Власти Беларуси пытаются скрыть убийство мирного манифестанта сотрудником милиции, в связи с чем ключевому свидетелю преступления предъявили обвинение в совершении тяжкого уголовного преступления, сообщила сегодня Amnesty International.
11 августа Александр Кордюков с другом Геннадием Шутовым участвовали в мирной демонстрации в Бресте. Александр Кордюков был с Геннадием Шутовым практически до того момента, когда в него выстрелил милиционер в штатском. Сейчас Александру Кордюкову предъявили обвинение в покушении на сотрудника милиции, предусматривающее максимальное наказание виде пожизненного лишения свободы.
«Нет никаких доказательств того, что Александр Кордюков совершал или подстрекал к насилию. Александр Кордюков – узник совести, которого преследуют исключительно за мирную реализацию своих прав, в том числе права на свободу мирных собраний, а также потому что хотят оправдать внесудебную казнь Геннадия Шутова. Его следует немедленно освободить безо всяких условий», – заявила Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.
«Власти Беларуси должны ответить за чудовищные нарушения прав человека, в том числе массовые задержания и повсеместное насилие над мирными демонстрантами в период наступления на несогласных со спорными итогами прошедших выборов», – добавила она.
По состоянию на сегодняшний день, свыше 1000 человек были незаконно привлечены к уголовной ответственности за политические убеждения в рамках непрекращающегося жёсткого преследования несогласных, причиной которого послужили массовые протесты в августе. Акции протестов прокатились по стране после официального объявления о переизбрании Александра Лукашенко президентом с подавляющим перевесом голосов. При официальном объявлении результатов голосования не учитывались многочисленные заявления о повсеместных нарушениях при проведении голосования.
Выстрел в затылок
На видеозаписи, опубликованной «Медиазоной», видно, как Геннадий Шутов и Александр Кордюков сидят на скамейке недалеко от места проведения демонстрации 11 августа. К ним подходят трое милиционеров в штатском. На видеозаписи нельзя чётко разглядеть, что произошло дальше, но меньше чем через минуту Геннадию Шутову выстрелили в затылок. Он умер 19 августа.
Александр Кордюков сбежал буквально за мгновение до того, как раздался выстрел. Его задержали 14 августа и первоначально обвинили в неповиновении сотрудникам милиции. Однако, по словам сестры, 2 декабря обвинение изменили на покушение на убийство.
В соответствующем пресс-релизе Министерство внутренних дел заявило: «На сотрудников милиции напала группа агрессивно настроенных граждан с арматурой в руках. Предупредительные выстрелы вверх их не остановили. Для защиты жизни и здоровья сотрудников оружие было применено на поражение».
Тем не менее заявление противоречит видеозаписи, свидетельствам очевидцев и медицинской документации, которую удалось получить Amnesty International и из которой следует, что в Геннадия Шутова стреляли сзади.
По словам дочери Геннадия Шутова Анастасии Боранчук, местные жители слышали, как один из милиционеров спросил мужчин, за кого они голосовали на выборах. И её отец ответил: «За Тихановскую» (кандидата от оппозиции).
По словам Анастасии Боранчук, тогда её отцу приказали встать на колени и лечь. Как только он опустился на колени, милиционер ударил его в лоб пистолетом, а затем выстрели в затылок. Всего свидетели слышали три выстрела.
Родные Геннадия Шутова потребовали расследовать его убийство. Тем не менее 3 сентября Следственный комитет (отдельное ведомство для расследования тяжких преступлений) направил им письмо, в котором сообщил, что «достаточных оснований для возбуждения уголовного дела по ст. 139 УК (Убийство) не имеется».
«Уверена, они [Следственный комитет] знают, кто убил отца, – считает Анастасия Боранчук. – Но они ничего не собираются с этим делать. Его накажут, только если в стране всё изменится».
Массовые уголовные дела
Местные и международные правозащитные организации собрали сотни свидетельств задержанных о применении к ним пыток и жестокого обращения. Однако до настоящего времени власти Беларуси не открыли ни одно уголовного дела в отношении сотрудников правоохранительных органов.
По оценкам правозащитной НГО «Весна», на участников мирных протестов завели порядка 1000 уголовных дел. Десятки человек уже осуждены по итогам политически мотивированных несправедливых судебных процессов, причём в большинстве случаев подсудимые получили реальные сроки.
Вот лишь несколько случаев:
— Наталья Херше, 51 год, 7 декабря её приговорили к двум с половиной годам лишения свободы за сопротивление при задержании, она сорвала балаклаву с сотрудника ОМОН.
— МаксимПавлющик, 8 декабря его приговорили к двум годам лишения свободы за надпись на тротуаре краской из баллончика «Не забудем».
— Стефан Лозовик, 27 лет, 1 декабря его приговорили к 12 месяцам лишения свободы за оскорбительную надпись в адрес Александра Лукашенко на автобусной остановке.
«В Беларуси наблюдается самый тяжёлый правозащитный кризис с момента обретения страной независимости», – считает Мари Стразерс.
«Призываем международное сообщество активизировать усилия по документированию грубых нарушений прав человека властями Беларуси. Виновные не должны уйти от ответа и предстать перед судом с соблюдением процедур справедливого судебного разбирательства; необходимо восстановить справедливость для пострадавших и их родных, а также гарантировать им эффективные средства правовой защиты», – добавила она.