к выводу, что израильские силы преднамеренно обстреляли дом семьи аль-Амур. Организация не нашла доказательств того, что кого-либо из членов семьи аль-Амур можно было обоснованно считать причастным к вооружённым боестолкновениям

Аднан аль-Амур сказал: 

«Мы живём на самой границе, и израильские солдаты знают о нас всё, они точно знают, что мы не имеем никакого отношения к политике, что мы простые фермеры. Их дроны следят за каждым нашим шагом». 

Израильские военные никак не прокомментировали обстрел дома семьи аль-Амур, нет никаких признаков того, что они планируют расследовать убийство Дунианы аль-Амур. 

Взрыв ракеты на кладбище аль-Фаллуджа 

Седьмого августа около 19:00 ракета взорвалась на кладбище аль-Фаллуджа в Джабалии на севера сектора Газа. В результате этого удара погибли пятеро детей: Надхми Абу Карш, 15 лет; двоюродные братья Джамиль Наджмиддин Неджем, 4 года, Джамиль Ихаб Неджем, 14 лет, Хамед Хайдар Неджем,16 лет, и Мухаммад Салах Неджем, 16 лет. Амир Абу аль-Миза, восьми лет, получил множественные осколочные ранения в области позвоночника. 

Все погибшие дети жили в сильно переполненном лагере беженцев Джабалия. Хайдар Неджем, отец Хамеда Неджема, рассказал, что дети часто играли на кладбище, где было больше места.  

Пятнадцатилетний Надхми Абу Карш приходил навестить могилу своей матери, когда на кладбище разорвалась ракета. Его отец Файез рассказал: 

«Внезапно мы услышали, как совсем рядом с нами разорвалась ракета. Я бросился на кладбище, и почти все, кто был поблизости, тоже побежали туда. Люди собирали фрагменты тел, разорванных в клочья. Родители не могли опознать тела своих детей. Они не могли определить, чьи останки они держали в своих руках». 

Люди собирали фрагменты тел, разорванных в клочья. Родители не могли опознать тела своих детей. Они не могли определить, чьи останки они держали в своих руках

Файез Кирш, отец погибшего

Первоначально израильские военные обвинили в случившемся «Палестинский исламский джихад». Однако 16 августа неназванные источники в вооружённых силах сообщили газете «Гаарец», что предварительное расследование нападения показало, что ни «Палестинский исламский джихад», ни «Бригады аль-Кудс» не запускали ракеты в то время, когда произошёл удар по кладбищу. При этом, как сообщается, Израиль как раз атаковал «цели» поблизости от этого района. За время, прошедшее после публикации этой газетной статьи, армия Израиля не подтвердила и не опровергла эти утверждения.

Эксперт Amnesty International в области вооружений определил, что устройство, фрагменты которого сфотографировал для Amnesty местный исследователь, было изготовлено на высокоточном оборудовании; эксперт утверждает, что эти фрагменты соответствуют компонентам израильской управляемой ракеты. Местные жители сообщили, что незадолго до взрыва они слышали звук пролетающего над их головами беспилотника.

Amnesty International не удалось обнаружить каких-либо доказательств военной активности вооружённых группировок поблизости от кладбища во время нападения. На спутниковых снимках, сделанных за 10 дней до удара, не видно никаких военных целей, и местные жители заявляют, что и 7 августа ситуация была такой же, ничего не изменилось. Отсутствие очевидных военных целей указывает на то, что удар мог представлять собой преднамеренное прямое нападение на гражданское население или гражданские объекты, и следовательно, мог являться военным преступлением.

Отсутствие очевидных военных целей указывает на то, что удар мог представлять собой преднамеренное прямое нападение на гражданское население или гражданские объекты, и следовательно, мог являться военным преступлением

Даже если целью израильских военных при нанесении удара по кладбищу были палестинские боевики или военная техника, ужасающие результаты этого удара требуют срочного расследования всех обстоятельств; необходимо установить, были ли приняты все возможные меры предосторожности для защиты гражданских лиц.

Удар по лагерю беженцев Джабалия 

Шестого августа в 21:02 на дороге в лагере беженцев Джабалия разорвался снаряд, в результате чего погибли семеро мирных палестинцев: Момен аль-Нейраб, 6 лет, и его брат Ахмад аль-Нейраб, 12 лет; Хазем Салем, 8 лет; Ахмад Фаррам, 16 лет; Халил Абу Хамада, 18 лет; Мухаммад Закут, 19 лет; и Нафет аль-Хатиб, 50 лет. 

Мухаммад аль-Нейраб, чьи дети Ахмад и Момен погибли в результате этого удара, сказал:  

«Был жаркий летний вечер, у нас как обычно отключили электричество, и поэтому дети не могли оставаться дома, где очень мало места и очень душно, особенно когда отключают электричество. В 21:02 на улице раздался взрыв. Повсюду на улице лежали раненые, все в крови, посечённые осколками. Мой младший сын Момен умер у меня на руках, а Ахмад умер всего в метре от меня. Нам остаётся утешаться только тем, что тела наших детей не были разорваны в клочья».

Мухаммад аль-Нейраб был одним из многих палестинцев, упомянувшем о лишениях, вызванных незаконной блокадой со стороны Израиля, в частности, отключениях электричества и нехваткой места для проживания. В результате боевых действий в августе единственная электростанция Газы была вынуждена на два дня остановить свою работу, что усугубило гуманитарный кризис, вызванный блокадой. В ходе боевых действий были повреждены более 1 700 жилищ, в результате чего около 450 палестинцев стали перемещёнными лицами. 

Amnesty International считает, что собрала достаточно доказательств, указывающих на то, что удар по лагерю беженцев Джабалия стал результатом неудачного запуска ракеты, произведённого палестинскими вооружёнными группировками, и нацеленного, по всей видимости, на территорию Израиля. Исследователи выявили ряд общих черт, характерных как для удара по лагерю Джабалия, так и для предыдущих ударов, приписываемых палестинским вооружённым группировкам. В частности, фрагменты применённого боеприпаса были изъяты и вывезены; это существенная подробность, поскольку палестинские власти и вооружённые группировки в Газе обычно сохраняют и выставляют на всеобщее обозрение фрагменты израильских вооружений и боеприпасов.

Amnesty International считает, что собрала достаточно доказательств, указывающих на то, что удар по лагерю беженцев Джабалия стал результатом неудачного запуска ракеты, произведённого палестинскими вооружёнными группировками

Местные жители, с которыми удалось поговорить Amnesty International, рассказали, что до удара они не видели и не слышали израильских военных самолётов или беспилотников; другие жители, которые предпочли не называть своих имён, сказали, что по их мнению, удар по лагерю был нанесён в результате падения «местной ракеты». За две минуты до удара «Бригады аль-Кудс» начали в соцсетях трансляцию, по их словам, ракетного залпа по Израилю.

Как и в других случаях, когда такие же палестинские ракеты стали, как утверждается, причиной гибели и увечий среди гражданского населения, удар по лагерю Джабалия следует расследовать как возможное военное преступление. Начиная с 2008 года палестинские вооружённые группировки выпустили тысячи неуправляемых ракет по израильским городам в нарушение международного права, в результате чего были убиты десятки мирных израильтян. Неуправляемые ракеты, которые используют палестинские вооружённые группировки в Газе, включая «Бригады аль-Кудс» — по сути своей крайне неточное оружие. Их использование в районах, где проживают мирные жители, нарушает международное гуманитарное право и может быть приравнено к военному преступлению.

Amnesty International направила Генеральному прокурору Газы письмо, в котором выразила обеспокоенность фактом изъятия фрагментов применённых боеприпасов с мест обстрелов. Организация также запросила информацию о каких-либо расследованиях удара по лагерю Джабалия, а также четырёх различных ударов, при изучении которых не удалось установить ответственных за гибель мирных жителей. Генпрокуратура ответила, что власти Газы расследуют все случаи нарушений, имевших место в ходе конфликта, но не упомянула конкретно об ударе по лагерю Джабалия, и не представила никакой информации о ходе расследования.

Чтобы установить, кто несёт ответственность за гибель и увечья мирных жителей в лагере Джабалия, палестинские власти должны сотрудничать с независимыми следователями, в частности, из МУС. Очевидцы и те люди, которым удалось выжить после этого удара, должны иметь возможность высказаться, не опасаясь репрессий.

Чтобы установить, кто несёт ответственность за гибель и увечья мирных жителей в лагере Джабалия, палестинские власти должны сотрудничать с независимыми следователями

Практически все пострадавшие, очевидцы и родственники жертв, опрошенные Amnesty International, требовали привлечь  к ответственности виновных в нанесении этого удара. Как сказал Виссам Неджем, потерявший четырёх двоюродных братьев в результате нанесённого Израилем удара по кладбищу:  

«Ничто не вернёт нам наших мёртвых детей, но восстановление правды и  справедливости может хоть как-то успокоить семьи погибших».

Справка 

Amnesty International уже неоднократно документально фиксировала незаконные убийства и возможные военные преступления в Газе. В 6-й главе опубликованного в феврале 2022 доклада Израиль проводит апартеид в отношении палестинцев: жестокая система доминирования и преступления против человечности организация объясняет, почему подобные действия представляют собой апартеид, преступление против человечности.