Стамбульская конвенция была создана для предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Это золотой стандарт, который может спасти жизни миллионов женщин и девочек. Amnesty International рассказывает, почему это так.
Насилие в отношении женщин в Европе, в том числе домашнее насилие, широко распространено. Каждая пятая женщина, проживающая в Европейском союзе, в возрасте от 15 лет и старше подвергалась в той или иной форме физическому и/или сексуальному насилию со стороны нынешнего или предыдущего партнёра.
Ограничения, введённые во время пандемии COVID-19, только усугубили ситуацию с домашним насилием в отношении женщин и девочек, которые оказались вынуждены делить общее пространство с партнёрами и членами семьи, прибегающими к рукоприкладству. Кроме того, пандемия также выявила пробелы в мерах по борьбе с домашним насилицием в целом ряде государств.
Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, также называемая Стамбульской конвенцией, — это новаторский договор, который включает в себя чёткие рекомендации, как государства могут и должны работать над тем, чтобы Европа стала регионом, свободным от гендерного насилия.
По иронии судьбы Турция, первая страна, подписавшая Конвенцию 11 мая 2011 года, теперь решила выйти из неё, что чревато катастрофическими последствиями для миллионов женщин и девочек, а также для организаций, оказывающих жизненно важную поддержку жертвам сексуального и домашнего насилия.
Стамбульская конвенция может спасти жизни. И вот почему:
- Это «золотой стандарт» предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием
Стамбульская конвенция — это самый масштабный международный договор, специально разработанный для борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Он устанавливает минимальные стандарты для правительств Европы по предотвращению, защите и судебному преследованию за насилие в отношении женщин и домашнее насилие.
Конвенция включает обязательства государств по созданию механизмов защиты и поддержки для реагирования на насилие в отношении женщин, таких как:
- организация достаточного количества убежищ для переживших гендерное и домашнее насилие
- создание кризисных центров для переживших сексуальное насилие
- организация бесплатных круглосуточных телефонов доверия
- воплощение в жизнь программы психологического консультирования и медицинской помощи пережившим насилие.
Конвенция также призывает власти просвещать население по вопросам гендерного равенства, сексуальности и здоровых отношений.
Стамбульская конвенция является юридически обязывающим документом (государства-участники обязаны соблюдать её положения). В глобальном масштабе это третий международный договор по борьбе с насилием в отношении женщин и самый всеобъемлющий после Межамериканской конвенции о предупреждении, наказании и искоренении насилия в отношении женщин (Конвенция Белен-ду-Пара), принятой в 1994 году, и Протокола к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке (протокол Мапуту), который действует с 2003 года.
2. Она обеспечивает защиту всех женщин и девочек без какой-либо дискриминации
Ключевым элементом Стамбульской конвенции является обязательство, которое она возлагает на государства – выполнять её положения без дискриминации по каким-либо причинам, чтобы никто не остался без внимания.
Лесбиянки, бисексуальные женщины, транс-женщины и интерсексы, которые сталкиваются с глубоко укоренившимися предрассудками и враждебностью по всей Европе, имеют право на защиту и возмещение ущерба в соответствии с этим договором, как и все, кто подвергается домашнему насилию.
Примечательно, что Стамбульская конвенция содержит конкретные положения для женщин и девочек из числа беженцев и мигрантов. Например, она вводит возможность предоставления женщинам-мигранткам, пережившим домашнее насилие, автономного вида на жительство, когда их статус проживания не зависит от статуса их партнёра, который использует насилие.
Конвенция также требует от правительств признать гендерное насилие в отношении женщин формой преследования по смыслу Конвенции 1951 года о беженцах, и критерием, который следует учитывать, когда женщины и девочки ищут международной защиты в Европе.
3. Основное внимание уделяется разрушению предрассудков и стереотипов
Насилие в отношении женщин глубоко укоренилось из-за неравного соотношения сил между женщинами и мужчинами в обществе. Кроме того, предрассудки, гендерные стереотипы и вредные обычаи увековечивают идею о том, что женщины уступают мужчинам. Эта ситуация усугубляется для многих женщин, которые подвергаются так называемой интерсекциональной дискриминации — когда женщины и девочки дополнительно дискриминируются по признаку расы, этнической принадлежности, касты, возраста, инвалидности, гендерной идентичности, сексуальной ориентации, религии, семейного положения и тд.
Стамбульская конвенция даёт чёткий сигнал перед лицом всех этих вредных предрассудков: насилию и жестокому обращению нет оправдания.
Правительствам следует принимать превентивные меры для изменения общественных установок и демонтажа гендерных норм, сформированных вредными стереотипами и дискриминационными культурными моделями, которые, в свою очередь, могут привести к тому, что отдельные лица и общества будут мириться с насилием в отношении женщин.
Конвенция основывается на определении насилия в отношении женщин как насилия, направленного против женщины на том основании, что она женщина, или насилия, которое несоразмерно затрагивает женщин. Хотя и реже, мужчины также подвергаются некоторым формам насилия в семье, и Конвенция призывает правительства признать это насилие и применять её положения ко всем жертвам домашнего насилия, независимо от их пола или гендерной идентичности.
4. Это широко признанный инструмент в области прав человека
Разработка Стамбульской конвенции стала возможной после того, как многие государства и гражданские общества пришли к общему пониманию того, что насилие в отношении женщин в Европе широко распространено и что комплекс согласованных мер обеспечит пережившим насилие одинаковый уровень защиты во всём регионе. Конвенция устанавливает дополнительные положения, выходящие за рамки государственных обязательств перед пережившими насилие, обеспечивая дополнительный уровень защиты.
Amnesty International была одной из многих организаций, участвовавших в разработке договора, открытого для подписания 11 марта 2011 года. Он вступил в силу 1 августа 2014 года.
Вопреки ошибочному мнению, подавляющее большинство государств Совета Европы поддержали Конвенцию. Её подписали более 40 европейских государстви и ЕС в целом. Конвенция была ратифицирована 34 из них. Только в 2018 году Конвенция вступила в силу в девяти странах (Хорватия, Кипр, Германия, Эстония, Греция, Исландия, Люксембург, Северная Македония и Швейцария), а в 2019 году ратифицировала договор Ирландия.
5. В Стамбульской конвенции нет ничего спорного
В Стамбульской конвенции нет «скрытой повестки». Её единственная цель — предотвращать насилие в отношении женщин и девочек и домашнее насилие.
Однако кампании дезинформации вокруг употребления термина «гендер» и ложные утверждения некоторых правительств и заинтересованных групп о том, что Конвенция подрывает понятие «традиционной семьи», приводят к тому, что несколько стран тянут с ратификацией Конвенции.
Например, парламенты Словакии и Венгрии отклонили инициативы по ратификации Конвенции, а в Болгарии Конституционный суд постановил, что Конвенция несовместима с Основным законом страны.
В марте 2021 года Турция, первая страна, подписавшая и ратифицировавшая Конвенцию, объявила о выходе из неё, также заявив, что она используется для «нормализации гомосексуальности», что «несовместимо с общественными и семейными ценностями Турции». Если турецкие власти не отменят это решение, оно вступит в силу 1 июля 2021 года. Как это ни парадоксально, Турция была ведущим сторонником Конвенции на момент её открытия для подписания и сыграла важную роль в мобилизации других европейских государств.
Беспрецедентный шаг Турции последовал за аналогичными угрозами в Польше, где ожидает рассмотрения запрос премьер-министра в Конституционный трибунал для оценки конституционности договора, а также готов законопроект, призывающий президента выйти из Стамбульской конвенции и создать новую Конвенцию о «правах семьи».
Конвенция становится инструментом в руках заинтересованных групп для распространения дезинформации и демонизации гендерного равенства, прав женщин и ЛГБТИ.
Вопреки тому, что утверждают правительства этих стран, реальную угрозу «семейным ценностям», которые, между прочим, разделяют и ЛГБТИ люди, представляют именно виновные в гендерном и домашнем насилии.
В 2019 году Венецианская комиссия, консультативный орган Совета Европы, по запросу министра юстиции Армении обнародовала заключение с оценкой конституционных последствий ратификации, в котором содержится очень полезный анализ, опровергающий многие превратные представления о договоре.
6. Это спасательный инструмент, который меняет мир к лучшему
Женские активистские группы и их союзники во многих странах успешно проводят кампании против насилия в отношении женщин, используя Стамбульскую конвенцию в качестве ориентира. Как ни странно, в странах, где распространяется дезинформация о Конвенции, включая Турцию и Польшу, люди объединились, чтобы бороться за неё, предотвращать насилие в отношении женщин и проводить кампании за гендерное равенство.
В результате происходят изменения. Например, в Финляндии финансирование убежищ для переживших домашнее насилие полностью перешло в обязанность государства благодаря Стамбульской конвенции. Финляндия и другие страны, такие как Албания, Сербия и Черногория, создали национальные телефоны доверия, что совпало со вступлением Конвенции в силу.
Кроме того, за последние несколько лет Исландия, Швеция, Греция, Хорватия, Мальта и Дания реформировали свои законы, чтобы гарантировать, что изнасилование определяется как секс без согласия, как того требует Конвенция. В Швеции закон привел к значительному увеличению числа обвинительных приговоров и, в меньшей степени, к увеличению числа судебных дел в отношении насильников.
Реальность такова, что ни одна страна не свободна от насилия в отношении женщин, и всем нам предстоит пройти долгий путь для достижения долгосрочных изменений. Но правительства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию, принимают меры, чтобы остановить это, и посылают миру мощный сигнал о том, что политическая воля для защиты прав женщин и спасения жизней существует.