Amnesty International помилование приговоренных к смертной казни в Беларуси.

Заявление. Редкие помилования в Беларуси не дают надежды на перемены на фоне последней предполагаемой казни

Amnesty International крайне обеспокоена известием о том, что Виктора Павлова, которому в июле 2019 года вынесли смертный приговор, скорее всего уже казнили. Эти тревожная новость пришла вскоре после решения президента помиловать двух братьев, Станислава и Илью Костевых, которые ждали исполнения смертных приговоров с января 2020 года за убийство свой бывшей учительницы.

Тридцатого апреля 2021 года мать братьев Костевых привезла Станиславу и Илье передачу в минскую тюрьму, где они ждали исполнения своего приговора. Когда она попыталась передать посылку, сотрудник тюрьмы сказал, что её сыновей здесь больше нет. В Беларуси из-за секретности, которая по-прежнему окружает весь процесс приведение в исполнение смертных приговоров и уведомления о казнях, такие новости часто являются первым признаком того, что заключённый уже казнён. Однако, на этот раз матери сказали, что они были помилованы президентским указом. Мать была совершенно потрясена и позвонила дочери, попросив сотрудника тюрьмы повторить эту новость специально для их сестры. Сотрудник тюрьмы сказал: «Дамы, мы такими вещами не шутим».

Это всего лишь второй известный случай помилования приговорённых к смертной казни в Беларуси с 1994 года, когда Александр Лукашенко был впервые избран на пост президента. В любом случае надежды на то, что этот шаг свидетельствует о каких-то позитивных переменах в применении смертной казни в Беларуси, остающейся единственной страной в Европе и Центральной Азии, где до сих пор казнят людей, не оправдались.

Это всего лишь второй известный случай помилования приговорённых к смертной казни в Беларуси с 1994 года, когда Александр Лукашенко был впервые избран на пост президента

Несколько дней спустя, 4 мая, Верховный суд подтвердил смертный приговор Виктору Скрундику, которого вместе с ещё тремя мужчинами Минский областной суд в марте 2020 года признал виновным в убийстве двух пожилых мужчин и попытке убийства 85-летней женщины. Всех его соответчиков приговорили к разным срокам тюремного заключения. В июне 2020 года Верховный суд неожиданно отменил смертный приговор Виктора Скрундика и направил его дело на пересмотр. В январе этого года ему второй раз вынесли смертный приговор, и Верховный суд на этот раз его поддержал. Если прошение Виктора о помиловании будет отклонено, то его казнят. В белорусских камерах смертников сейчас находятся трое осужденных – он, Виктор Сергель и Виктор Павлов. 

Сестре Виктора Павлова за последние недели несколько раз отказывали в свидании с ним. Десятого июня адвокат Виктора Павлова попыталась встретиться с ним в СИЗО, но администрация СИЗО сообщила ей, что его здесь нет. Обычно родственники считают это первым признаком того, что их близкий уже казнён: родственникам никогда не сообщают дату казни, а сам факт её проведения подтверждают только недели спустя. Секретность, окружающая смертную казнь в Беларуси, приводит к ничем неоправданным страданиям родственников осуждённых. Комитет ООН по правам человека признал, что подобное обращение равноценно пыткам и другим формам жестокого обращения.

Виктору Сергелю по-прежнему угрожает казнь

Amnesty International выступает против смертной казни при любых обстоятельствах и призывает власти Беларуси незамедлительно сообщить о судьбе Виктора Павлова, а также помиловать всех заключённых, ожидающих исполнения своих смертных приговоров. Власти Беларуси должны немедленно ввести мораторий на казни в качестве первого шага на пути к полной отмене смертной казни.