Валентина Чупик Amnesty International.

Победа! Правозащитница из Узбекистана Валентина Чупик на свободе и в безопасности

Второго октября защитницу прав мигрантов Валентину Чупик, гражданку Узбекистана, освободили из-под стражи в аэропорту Шереметьево в Москве и разрешили сесть на рейс в Армению. Валентину Чупик удерживали в транзитной зоне аэропорта с 25 сентября. Правозащитницу лишили статуса беженца в России и грозили депортацией в Узбекистан, где права Валентины Чупик могут быть нарушены.

Дополнительных действий не требуется. Благодарим всех, кто отправил обращения.

Второго октября адвокат Валентины Чупик подтвердила, что правозащитнице оформили новый заграничный паспорт Узбекистана, теперь она может уехать туда, куда пожелает. Позднее Валентина Чупик разместила фотографию с рейса в Армению.

Валентина Чупик – основательница организации «Тонг Жахони», предлагающей юридическую помощь мигрантам из Центральной Азии в Российской Федерации. Правозащитницу задержали 25 сентября в аэропорту Шереметьево по возвращении в Российскую Федерацию из Армении. Сотрудники пограничной службы уведомили Валентину Чупик о том, что её лишили статуса беженца и запретили въезд в Российскую Федерацию до сентября 2051 года, потому что она якобы «предъявила ложные сведения или фальшивые документы». Валентине Чупик угрожали депортацией в Узбекистан, откуда она сбежала 15 лет назад, обоснованно опасаясь произвольного проследования за правозащитную деятельность, и где ей грозило бы задержание по произвольным основаниям, несправедливый суд, пытки и жестокое обращение. Валентина Чупик получила статус беженца в Российской Федерации больше 10 лет назад и продлила документы в марте 2021 года.

Amnesty International приветствует новость об освобождении Валентины Чупик из-под стражи, а также тот факт, что правозащитницу не депортировали в Узбекистан, где её права могут быть нарушены. Тем не менее лишение Валентины Чупик статуса беженца и угроза выдворения из страны – нарушение обязательств России в рамках международного права в области прав человека, а также крайне тревожный прецедент.