«Талибан» последовательно отбрасывает все достижения в области прав человека, которых удалось добиться за последние двадцать лет, — заявили Amnesty International, Международная федерация за права человека (FIDH) и Всемирная организация против пыток (OMCT) в опубликованном сегодня новом брифинге, который документально фиксирует широкомасштабный натиск на права человека, осуществляемый талибами с момента захвата ими Кабула немногим более пяти недель назад.
Вопреки неоднократным заявлениям талибов о том, что они будут соблюдать права афганцев, в брифинге «Афганистан оказался в руках талибов» подробно рассказывается о многочисленных нарушениях прав человека, в том числе преднамеренных убийствах мирных жителей и солдат, сложивших оружие, а также о блокировании гуманитарных поставок в Панджшерское ущелье, что является преступлениями по международному праву. В стране также введены различные ограничения в отношении женщин, свободы выражения мнений и гражданского общества.
«Всего за пять недель, прошедших с того момента, как талибы установили контроль над Афганистаном, они ясно дали понять, что ни во что не ставят защиту или соблюдение прав человека. Мы уже стали свидетелями волны нарушений, от репрессивных нападений и ограничений в отношении женщин до подавления протестов, наступления на СМИ и гражданское общество», — заявила Динушика Диссанаяке, заместитель директора Amnesty International по Южной Азии.
«Учитывая атмосферу тотального страха, отсутствие во многих районах мобильной связи и организованное талибами отключение интернета, эти результаты, по всей видимости, дают лишь отдалённое представление о том, что творится в Афганистане на местах. Совет ООН по правам человека должен создать надёжный, независимый механизм, наделённый полномочиями по документальной фиксации, сбору и сохранению доказательств продолжающихся преступлений в соответствии с международным правом и других тяжких нарушений и злоупотреблений в области прав человека по всему Афганистану».
Атмосфера тотального страха для правозащитников
Начиная с 15 августа практически ежедневно поступают сообщения о нападениях на правозащитников. Талибан проводит повальные обыски, разыскивая правозащитников, что вынуждает многих из них скрываться.
Исследователи записали интервью с Махмудом*, афганским правозащитником, которому удалось бежать из страны. Махмуд рассказал, что в тот день, когда талибы вошли в Кабул, ему позвонили по телефону и потребовали сдать принадлежащие его организации транспортные средства, оборудование и деньги. Звонивший знал его имя и предупредил Махмуда, что у него нет другого выхода, кроме как сотрудничать.
В течение следующих дней Махмуд получал новые звонки и сообщения в WhatsApp, в которых у него просили сообщить свой домашний адрес и предлагали встретиться в назначенных местах. Двое коллег из его НКО были избиты талибами. На изображениях, предоставленных одним из пострадавших и проверенных Amnesty International и судебно-медицинским экспертом, видны классические отметины от ударов кнутом по спине и жёлтые кровоподтёки на левой руке жертвы.
«Угроза, с которой столкнулись оставшиеся в Афганистане правозащитники, совершенно реальна. Они подвергаются нападениям по всем направлениям, поскольку их считают врагами Талибана. Их офисы и дома подверглись обыскам. Их коллег избивают. Их вынуждают постоянно скрываться. Они живут под постоянной угрозой задержания, пыток или ещё более худшего. Те, кому удалось покинуть страну, теперь застряли в военных лагерях или на территории соседних стран, не зная, куда им в итоге податься, и как восстановить свою разрушенную в одночасье жизнь», — заявила Дельфин Рекюло, директор программы по правозащитникам Всемирной организации против пыток (OMCT).
«Международное сообщество должно соблюдать свои моральные и политические обязательства и не подводить людей, посвятивших свою жизнь защите прав человека, гендерного равенства, верховенства закона и демократических свобод в своей стране; необходимо защитить их любой ценой», — подчеркнула она.
Преследование журналистов
Две журналистки из Кабула, с которыми поговорила Amnesty International, рассказали об угрозах и запугивании, с которыми они столкнулись после захвата власти талибами. Аишу*, которой удалось спастись бегством из столицы, её работодатель предупредил о том, что её жизнь в опасности; позже талибы приходили к ней домой и узнав, что её нет, угрожали её родственникам.
Aaдила* назвала первые две недели правления талибов временем абсолютного страха и полной неопределённости. Сначала она решила остаться в Афганистане и продолжать свою работу. Однако однажды ночью талибы пришли к ней домой, разыскивая её. Вскоре после этого по настоянию родственников она покинула страну.
Абдул, журналист, сообщил, что редакторы, журналисты и все работники СМИ получили от талибов указания, что они могут работать только в соответствии с законами шариата и исламскими правилами и порядками.
«С момента падения республики я не показывался на работе. Талибы уже несколько раз приходили ко мне домой, но я скрывался. С момента случившейся катастрофы наш офис закрыт», — сказал он.
Женщины и девушки и право на протест
В результате атмосферы страха, окутавшего страну после захвата Афганистана талибами, многие афганские женщины носят теперь паранджу и не решаются выходить из дома без сопровождения мужчины; они оставили свои обычные занятия, опасаясь насилия и репрессий. Несмотря на бесчисленные угрозы правам женщин, по всей стране женщины проводят акции протеста.
И хотя некоторые протесты были успешно проведены, многие другие были жестоко подавлены талибами. Четвёртого сентября около 100 женщин, вышедших на протест в Кабуле, были разогнаны боевиками «Талибана», которые стреляли в воздух и, как сообщается, применили слезоточивый газ.
Назир*, правозащитник, рассказал Amnesty International, как его друг Парвиз* был жестоко избит талибами после участия в акции протеста за права женщин 8 сентября.
«Парвиза задержали на акции протеста за права женщин 8 сентября. Его жестоко пытали. Ему сломали руку. Его доставили в полицейский участок [номер округа не раскрывается]. Когда талибы выпустили его, они заставили его надеть новую одежду, потому что его одежда намокла от крови».
Восьмого сентября Министерство внутренних дел, которое теперь контролируется талибами, издало указ, запрещающий проведение в Афганистане любых демонстраций и собраний «до тех пор, пока политика в отношении демонстраций не будет закреплена в кодексе».
«Международное сообщество не должно закрывать глаза на нарушения, которые совершают талибы. Принятие конкретных мер в Совете ООН по правам человека не только подаст сигнал о недопустимости безнаказанности, но и будет способствовать предотвращению нарушений в более широком масштабе. Эти меры должны приниматься параллельно с поддержкой продолжающегося расследования в Международном уголовном суде, чтобы обеспечить привлечение к ответственности за преступления против человечности и военные преступления, совершённые всеми сторонами», — заявила Джульетт Русселот, руководитель программы FIDH по Южной Азии.
Краткая справка
*Чтобы не раскрывать личности опрошенных людей, их имена изменены. Текст брифинга доступен по ссылке.