Amnesty представляет доклады о нарушении прав пожилых людей из армянской и азербайджанской общин в Нагорном Карабахе

Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за территории Нагорного Карабаха на протяжении десятилетий является источником страданий для пожилых людей, говорится в опубликованных сегодня двух новых докладах Amnesty International.

Во время этого конфликта, первая острая фаза которого продлилась с 1988 по 1994 год, а вторая случилась во время новой эскалации в конце 2020 года, пожилые люди становились жертвами незаконных убийств, пыток, подвергались вынужденному перемещению, и это навсегда изменило их жизнь.

В первом докладе под названием «Бежать последними: вынужденное переселение и военные преступления против пожилых людей в ходе конфликта в Нагорном Карабахе» рассказывается, насколько сильно акты насилия во время недавнего конфликта, включая такие военные преступления, как внесудебные казни, а также пытки и другие виды жестокого обращения под стражей азербайджанской стороны, затронули пожилых этнических армян.

Во втором докладе под названием «„Жизнь в коробке“. Как пожилые люди в Азербайджане переживают вынужденное переселение и подготовку к возвращению» говорится о страданиях, выпавших на долю пожилых азербайджанцев, которым пришлось бежать во время первого конфликта из своих домов в Нагорном Карабахе и семи прилегающих к нему районов.

«Конфликт в Нагорном Карабахе показывает, с какими особыми рисками сталкиваются пожилые люди в ходе вооружённого конфликта. Зачастую они бегут последними, а потом на протяжении десятилетий испытывают на себе последствия войны, — сказала Лора Миллс, исследователь по вопросу пожилых людей в команде Amnesty International по реагированию на кризисы. — И в Армении, и в Азербайджане пожилые люди с трудом собирают свою жизнь по кусочкам после перемещения. Между тем утрата ими независимости и достоинства рассматривается как нечто неизбежное и незначительное».

«В условиях высокой напряжённости, когда конфликт может продолжиться, и власти Армении, и власти Азербайджана должны недвусмысленно и твёрдо пообещать сделать защиту пожилых людей своей приоритетной задачей и приложить максимум усилий, чтобы защитить их права человека, включая права на жилище и на здоровье», — добавила она.

Бежать последними

Когда в сентябре 2020 года начались активные боевые столкновения в Нагорном Карабахе, пожилые люди из этнических армянских общин практически всегда последними бежали из своих домов и поэтому особенно часто становились жертвами насилия.

Мужчины в возрасте 18–55 лет обычно были мобилизованы или ушли на войну добровольцами ещё на ранних стадиях конфликта. К тому времени, когда азербайджанские силы подходили к этническим армянским сёлам и городам, в них зачастую оставались одни пожилые люди, особенно пожилые мужчины.

Многие пожилые люди столкнулись с препятствиями при попытках покинуть свои дома. Одним было сложно бежать из-за физической инвалидности и проблем со здоровьем. Другие пожилые люди из-за психосоциальной инвалидности или деменции плохо понимали необходимость и срочность отъезда. Третьи решили не уезжать из-за сильной привязанности к своему дому или нежелания бросать землю и скот.

Пожилые люди, бежавшие из родных мест, потом годами испытывают на себе тяготы перемещения. Они рассказывали об отсутствии надлежащего жилья и об утрате средств к существованию, что усугубляет чувство беспомощности и изоляции. Кроме того, они страдают из-за острейшей нехватки психологических и психосоциальных услуг поддержки.

Среди этнических армян более половины смертей среди мирного населения пришлось на пожилых людей. Многие из респондентов Amnesty International рассказали о внесудебных казнях, которые проводились азербайджанскими силами. Они описывали, как жертв обезглавливали или расстреливали в упор, что представляет собой военное преступление — умышленное убийство. Некоторых, по-видимому, пытали перед смертью; тела других были изувечены после расправы.

Многие из респондентов Amnesty International рассказали о внесудебных казнях, которые проводились азербайджанскими силами. Они описывали, как жертв обезглавливали или расстреливали в упор, что представляет собой военное преступление — умышленное убийство

Amnesty International удалось верифицировать многие из этих случаев с помощью показаний свидетелей и родственников, а также путём проверки свидетельств о смерти, официальных судебно-медицинских экспертиз, проведённых армянскими властями, а также видеозаписей, размещённых в соцсетях.

Славик Галстян (68 лет) жил вместе со своей семьёй в селе Мец Тагер. У него была психосоциальная инвалидность, и он не захотел покидать свой дом в октябре 2020 года. Его тело нашли более чем два месяца спустя. В свидетельстве о смерти, выданном армянскими властями, говорится, что причиной смерти стала массивная кровопотеря вследствие огнестрельных ранений в грудь, живот и внутренние органы.

Его тело в морге опознал сын Ашот. По его словам, тело отца, по-видимому, было изувечено. Ашот сказал Amnesty International: «Его голова была раздроблена, тело выглядело так, как будто в нём переломаны все кости, он был словно кусок мяса».

Седрака Петросяна (90 лет) в плену жестоко избивали, в том числе ногами, а его 56-летний сын пропал без вести после того, как его захватили азербайджанские силы. Седрак сказал: «Я хочу умереть. Я хотел умереть в тюрьме, но каким-то образом выжил».

Другие опрошенные тоже рассказывали об избиениях и прочих формах физического насилия (в одном случае это была инсценировка казни), а также о других видах жестокого обращения. Преследование пожилых мужчин было, по всей видимости, связано с тем, что азербайджанские военнослужащие считали их причастными к армянской военной кампании в 1990-х годах.

«Власти Азербайджана должны принять все меры к тому, чтобы все представители его вооружённых сил, ответственные за совершённые военные преступления, включая умышленные убийства, пытки, бесчеловечное обращение и насильственные исчезновения, предстали перед справедливым судом», — призвала Лора Миллс.

Власти Азербайджана должны принять все меры к тому, чтобы все представители его вооружённых сил, ответственные за совершённые военные преступления, включая умышленные убийства, пытки, бесчеловечное обращение и насильственные исчезновения, предстали перед справедливым судом

Лора Миллс, исследователь по вопросу пожилых людей в команде Amnesty International по реагированию на кризисы

«Несмотря на то что перемещение губительно для всех людей, для пожилых людей оно создаёт особые трудности. Власти Армении и фактические власти Нагорного Карабаха должны больше делать для того, чтобы пожилые люди могли заново выстроить свою жизнь наравне с другими. Им необходимо изменить свой подход к гуманитарным усилиям и обеспечить пожилым людям поддержку, в которой те отчаянно нуждаются», — добавила она.

«Жизнь в коробке»

В ходе изначального конфликта из-за Нагорного Карабаха в 1988–1994 годах свыше полумиллиона мирных жителей — этнических азербайджанцев были вынуждены переместиться из региона и прилегающих к нему семи районов. Многие мирные жители, в том числе пожилые мирные азербайджанцы, были незаконно убиты и подверглись другим видам насилия. Вынужденным переселенцам с тех пор приходится жить в других частях Азербайджана.

Десятилетиями многие из них жили в палаточных лагерях, общежитиях, школах, заброшенных железнодорожных вагонах, сараях и других строениях. На десятки человек там часто приходился всего один туалет и душ, порой отсутствовало электричество, отопление и водопровод. Людям не хватало средств на самое необходимое, продукты питания и лекарства.

В 2020 году Азербайджан вернул под свой контроль большую часть территорий, утраченных во время изначального конфликта, и теперь планирует переселить потенциально сотни тысяч перемещённых людей. Тем не менее к этому сохраняются значительные препятствия: армянские силы установили там огромное количество противопехотных мин, а также провели и организовали массированное уничтожение и изъятие имущества.

Многие пожилые люди выражали беспокойство по поводу возвращения в родные районы на постоянной основе. Мехрибан М* (72 года) сказала в беседе с Amnesty International: «Меня очень беспокоит вопрос безопасности, когда речь идёт о том, чтобы жить поблизости от армян. Между нашими народами много боли. Я знаю много людей, которые были убиты».

Несмотря на достигнутый за последние годы в Азербайджане значительный прогресс, по некоторым данным, до 100 тысяч перемещённых лиц там всё ещё пребывают в тяжёлых условиях и не имеют нормального жилья. Там, где они живут, очень тесно, часто присутствуют физические барьеры, из-за которых пожилым людям приходится прибегать к помощи родственников и других людей, чтобы просто выйти из дома.

Несмотря на достигнутый за последние годы в Азербайджане значительный прогресс, по некоторым данным, до 100 тысяч перемещённых лиц там всё ещё пребывают в тяжёлых условиях и не имеют нормального жилья

Манзар А* (81 год), вынужденная переселенка, которая живёт в общежитии, сказала Amnesty International: «Это как тюрьма, здесь воздуха нет… я не могу спуститься вниз, чтобы купить продуктов. Я не могу выйти из дома. Если мне очень нужно, людям приходится мне помогать».

Amnesty International также побеседовала с пожилыми людьми, которые говорили, что фактически не могут устроиться на работу и что их исключают из обсуждения вопросов переселения.

Фамиль М* (71 год) сказал: «Сейчас же я просто сижу и жду… Семьдесят — это ерунда, я не чувствую себя старым, я в отличной форме. Но в каждой компании мне говорят, что я слишком стар».

Малик С* (67 лет, здесь и далее имя скрывается по соображениям безопасности) сказал: «Мне кажется, что моё мнение не слышат, потому что я ни в чём теперь не участвую. Я пенсионер, большую часть времени провожу в саду. Никто не знает [моё родное село] лучше меня, но стратегию формируют люди из Баку».

Amnesty International призывает власти Азербайджана к тому, чтобы во всех процессах возвращения в полной мере соблюдались права и учитывались потребности самых разных пожилых людей, в том числе пожилых женщин, пожилых людей с инвалидностью и пожилых людей очень преклонного возраста, чтобы все пожилые люди были подключены к принятию решений о возвращении и получали информацию в прозрачной и доступной форме и таким образом могли принимать информированные, добровольные решения.

«Все перемещённые лица имеют право на безопасное и достойное возвращение на своё изначальное место жительства. Необходимо учитывать особые риски, с которыми сталкиваются пожилые люди. Власти Азербайджана должны сделать всё от них зависящее, чтобы им было доступно надлежащее жильё и возможности зарабатывать на жизнь наравне с другими людьми», — отметила Лора Миллс.

«Уничтожение армянскими силами гражданских объектов и изъятие гражданского имущества, а также широкое применение наземных мин представляет собой нарушение норм международного гуманитарного права. Эти нарушения не только мешают перемещённым людям осуществить своё право на возвращение, но и серьёзно препятствуют усилиям Азербайджана по переселению вынужденных переселенцев в районы, затронутые конфликтом», —  заключила она.

Уничтожение армянскими силами гражданских объектов и изъятие гражданского имущества, а также широкое применение наземных мин представляет собой нарушение норм международного гуманитарного права

Лора Миллс, исследователь по вопросу пожилых людей в команде Amnesty International по реагированию на кризисы

Методика и краткая справка

При подготовке доклада «Бежать последними: вынужденное переселение и военные преступления против пожилых людей в ходе конфликта в Нагорном Карабахе» Amnesty International проинтервьюировала 69 человек, включая 42 пожилых человека (22 пожилых женщины и 20 пожилых мужчин в возрасте от 60 до 90 лет). Организация стремилась обеспечить разнообразие респондентов по возрасту, полу и наличию разных инвалидностей.

При подготовке доклада под названием «„Жизнь в коробке“. Как пожилые люди в Азербайджане переживают вынужденное переселение и подготовку к возвращению» Amnesty International проинтервьюировала 40 перемещённых пожилых людей, включая 23 пожилых мужчин и 17 пожилых женщин в возрасте от 58 до 88 лет.

В международном праве нет конкретного определения пожилого возраста. Хотя ориентиром часто служит физический возраст, он не всегда отражает, испытывает ли человек на себе те риски, которые обычно ассоциируются с пожилым возрастом. Amnesty International предпочитает контекстуальный подход к пожилому возрасту, который поддерживает Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

Amnesty International не занимает никакой позиции в споре по поводу территории Нагорного Карабаха, однако подчёркивает, что возвращение на изначальное место жительства в условиях безопасности и уважения достоинства — это право всех перемещённых людей.