Amnesty International международный женский день в Китае в пандемию

Amnesty International объясняет необходимость добиваться справедливого распределения вакцины от COVID-19

Руководство в отношении политики Amnesty International, касающейся вакцин от COVID-19

Соревнование разных стран в отношении того, кому удастся раньше других разработать вакцину от COVID-19, выходит на финишную прямую, и похоже, что вскоре здесь может показаться свет в конце туннеля. Однако по мере того, как богатые страны будут накапливать запасы вакцины, возможности спасти с её помощью жизни людей могут оказаться под угрозой из-за сохраняющегося неравенства и узкокорпоративных интересов.  

Пришло время решительно потребовать, чтобы вакцины от COVID-19 были доступны всем людям – независимо от того, где они живут, кто они и что они могут позволить себе приобрести. 

Пандемия COVID-19 – это поистине глобальный кризис, и преодолеть его мы сможем только с помощью глобального сотрудничества и соблюдения прав человека. 

Если мы сделаем всё действительно правильно, мы сможем покончить с COVID-19 и построить более справедливое и устойчивое будущее. Вот что следует предпринять: 

Решения о том, кому следует предоставлять вакцину в первую очередь, должны приниматься с учётом соблюдения прав человека 

Вопрос о том, кто должен получить вакцину в первую очередь, — это сложная проблема, ведь все мы имеем право на защиту от COVID-19. Но на начальном этапе поставки неизбежно будут носить ограниченный характер, и нам необходимо уделить первоочередное внимание тем, кто подвергается наибольшему риску. Работники здравоохранения, пожилые люди, люди, страдающие хроническими заболеваниями относятся к группам, которым доступ к вакцине будет предоставлен в приоритетном порядке.  

Однако правительствам необходимо учитывать факторы, касающиеся прав человека, которые ставят некоторых людей и сообщества в более уязвимое положение. Пандемия не только усугубила существовавшее ранее неравенство, но и оказала непропорционально тяжёлое воздействие на тех людей, которые в силу исторических причин подвергались маргинализации и дискриминации. 

В частности, сообщества коренных народов Амазонии на территории Эквадора зачастую сталкиваются с более высоким риском в связи с нехваткой питьевой воды, скудными источниками питания, недостаточным снабжением медицинским оборудованием и медикаментами, а также ограниченным предоставлением медицинских услуг и тестов на COVID-19. В апреле в результате разлива нефти были загрязнены источники пищи и воды во многих населённых пунктах, что увеличило риски инфицирования людей. 

Люди, вынужденные жить в антисанитарных условиях в переполненных лагерях беженцев, также могут подвергаться более высокому риску заражения. Кроме того, во многих странах мигранты и беженцы, не имеющие документов, часто не могут получить доступ к медицинскому обслуживанию, в том числе к вакцинации.  

При принятии решений о распределении вакцины необходимо также тщательно учитывать существующие угрозы и характер их воздействия, в частности, условия труда и жизни, а также доступ к санитарным условиям. Суженное определение существующих рисков может лишить доступа к вакцинации тех людей, которые больше всего в ней нуждаются. 

Также на ранних стадиях поставки вакцин к работникам здравоохранения должны причисляться все люди, которые работают в секторе здравоохранения – не только врачи и медицинские сёстры, но и водители, административный персонал, работники домов престарелых и многие другие. 

Государства должны действовать сообща 

В соответствии с международным правом в области прав человека, государства обязаны действовать сообща, чтобы противостоять пандемии, и более богатые страны несут особую ответственность за оказание помощи государствам с ограниченными ресурсами. Однако некоторые правительства уже приняли решение придерживаться принципа «сначала мне», который может подорвать эффективность применения будущей вакцины. 

Исследование, проведённое «Оксфам», установило, что богатые страны, в которых проживает всего  13 процентов населения мира, уже закупили более половины доз вакцины, которые планируется изготовить. Это означает, что больше половины от общего количества вакцины, которое выпустят пять ведущих производителей, уже распродано. По состоянию на ноябрь 2020 более 80% запланированных на 2021 год поставок вакцин Pfizer-BioNTech и Moderna уже проданы богатым странам.  

«Прививочный национализм» приведёт к ограничению прав миллионов людей, кроме того, это в принципе крайне недальновидная политика. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, для достижения коллективного иммунитета нам необходимо вакцинировать примерно 70% мирового населения. Накопление запасов вакцины для избранных не положит конец этой пандемии.  

Государства должны сотрудничать, чтобы доступ к вакцинам, когда они появятся, был открыт для каждого человека. Это означает, что более богатые государства должны воздерживаться от заключения крупных двусторонних сделок с фармацевтическими компаниями. Им также следует  присоединиться к глобальным инициативам, направленным на обеспечение справедливого доступа к вакцинам для всех стран, таким как разработанная ВОЗ схема COVAX, и поддержать их.  

Схемы распределения вакцины должны быть по-настоящему справедливыми  

Программа COVAX предлагает возможность для разных стран объединить свои ресурсы, вложить средства и закупить как можно большее количество вакцины, а затем распределить её на справедливой и равной основе. На данный момент к инициативе COVAX присоединились уже 178 стран; значимые исключения пока составляют США и Россия.  

Остаются вопросы относительно того, каким образом COVAX достигнет своей цели по справедливому и равноправному распределению вакцины. Эту схему критиковали за то, что она позволяет более богатым странам претендовать на количество вакцины, необходимое для вакцинации 50% их населения, в то время как менее обеспеченные страны могут рассчитывать на вакцину только для 20% процентов своего населения. Более богатые страны также могут заранее заплатить более высокую цену, чтобы выбрать ту вакцину, которую они предпочитают.

В результате возникает усложнённая двухуровневая система, которая может поставить под угрозу цель COVAX – сделать вакцины доступными для всех.  

Государства, присоединившиеся к COVAX, должны добиваться конструктивного участия гражданского общества и развивающихся стран в процессе принятия решений, и следовать принципам прозрачности и подотчётности.  

Компании должны ставить интересы людей выше прав на интеллектуальную собственность  

При разработке новых лекарственных препаратов компания, которая их производит, обычно получает права интеллектуальной собственности. Это означает, что таким компаниям разрешается производить  препарат в течение определённого периода времени, и они могут определять, сколько он будет стоить. Законы об интеллектуальной собственности также могут ограничивать обмен данными, связанными с исследованиями и разработками, – таким образом, если какая-то компания создаст успешную вакцину от COVID-19, она будет иметь право не делиться этой информацией. 

Мы уже знаем, насколько пагубной может оказаться ситуация, когда компании больше думают о патентах на интеллектуальную собственность, чем о людях. В течение многих лет люди, живущие с ВИЧ, не могли получить доступ у к необходимым препаратам, поскольку фармацевтические компании производили их в ограниченном количестве и устанавливали неоправданно высокие цены. В то время как эти компании получали прибыль, продавая свою продукцию в нескольких богатых странах, миллионы людей по всему миру были лишены доступа к жизненно важному для них лечению.  

Международные стандарты в области прав человека чётко определяют, что общественное здоровье имеет приоритет над правом компаний на защиту своей интеллектуальной собственности.  

Чтобы побудить компании делиться своими разработками, ВОЗ создала Механизм доступа к технологиям по COVID-19 (C-TAP), где компании могут обмениваться данными и патентами на свои инновационные разработки. Если компании присоединятся к C-TAP, это значительно увеличит количество общедоступных исследований по созданию вакцин от COVID-19, позволит расширить производство и снизить стоимость вакцин. 

К сожалению, на сегодняшний день ни одна компания не присоединилась к C-TAP. Единственная компания, которая приняла на себя обязательства отказаться от прибыли при продаже вакцины во время пандемии – это Oxford/AstraZeneca. Другим компаниям необходимо последовать её примеру,  оформив открытые и общедоступные лицензии, чтобы вакцину от COVID-19 могло получить как можно большее число людей.  

Вакцины должны быть бесплатными для конечных потребителей 

В рамках своих обязательств в области прав человека правительства должны принимать меры к тому, чтобы устранять любые барьеры, связанные со стоимостью препаратов, которые могут создавать препятствия для осуществления права людей на здоровье.  

Как и все предприятия, фармацевтические компании также несут ответственность за соблюдение прав человека. В 2008 году эксперт ООН по праву на здоровье опубликовал рекомендации, касающиеся того, каким образом фармацевтические компании должны выполнять эти свои обязанности, в том числе изыскивая способы сделать свою продукцию доступной для как можно большего числа людей.  

Высокая цена может создать препятствия при доступе к медицинскому обслуживанию, особенно для маргинализованных групп населения; на сегодняшний день по меньшей мере половина населения Земли не может позволить себе получить самую необходимую медицинскую помощь. Это означает, что по крайней мере половина жителей планеты не будет иметь доступа к вакцине, если в конечных пунктах оказания медицинской помощи вакцинация не будет бесплатной.  

Правительства должны приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить эту вакцинацию; вложенные средства гарантированно оправдают себя. Вакцинация является одним из наиболее экономически эффективных средств обеспечения общественного здоровья, вакцины от COVID-19 смогут разорвать цепочки распространения инфекции между людьми на ранних стадиях цикла, что позволит избежать дальнейшего пагубного воздействия на здоровье людей и социально-экономических последствий.  

По недавним оценкам ВОЗ, инвестиции в размере 38 миллиардов долларов США, необходимые для полного финансирования одной из глобальных инициатив по обеспечению доступа к продукции, позволяющей бороться с COVID-19, вернутся за счёт повышения экономической активности «менее чем за 36 часов, в случае если глобальная мобильность и глобальная торговля будут восстановлены». 

Вакцины должны быть безопасными, информация о них – доступной и понятной 

Вакцины должны соответствовать самым передовым стандартам в отношении безопасности и эффективности – безопасность в данном вопросе важнее скорости. Не менее важно, чтобы планы по вакцинации населения осуществлялись с учётом соблюдения прав человека, при этом особое внимание должно уделяться получению добровольного осознанного согласия.  

Это означает, что правительства должны чётко объяснять людям преимущества вакцинации, противодействовать распространению дезинформации и обеспечить прозрачность на всех этапах разработки вакцины. Научные знания о преимуществах вакцинации должны распространяться таким образом, чтобы они были понятны каждому: на понятных людям языках и в доступном формате.  

Это является ключевым компонентом при обеспечении права на здоровье, а также важнейшим условием максимально широкого применения вакцинации, поскольку люди могут принимать осознанные решения, касающиеся своего здоровья, только тогда, когда им своевременно предоставляют достоверную информацию.