Закон Казахстана о фейковых новостях Amnesty International.

Что не так с законом Казахстана о «фейковых новостях». Amnesty International рассказывает на примере блогера Темирлана Енсебека

Вряд ли 25-летний казахстанец Темирлан Енсебек, выпускник польского университета по специальности «государственное управление», занимающийся турбизнесом в Грузии, рассчитывал стать международной знаменитостью, когда в апреле 2021 года создавал сатирический инстаграм-аккаунт Qaznews24, высмеивающий абсурд повседневной жизни в Казахстане. И уж совсем точно он не был готов стать знаменитостью такой ценой.

Темирлан интересовался политикой с детства, как-то хотел способствовать, по его собственным словам, «построить хорошую страну», расширить пространство для плюрализма, и в конце концов пришёл к мысли, что политическая сатира может быть лучшим способом для этого.

«Я не думаю, что это был даже активизм, я просто делал то, что мне нравилось, — шутил на горячие темы», — вспоминает Темирлан в разговоре с Amnesty International. Его вдохновила Panorama.am, русскоязычный сатирический сайт, в чём-то похожий на американский The Onion. «В Казахстане, как и в России, абсурд происходит каждый день, и мне понравилось, как «Панорама» представляет свою сатиру в новостном формате. Я решил попробовать что-то подобное в Казахстане», — добавляет он.

Я не думаю, что это был даже активизм, я просто делал то, что мне нравилось, — шутил на горячие темы

Qaznews24, имитация Instagram-аккаунта несуществующего новостного СМИ, быстро завоевал популярность и был замечен в прессе. За три недели своего недолгого существования он привлёк более пяти тысяч подписчиков, а его публикации посмотрели более миллиона раз, огромные цифры для Казахстана, где проживают 18 миллионов человек.

В стране без укоренившихся традиций политической сатиры, но с навязанным культом личности и ныне живущего первого президента Нурсултана Назарбаева, в честь которого была переименована столица страны, произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Кто-то среди бела дня шутил о том, что Назарбаева официально признают богом или что казахстанцам будет запрещено распространять информацию о высоком уровне жизни за рубежом.

Qaznews24 заметили не только интернет-пользователи и журналисты. Через пару недель после запуска аккаунта в Instagram Темирлан начал получать фишинговые письма, затем угрозы в личных сообщениях в Instagram, пока, наконец, к нему не нанёс визит чиновник из военкомата, хотя Темирлан и освобождён от обязательной военной службы по медицинским показаниям.

«К тому времени я уже понял, что они знают, кто я, — говорит Темирлан о властях. — Я решил, что, вероятно, лучше удалить мою учётную запись, поскольку думал, что тогда они смогут оставить меня в покое». Но это не помогло. Власти перешли в открытое наступление 15 мая — полиция провела обыск в доме Темирлана в Алматы, изъяла его ноутбук, два мобильных телефона и модем и доставила его в отделение полиции, где подвергла 5-часовому допросу. Ему сообщили о возбуждении уголовного дела по ст. 274 УК РК («распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка либо причинения значительного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо интересам общества»). С тех пор Темирлан является «свидетелем с правом на защиту», юридический статус которого почти неизбежно ведет к обвинению. Наказание по ст. 274 — крупный штраф или тюремное заключение на срок до трёх лет.

Власти перешли в открытое наступление 15 мая — полиция провела обыск в доме Темирлана в Алматы, изъяла его ноутбук, два мобильных телефона и модем и доставила его в отделение полиции, где подвергла 5-часовому допросу

Темирлан называет обвинения абсолютно безосновательными, поскольку в его аккаунте было предупреждение о том, что все сообщения являются сатирой, выдумкой и шуткой, «а любые совпадения с реальными людьми случайны». После релиза Темирлан удалил все посты Qaznews24 и уехал из страны в Грузию.

«Я вернусь домой, как только завершу все свои дела в Грузии. У меня нет планов не возвращаться на родину, там моя семья и друзья», — говорил он Amnesty International в июне. Через несколько недель он действительно вернулся на родину. На данный момент Темирлан находится в подвешенном состоянии, никаких дальнейших процессуальных действий не проводится, но дело о «фейк-ньюс» всё ещё открыто. Более того, Темирлан считает, что за ним следят.

Дело Темирлана Енсебека и Qaznews24 олицетворяет вызовы правам человека, связанные с законодательством о «фейковых новостях» в Казахстане и, в более широком смысле, во всём мире. Право на самовыражение, в том числе по политическим вопросам, важно для того, чтобы в обществе шли информированные и динамичные дебаты по вопросам, представляющим общественный интерес, а сатирики, как и другие художники и общественные деятели, играют решающую роль в изменении статус-кво, вдохновляя на критическое мышление. Право на свободу выражения мнений в более широком смысле включает защиту и высказываний, которые оскорбляют, шокируют, беспокоят и, конечно же, заставляют людей смеяться.

Право на свободу выражения мнений в более широком смысле включает защиту и высказываний, которые оскорбляют, шокируют, беспокоят и, конечно же, заставляют людей смеяться


Казахстан является государством — участником ряда обязывающих договоров, которые гарантируют право на свободу выражения мнений, то есть право каждого человека искать, получать и делиться информацией и идеями. Эти договоры включают Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП, ст. 19 и 20) и Европейскую конвенцию о правах человека (ст. 10). Казахстан обязан уважать, защищать и продвигать эти права, хотя международное право и разрешает государствам вводить определённые ограничения на осуществление таких прав. Но это может делаться только в определённых законных целях (таких как защита национальной безопасности, общественного порядка или, как в случае пропаганды ненависти, — защита прав других лиц). Они должны быть явно необходимыми и соразмерными, и конечно, они не должны ставить под угрозу фундаментальное право на самовыражение.