- В бомбардировке 3 марта погибли люди, стоявшие в очереди за хлебом
- Смертоносная бомбардировка может являться военным преступлением
Российская бомбардировка украинского города Чернигова, в ходе которой, как сообщается, были убиты 47 мирных жителей, может быть квалифицирована как военное преступление, заявила сегодня Amnesty International, проведя расследование этого нападения.
Примерно в 12:15 в четверг 3 марта на небольшую городскую площадь на пересечении улиц Вячеслава Чорновола и Круговой были сброшены бомбы, что привело к гибели мирных жителей и серьёзным повреждениям соседних зданий.
На основании новых интервью, а также верификации и анализа видеосвидетельств, команда по реагированию на кризисные ситуации Amnesty International пришла к выводу, что это нападение было, скорее всего, российским авиаударом, в ходе которого было использовано как минимум восемь неуправляемых авиационных бомб.
«Бомбёжка улиц Чернигова вызывает настоящий ужас. Это беспощадное, неизбирательное нападение на людей, которые занимались своими повседневными делами у себя дома, на улицах, в магазинах», – заявила Джоанн Маринер, директор отдела кризисного реагирования Amnesty International.
Бомбёжка улиц Чернигова вызывает настоящий ужас. Это беспощадное, неизбирательное нападение на людей, которые занимались своими повседневными делами
Джоанн Маринер, директор отдела кризисного реагирования Amnesty International
«Это чудовищное нападение – одно из самых беспощадных из всех, какие до сих пор переживали люди в Украине. Прокурор Международного уголовного суда должен расследовать эту бомбардировку как военное преступление. Ответственные за подобные преступления должны быть привлечены к суду, а пострадавшим и их семьям должен быть полностью возмещён ущерб», – добавила она.
Черниговская областная администрация сообщила, что 47 человек (38 мужчин и девять женщин) были убиты в результате этого авиаудара. На верифицированной съемке видно, что за короткий промежуток времени было сброшено восемь боеприпасов, которые упали в линию, что типично для бомбардировки с самолёта.
Amnesty International не смогла установить наличие законной военной цели на месте бомбового удара или рядом с ним. На спутниковых снимках, сделанных 28 февраля, видна очередь людей перед зданием, которое пострадало от авиаудара. На основании этих снимков и свидетельств очевидцев Amnesty International считает, что большинство пострадавших стояли в очереди за едой, когда упали бомбы.
«Всё было разрушено»
Когда упали бомбы, Алина, 21–летняя студентка, была у себя дома на соседней улице Ивана Богуна вместе со своей семьёй.
Она рассказала Amnesty International: «Я услышала очень-очень громкий гул и почувствовала, как наше здание затряслось, как будто наша квартира раздулась… А потом, через две секунды, я услышала, что окна вылетели во двор. Наш дом страшно трясся, я думала, что стен не останется. Когда я услышала гул, я позвала бабушку с собой в коридор. Мы легли на пол и это, скорее всего, нас спасло».
Родители Алины были на улице, когда произошел взрыв, и выжили. Она добавила: «У [соседнего] жёлтого здания стояла очередь за хлебом, и они туда хотели пойти… Не помню, кто это был, мама или папа, один из них сказал: «Нет, слишком длинная очередь, пойдем дальше». И поэтому они ушли. Людей, которые стояли в этой очереди, больше нет».
Когда были сброшены бомбы, Юлия Матвиенко, 33-летняя мать троих детей, была дома со своими детьми, тоже на улице Ивана Богуна.
Она получила травму головы и вот что рассказала Amnesty International: «Я шла по коридору и даже не успела дойти до кухни, как внезапно оглохла – я не понимала, что происходит. Внезапно всё начало рушиться и падать. Дети закричали. Несколько секунд казалось, что вокруг царит тишина и время остановилось. Потом я вытащила своих детей из-под завалов. С меня текла кровь, а я тащила детей. Всё было разрушено, а дверь [в здание] была выбита. Ни одного окна не осталось, а некоторые балконы были полностью оторваны. А на детях ни царапинки. Это чудо… только моя кровь была на них».
На записях с камер наблюдения, на которые попал авиаудар, видны падающие бомбы и слышен звук очень похожий на звук низколетящего самолёта, что соответствует тактике нанесения авиаударов такого типа. Сброс неуправляемых бомб на жилые районы нарушает запрет на проведение неизбирательных нападений. У таких бомб большая площадь поражения и они гораздо менее точны, чем высокоточные боеприпасы.
Сброс неуправляемых бомб на жилые районы нарушает запрет на проведение неизбирательных нападений. У таких бомб большая площадь поражения и они гораздо менее точны, чем высокоточные боеприпасы
Работа по верификации Лаборатории поиска доказательств
Лаборатория поиска доказательств Amnesty International верифицировала кадры последствий авиаудара, на которых видны повреждения зданий и тела, лежащие на улице. На видео, снятом Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям, также показаны разрушения и спасательные работы.
Другие верифицированные видео с последствиями удара показывают масштабные разрушения и как минимум одну характерную воронку, размер которой соответствует боеприпасам для поражения наземных целей весом примерно 500 кг.
На других верифицированных материалах с мест авиаударов в Украине видно, как силы гражданской обороны вывозят с мест авиаударов неуправляемые бомбы ФАБ-500-М62. Кроме того, на официальном видео, обнародованном российской армией 6 марта, можно видеть боевой вылет самолета СУ-34 с восемью бомбами ФАБ-500 на борту, свидетельство типичной боевой загрузки в ходе текущих операций российской армии.
«Все государства должны сотрудничать с МУС и новой Комиссией по расследованию, учреждённой Советом ООН по правам человека, чтобы помочь в привлечении к ответственности виновных в грубых нарушениях и преступлениях, таких как это нападение. Пострадавшие в этом конфликте должны добиться справедливости», – заявила Джоанн Маринер.
Ранее Amnesty International призвала все стороны конфликта, продолжающегося в Украине, соблюдать международное гуманитарное право и право в области прав человека.