Заявление Amnesty International по поводу уголовного преследования российского узника совести Дмитрия Талантова

Организация Amnesty International глубоко обеспокоена уголовным преследованием и арестом Дмитрия Талантова — адвоката-правозащитника и президента адвокатской палаты Удмуртской Республики. Против него возбуждено дело по пункту «д» части 2 статьи 207.3 Уголовного кодекса РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий», совершённое по мотивам ненависти или вражды) за его публикацию в сети Facebook, в которой он критически высказался о вторжении России в Украину. В случае признания виновным ему грозит до 10 лет лишения свободы. Дмитрий Талантов является узником совести, которого преследуют исключительно за то, что он воспользовался своим правом на свободу выражения мнений. Он должен быть немедленно и безоговорочно освобождён, а уголовное дело против него закрыто. Статья 207.3 УК РФ должна быть отменена.

Уголовное дело против Дмитрия Талантова было возбуждено 23 июня 2022 года на основании «проверки» его аккаунта в сети Facebook, проведённой 20 июня 2022 года. В постановлении о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования руководитель Главного следственного управления Следственного комитета по г. Москва указал, что Дмитрий Талантов разместил свою публикацию в Facebook, «предвидя неизбежность наступлени общественно опасных последствий в виде подрыва авторитета и дискредитации действующей государственной власти и Вооружённых Сил Российской Федерации, а также то, что своими действиями он введёт в заблуждение неограниченный круг лиц относительно правомерности действий Вооружённых Сил Российской Федерации при проведении специальной военной операции (официальная формулировка, которую власти требуют использовать в России, чтобы не называть вторжение в Украину войнойAmnesty International), создав видимость незаконной, нарушающей международное право деятельности как Вооружённых Сил Российской Федерации в отдельности, так и органов государственной власти Российской Федерации в целом». В постановлении также утверждалось, что Талантов действовал по мотиву политической ненависти и что у него развилась «стойкая неприязнь к решению органов исполнительной и законодательной власти РФ использовать вооружённые силы России для нормализации общественно-политической обстановки на территории Украины.»

Дмитрия Талантова задержали около 10 часов утра 28 июня 2022 года в городе Ижевск (Удмуртия) и доставили на допрос в Следственный комитет по Удмуртской Республике в качестве подозреваемого по пункту «д» части 2 статьи 207.3 УК РФ. К Дмитрию Талантову не пустили адвоката, и допрос проводился без него. Тогда же правоохранительные органы провели обыски в четырёх местах, имеющих отношение к Дмитрию Талантову, включая офис адвокатской палаты. В нарушение положений закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», обеспечивающих адвокатскую тайну, следователи изъяли носители информации с данными о делах, над которыми работал Талантов и его коллеги. В тот же день Дмитрия Талантова этапировали в Москву.

Двадцать девятого июня Черемушкинский районный суд Москвы арестовал Дмитрия Талантова до 21 августа. По ходатайству прокурора судебное заседание проводилось в закрытом от СМИ и общественности режиме. Прокурор заявил, что при открытом заседании на эксперта по делу может быть оказано давление, что в материалах дела содержатся данные оперативно-розыскных мероприятий и что в лингвистической экспертизе и в официальном ответе Генерального штаба Министерства обороны содержатся сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне. Суд отклонил все возражения Дмитрия Талантова, что в деле нет засекреченных документов и что всю информацию из письма Министерства обороны можно найти на его сайте.

Amnesty International изучила публикацию в Facebook, из-за которой против Дмитрия Талантов возбудили уголовное дело, и другие документы. Организация считает, что его критика укладывается в параметры тех высказываний, которые защищаются статьёй 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьёй 29 Конституции РФ.

Третьего апреля 2022 года Дмитрий Талантов сделал репост публикации в Facebook с фотографией пенсионера Владимира Ананича, который вышел в Москве на Красную площадь с плакатом в знак протеста против агрессии России в отношении Украины. Надпись на плакате Владимира Ананича гласила: «Украине — мир. России — вменяемость, ужас, стыд, покаяние. Путину — ад».  Свой репост Дмитрий Талантов сопроводил словами: «А как по-другому после фотографий и видео от Харькова, Мариуполя, Ирпени, Бучи??? Это уже не фашизм — это крайние нацистские практики! Если после этого большинство из моих соотечественников будут поддерживать убийцу Пу и его шоблу — я лично отказываюсь признавать их за людей. У людей есть свойство сострадания. А эти — просто тупая и злобная мразь».

Хотя это было, безусловно, эмоциональное высказывание с критикой в адрес продолжающейся «специальной военной операции» России в Украине и тех, кто её санкционировал и поддерживает, несомненно, в нём нет призывов к насилию — оно просто отражает взгляды Дмитрия Талантова. В своей публикации Дмитрий Талантов упоминает «фотографии и видео от Харькова, Мариуполя, Ирпени, Бучи». Как показывают исследования Amnesty International, других международных организаций и механизмов, а также сообщения СМИ, российские вооружённые силы действительно нарушали там и в других частях Украины нормы международного гуманитарного права, причём в некоторых случаях — вплоть до военных преступлений.

Статья 207.3, введённая в Уголовный кодекс 4 марта 2022 года с изменениями от 25 марта 2022 года, расширила сферу применения ранее существовавшего российского законодательства о «фейках» и установила суровые наказания за «[п]убличное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации». Статья предусматривает огромные штрафы в размере от 700 тысяч до 5 миллионов рублей (от 13 072 до 93 372 долларов США) и лишение свободы на сроки от трёх до 15 лет. В законе не содержится ни определения «заведомо ложной информации», ни критериев для её оценки. Вместе с тем, как показывает практика применения этой статьи в этом и других уголовных делах, «ложной» будет считаться любая информация, которая исходит не из официальных источников (например, Министерства обороны) либо противоречит информации, распространяемой российскими властями. Официальная информация о российском военном вторжении в Украину часто лжива и целенаправленно вводит людей в заблуждение. Поэтому можно сказать, что в России фактически криминализовано опровержение такой информации, независимый анализ ситуации, распространение сообщений о нарушениях норм международного гуманитарного права и права в области прав человека российскими вооружёнными силами, критика российской агрессии в отношении Украины и даже призывы к миру.

Статья 207.3 и другие правовые нормы, принятые вскоре после российского вторжения в Украину в феврале 2022 года, служат лишь одной цели: не допустить никакой общественной дискуссии о войне в Украине и проявлений недовольства ею. Это нарушает право на свободу выражения мнений, включая право искать, получать и распространять информацию, закреплённое в международном праве в области прав человека и в Конституции РФ.

Amnesty International требует от российских властей отменить статью 207.3 УК РФ и привести законодательство в соответствие с международными обязательствами России в области прав человека. Все люди, в отношении которых возбуждены уголовные дела по этой статье исключительно за осуществление права на свободу выражения мнений, включая Дмитрия Талантова, должны быть немедленно и безоговорочно освобождены. С них необходимо снять все обвинения, а также обеспечить им эффективное возмещение вреда.