Заявление Amnesty International в связи с содержанием под стражей казахстанской правозащитницы Райгуль Садырбаевой

Организация Amnesty International глубоко обеспокоена произвольным арестом правозащитницы Райгуль Садырбаевой, очевидно, в отместку за её мирный мониторинг протестов в Казахстане в январе этого года. Мы обращаемся к судебным органам с требованием прекратить необоснованное уголовное дело в отношении Садырбаевой и немедленно распорядиться о её освобождении. Генеральная прокуратура должна в кратчайшие сроки провести эффективное расследование по её жалобе на пытки в полиции, где, согласно её заявлению, её душили, целились в неё из оружия, угрожали изнасиловать. Сотрудники полиции, подозреваемые к причастности к этим злоупотреблениям, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с международными стандартами в области прав человека.

ЗАДЕРЖАНИЕ ЗА ПРАВОЗАЩИТНЫЙ МОНИТОРИНГ

Пятого января 2022 года, когда протесты захлестнули её родной город Семей на востоке Казахстана, 50-летняя правозащитница Райгуль Садырбаева тоже вышла на улицы. Она и её адвокат настаивают, что она находилась там для того, чтобы вести мониторинг выступлений и сообщать о любых нарушениях прав. При помощи своего мобильного телефона Садырбаева делала видеозаписи происходивших в течение дня событий.

Как и в других частях страны, после повышения цен на топливо и всплеска народного недовольства демонстранты в Семее требовали экономических и политических реформ. Изначально мирное собрание в Семее переросло в беспорядки: по имеющейся информации, начались столкновения некоторых протестующих с полицией, протестующие захватили здание городского акимата, как сообщало «Радио Азаттык». Садырбаева призывала присутствовавших сохранять спокойствие и соблюдать закон, как утверждает её адвокат, который также настаивает, что есть видеодоказательства её попыток успокоить собравшихся.

Садырбаева призывала присутствовавших сохранять спокойствие и соблюдать закон, как утверждает её адвокат, который также настаивает, что есть видеодоказательства её попыток успокоить собравшихся

Тем не менее 12 января, спустя неделю после выступлений 5 января, домой к Садырбаевой явились полицейские, провели у неё обыск, изъяли мобильный телефон и другую электронику и задержали её. А 14 января суд арестовал её на время проведения следствия по уголовному делу, возбуждённому против неё в том числе по обвинениям в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 272 Уголовного кодекса, предусматривающая наказание до восьми лет лишения свободы). Садырбаева полностью отрицает все обвинения.

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПЫТКАХ ПОД СТРАЖЕЙ

Сначала полиция удерживала Садырбаеву под стражей в Семее, а затем её перевели в изолятор в Усть-Каменогорске более чем в 200 километрах от её родного города. Фактически на протяжении двух недель она подвергалась насильственному исчезновению в нарушение норм национального и международного права, согласно которым местонахождение задержанного должно быть известно, родственники проинформированы, и задержанные должны иметь доступ к адвокату и при необходимости — к медицинской помощи. Садырбаевой, у которой имеется официальная инвалидность, по словам её матери, под стражей отказывали в необходимом лечении.

Утверждается, что полицейские воспользовались изоляцией Садырбаевой и её уязвимым положением, чтобы применять к ней насилие и запугивать её. Сразу после взятия её под стражу сотрудники, по имеющимся сведениям, угрожали надеть ей на голову полиэтиленовый пакет и убить её. В своём заявлении в Генеральную прокуратуру Казахстана Садырбаева подробно описала ужасающие условия и пытки, которым она подверглась в изоляторе временного содержания в Семее. Она написала:

«… меня сотрудники ИВС поместили в холодный карцер — помещение без света, без воды, без доступа свежего воздуха, без туалета (не рабочий), без матраса, мне пришлось спать на ледяном железном настиле, задыхаясь от зловония, мне пришлось отказаться от пищи».

Сразу после взятия её под стражу сотрудники, по имеющимся сведениям, угрожали надеть ей на голову полиэтиленовый пакет и убить её

Садырбаева сообщила, что командовавший офицер пытался заставить её оговорить себя. Как она пишет в своём заявлении, майор полиции «оказывал на меня давление, требуя „сотрудничать“ путём заключения процессуального соглашения в обмен на камеру с удобствами. После моего отказа оговорить себя [майор] сказал, что дальше будет „по-плохому“, после чего меня пытали […] трое его подчинённых». Под давлением она разблокировала для них свой мобильный телефон.

В заявлении Садырбаевой говорится, что один из полицейских в Семее «неоднократно душил меня до потери сознания моим капюшоном». Другой полицейский, согласно её жалобе, угрожал ей изнасилованием. Третий сотрудник угрожал ей расправой, инсценируя казнь: «приставлял к голове пистолет со словами „Тебе конец, старуха“». В течение всех этих пыток, по её словам, сотрудники осыпали её нецензурной бранью, оскорбляли, унижали и угрожали физической расправой с её сыном.

Организация Amnesty International глубоко обеспокоена этим рассказом о пытках, которым подверглась в полиции правозащитница Райгуль Садырбаева. Несмотря на то что по заявлению Садырбаевой начато расследование, Amnesty International с досадой обращает внимание на отсутствие в нём прогресса и призывает Генеральную прокуратуру отнестись к делу с крайней серьёзностью, в кратчайшие сроки довести его расследование до конца и обеспечить привлечение всех причастных сотрудников полиции к ответственности.

В свете ухудшившегося состояния здоровья Садырбаевой 14 марта суд перевёл её под домашний арест на два месяца, до 11 мая, пока будет идти расследование возбуждённого против неё уголовного дела. На судебном заседании 29 апреля, о котором ни Садырбаева, ни её адвокат не были уведомлены заранее, срок её домашнего ареста был продлён до 11 июня. Хотя мы понимаем, что перевод из следственного изолятора под домашний арест до некоторой степени облегчил положение Садырбаевой, Amnesty International продолжает настаивать на её немедленном освобождении и призывает снять с неё все обвинения.

Хотя мы понимаем, что перевод из следственного изолятора под домашний арест до некоторой степени облегчил положение Садырбаевой, Amnesty International продолжает настаивать на её немедленном освобождении и призывает снять с неё все обвинения

НЕПРАВОМЕРНЫЕ ЗАДЕРЖАНИЯ, ПЫТКИ И ПРОЧИЕ НАРУШЕНИЯ ПОСЛЕ ЯНВАРСКИХ ПРОТЕСТОВ

Райгуль Садырбаева — одна из тысяч жителей Казахстана, пострадавших от жёсткой реакции властей на январские демонстрации. В начале января 2022 года в знак протеста против резкого роста цен на горючее тысячи людей вышли на улицы Казахстана. Недовольство экономической ситуацией быстро переросло в более широкие народные выступления против коррупции, политической стагнации и повсеместной несправедливости. Власти враждебно отреагировали на протестующих: начались преследования журналистов и активистов, попытки заставить их замолчать, подавлялась свобода выражения мнений, включая поступление независимой информации. Правоохранители избивали и силой разгоняли демонстрантов; по сообщениям независимых наблюдателей-правозащитников, в некоторых случаях полицейские применяли ненужную и чрезмерную силу, включая стрельбу на поражение по протестующим и участникам беспорядков. Некоторые из протестующих участвовали в насильственных действиях, нападали на полицейских и прочих людей, причиняли различный имущественный ущерб. По официальным данным, за всё время протестов было убито 232 человека, включая 19 правоохранителей и военных. Ещё многие получили ранения.

Полиция хватала на улицах как участников демонстраций, так и случайных прохожих; под стражу были взяты тысячи человек. Мирных протестующих задерживали просто за сам факт присутствия на демонстрации. В нарушение международного права, защищающего право на мирные собрания, в чрезмерно ограничительном национальном законодательстве Казахстана участие в «несанкционированных» собраниях, включая мирные митинги, считается правонарушением. Правозащитники задокументировали целый ряд серьёзных процессуальных нарушений при задержаниях, включая рутинное содержание людей под стражей без связи с внешним миром и насильственные исчезновения. Родственники пребывали в панике, когда всё время поступали новости об убитых и раненых, а они не могли найти своих близких. Для тех, кого лишали связи с внешним миром, риск подвергнуться пыткам был особенно высок.

Правозащитники задокументировали целый ряд серьёзных процессуальных нарушений при задержаниях, включая рутинное содержание людей под стражей без связи с внешним миром и насильственные исчезновения

Местные правозащитные объединения и журналисты уже задокументировали сотни случаев пыток людей в полиции после январских событий: полицейские избивали задержанных, ломали им конечности, душили, пытали электрическим током и раскалённым утюгом, насиловали. К настоящему времени Коалиция против пыток получила 142 сообщения о пытках после январских событий из 11 различных городов страны. В марте Агентство по противодействию коррупции Республики Казахстан (ведомство, которое, наряду с Генеральной прокуратурой, уполномочено расследовать заявления о пытках) объявило, что под стражей в полиции скончались восемь человек. К апрелю Агентство по противодействию коррупции уже расследовало, согласно его информации, 309 жалоб, поданных на сотрудников правоохранительных органов, в том числе 279 — на предполагаемые пытки и 30 — на превышение служебных полномочий. Генеральная прокуратура заявила, что расследует ещё 10 дел.

Правозащитница Татьяна Чернобиль из Коалиции против пыток выражала тревогу по поводу нарушения процессуальных прав задержанных. Чернобиль сказала: «В январе огромной проблемой были быстрые административные процессы по всей стране без надлежащей правовой процедуры и последовавшие за этим массовые аресты, в том числе нескольких журналистов. Люди сообщали, что сотни, а, возможно, и тысячи арестованных гражданских лиц были лишены доступа к своим адвокатам и семьям».

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗОБРАТЬСЯ С ПРОШЛЫМ И СОБЛЮДАТЬ ПРАВА В КАЗАХСТАНЕ

Представители международного сообщества указывали на необходимость срочно исправить несправедливость, допущенную в отношении Райгуль Садырбаевой, и признать, что её история и другие похожие истории многократно повторялись в Казахстане. Европейский парламент 20 января 2022 года в своей резолюции по ситуации в Казахстане отдельно упомянул политически мотивированное задержание и арест Садырбаевой и потребовал её освобождения. В резолюции говорилось, что Европейский парламент «призывает власти Казахстана снять политически мотивированные обвинения и положить конец всем формам произвольных арестов, преследований и притеснений в отношении правозащитников, активистов, религиозных организаций, организаций гражданского общества, профсоюзов, журналистов и политических оппозиционных движений, а также позволить людям свободно выражать свои политические, религиозные и иные взгляды…»

Правосудие и доступ к эффективным средствам правовой защиты, гарантии недопущения пыток и полное соблюдение права на справедливый суд имеют основополагающее значение для полного и эффективного привлечения виновных к ответственности за нарушения, совершённые в Казахстане во время бурных событий января 2022 года. Власти Казахстана должны проявить приверженность соблюдению этих принципов и прислушаться к призывам провести тщательное, независимое и эффективное расследование январских событий, которое обеспечило бы привлечение виновных к ответственности и публикацию результатов.

Власти Казахстана должны проявить приверженность соблюдению этих принципов и прислушаться к призывам провести тщательное, независимое и эффективное расследование январских событий

Властям Казахстана следует также руководствоваться словами Верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет, настоятельно советовавшей «принять меры по комплексному решению проблем, которые стали причиной этих выступлений, включая обвинения в коррупции и глубоко укоренившееся неравенство». Необходимо признать, что разразившийся в январе в Казахстане политический кризис стал итогом многолетних ограничений и репрессий со стороны государства, систематического попрания прав человека и неуклонного преследования тех, кто осуществлял свои права на свободу выражения мнений, мирных собраний, политическое участие и объединение. Единственный выход для Казахстана из этого кризиса — разобраться со своим прошлым и по-настоящему, полностью соблюдать все права каждого жителя страны.