«Проект «Пегас» обнаружил новые доказательства того, что номера телефонов 14 глав государств, в том числе президента Франции Эммануэля Макрона, пакистанского премьер-министра Имрана Хана и президента ЮАР Сирила Рамафоса, а также сотен государственных чиновников, могли быть выбраны клиентами израильского поставщика ПО для кибершпионажа NSO Group в качестве объектов слежки.
«После беспрецедентного разоблачения того факта, что телефоны по крайней мере четырнадцати глав государств могли быть взломаны с помощью шпионского ПО Pegasus от NSO Group, по спинам мировых лидеров должен был пробежать холодок», — заявила генеральный секретарь Amnesty International Аньес Калламар.
«Мы давно знаем, что активисты и журналисты становятся жертвами тайного взлома телефонов, но теперь ясно, что даже находящиеся на самом верху не могут избежать распространения шпионского ПО от NSO. NSO Group больше не может прикрываться заявлением о том, что её шпионские программы используются только для борьбы с преступностью — похоже, что Pegasus также является предпочтительным шпионским ПО для тех, кто хочет следить за иностранными правительствами», — добавила она.
NSO Group больше не может прикрываться заявлением о том, что её шпионские программы используются только для борьбы с преступностью — похоже, что Pegasus также является предпочтительным шпионским ПО для тех, кто хочет следить за иностранными правительствами
Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International
«Разоблачения «Проекта»Пегас» подчёркивают насущную необходимость строгого регулирования индустрии кибернаблюдения. Государства должны ввести глобальный мораторий на экспорт, продажу, передачу и использование оборудования для наблюдения до тех пор, пока не будет создана надёжная нормативно-правовая база, соответствующая правам человека, — заявила также Калламар. — NSO Group должна немедленно прекратить продажу своего оборудования в страны, в которых правозащитники и журналисты попадали под незаконный надзор».
«Правительство Израиля также не должно выдавать лицензии на экспорт технологии кибернетической слежки NSO Group, если существует значительный риск её использования для нарушений прав человека», — призвала она.
Согласно результатам расследования утечки 50 000 телефонных номеров, принадлежащих лицам, которые могли стать жертвами негласного надзора, шпионское ПО NSO Group использовалось для содействия нарушениям прав человека во всём мире и в массовых масштабах. В число потенциальных жертв слежки входят как главы государств, так и активисты и журналисты, в том числе семья Джамаля Хашогги.
«Проект «Пегас» — это новаторское сотрудничество более 80 журналистов из 17 медиа-организаций в десяти странах, координируемое парижским некоммерческим медиа Forbidden Stories при технической поддержке Amnesty International, которая провела передовые криминалистические тесты для выявления следов шпионского ПО на телефонах.
The Washington Post, входящая в консорциум, объявила вечером 20 июля, что номера телефонов 14 глав государств были включены в список как люди, представляющие интерес. В него входят король Марокко Мухаммед VI, французский президент Эммануэль Макрон, иракский лидер Бархам Салех, президент ЮАР Сирил Рамафоса, египетский премьер-министр Мустафа Мадбули, глава пакистанского правительства Имран Хан, премьер-министр Марокко Саадеддин Османи, бывший премьер Ливана Саад Харири, экс-премьер Уганды Рухакана Ругунда и председатель Евросовета, а ранее премьер-министр Бельгии Шарль Мишель. В списке были номера телефонов более 600 государственных чиновников и политиков из 34 стран.
Amnesty International не смогла провести криминалистический анализ телефонов мировых лидеров, чтобы подтвердить, были ли они таргетированы шпионским ПО или оно было на них успешно установлено.
Amnesty International не смогла провести криминалистический анализ телефонов мировых лидеров, чтобы подтвердить, были ли они таргетированы шпионским ПО или оно было на них успешно установлено
NSO Group отрицает, что президент Макрон и Мохаммед VI когда-либо фигурировали в целевом списке клиентов. Компания настаивает на том, что её шпионское ПО предназначено только для использования против террористов и сёрьезных преступников, и повторяет, что она «расследует все достоверные заявления о неправомерном использовании» и «примет решительные меры», если такие утверждения окажутся верными.
Израильский гигант наблюдения NSO Group финансируется крупными частными инвестиционными компаниями Novalpina Capital и Francisco Partners, за которыми стоят многочисленные инвесторы. Пенсионные фирмы в Великобритании и США также имеют долю в компании.