Венгерская журналистская некоммерческая организация Direkt36 в рамках «Проекта «Пегас» опубликовала собственное расследование использования печально известной шпионской программы Pegasus от производителя NSO Group в Венгрии. Расследование показало, что телефоны более 300 венгерских граждан были определены как возможные цели для заражения. Эксперты Amnesty International смогли подтвердить несколько случаев успешной установки шпионского ПО на их телефоны.
Эти разоблачения стали частью «Проекта «Пегас» — новаторского сотрудничества более 80 журналистов из 17 медиа-организаций в 10 странах, которое координируется парижской некоммерческой медиа-организацией Forbidden Stories. Amnesty International оказывала техническую поддержку, проводя передовые криминалистические тесты мобильных телефонов для выявления следов шпионского ПО NSO Group.
«Венгерское правительство должно немедленно дать содержательный ответ на последнее разоблачение «Проекта «Пегас» и уточнить, знало ли оно о скрытой слежке за журналистами, бизнесменами и другими лицами или одобряло их. Если венгерские власти действительно знали об этих нарушениях, они должны объяснить, на каком основании они их допустили», — сказал Давид Виг, директор Amnesty International Венгрия.
Венгерское правительство должно немедленно дать содержательный ответ на последнее разоблачение «Проекта «Пегас» и уточнить, знало ли оно о скрытой слежке за журналистами, бизнесменами и другими лицами или одобряло их
Давид Виг, директор Amnesty International Венгрия
«Практика слежки в Венгрии уже давно вызывает озабоченность. Закон о службах национальной безопасности допускает тайное наблюдение без какого-либо независимого внешнего надзора, и это расследование демонстрирует острую необходимость в реформе такого положения вещей. Правительство Венгрии должно привести нормативные акты в соответствие с международными стандартами, которые обеспечивали бы защиту от неконтролируемого сбора и потенциального неправомерного использования личных данных», — добавил он.
«NSO Group больше не может прикрываться заявлением о том, что её шпионское ПО используется только для борьбы с преступностью — всё больше и больше доказательств того, что Pegasus систематически используется для репрессий и злоупотреблений. Мы призываем NSO Group немедленно прекратить продажу своего оборудования странам, в которых правозащитники и журналисты попадают под незаконное наблюдение», — также заявил Давид Виг.
«Индустрия видеонаблюдения вышла из-под контроля. Государства должны ввести глобальный мораторий на продажу, передачу и использование оборудования для слежки до тех пор, пока не будут созданые правовые гарантии соблюдения прав человека», — указывает он.
Индустрия видеонаблюдения вышла из-под контроля. Государства должны ввести глобальный мораторий на продажу, передачу и использование оборудования для слежки до тех пор, пока не будут созданые правовые гарантии соблюдения прав человека
Давид Виг, директор Amnesty International Венгрия
Согласно результатам расследования утечки 50 тысяк телефонных номеров потенциальных объектов слежки, шпионское ПО NSO Group использовалось для содействия нарушениям прав человека во всём мире в массовых масштабах. В число потенциальных жертв слежки входят главы государств, активисты и журналисты, в том числе семья убитого саудовскими агентами журналиста Джамаля Хашогги.
Израильский разработчик ПО NSO Group финансируется крупными частными инвестиционными компаниями Novalpina Capital и Francisco Partners, за которыми стоят многочисленные инвесторы. Пенсионные фонды в Великобритании и США также имеют долю в компании, способствующей нарушению прав человека.
Европейский суд по правам человека постановил в 2016 году в деле «Szabó and Vissy v. Hungary«, что венгерское законодательство не обеспечивает достаточных гарантий против злоупотреблений и нарушает право на неприкосновенность частной жизни и семейную жизнь. Суд установил, что меры наблюдения могут затронуть практически любого в Венгрии, поскольку правительство имеет технологические возможности для перехвата огромных объёмов данных, которые могут принадлежать лицам, не имеющим отношения к конкретному уголовному расследованию.
По мнению Суда, любое дело о слежке должно подлежать контролю со стороны органов, независимых от правительства. В настоящее время министерство юстиции страны уполномочено санкционировать слежку и сбор данных без необходимости внешней аудита того, был ли перехват сообщений строго необходим.