В Беларуси ведётся широкомасштабная кампания пыток в отношении мирных протестующих – Amnesty International

Amnesty International и местные правозащитные группы собрали ужасающие свидетельства от протестующих в Беларуси, которые рассказывают, что подверглись пыткам и другим виды жестокого обращения в центрах содержания под стражей, включая раздевание догола, избиение и угрозы изнасилования. Собравшиеся возле одного из изоляторов в Минске говорят, что крики жертв пыток слышны снаружи, и это подтверждаются видеозаписями. Факты свидетельствуют о широкомасштабной кампании пыток и других видов жестокого обращения со стороны белорусских властей, которые намерены любыми средствами подавить мирные протесты.

«На протяжении нескольких дней мир с ужасом наблюдал, как милиция в Беларуси стреляет резиновыми пулями и слезоточивым газом в толпы мирных демонстрантов. Сейчас становится всё более очевидным, что кровавые сцены на улицах Беларуси – это только верхушка айсберга», — заявила Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.

«Бывшие задержанные рассказывали нам, что центры содержания под стражей превратились в камеры пыток, где протестующих заставляли лежать в грязи, а милиция избивала их ногами и дубинками. Они описывали, как их раздевали догола и подвергали садистским избиениям,как они слышали крики других жертв. Это люди, чьим единственным «преступлением» было выйти на улицы с мирным протестом. То, что мы наблюдаем в Беларуси, – это катастрофа в области прав человека, требующая неотложных действий», – добавила она.

Amnesty International призывает мировых лидеров оказать давление на правительство Беларуси, чтобы остановить массовые нарушения прав человека, происходящие в стране.

Вынуждали лежать в грязи

В течение последних нескольких дней представители Amnesty International в Минске наблюдали жёстокие разгоны протестов и встречались с бывшими задержанными. После четырёх суток протестов их свидетельства указывают на то, что власти Беларуси прибегают ко всё более радикальным мерам для подавления инакомыслия.

По многочисленным свидетельствам задержанных в Минске и других городах страны жестоко избивают на протяжении всего срока их содержания под стражей, начиная с того момента, когда их затаскивают в милицейские автобусы. Насилие продолжается в отделениях милиции, где задержанные «сортируются», и в центрах временного содержания, где их держат до освобождения или последующего суда.

Екатерина Новикова рассказала Amnesty International, что её задержали в центре Минска вечером 10 августа, когда она шла в супермаркет. Она провела 34 часа в Центре изоляции правонарушителей (ЦИП). Екатерина увидела, что весь двор учреждения был заполнен арестованными мужчинами, которых заставили лечь в грязь. В самом здании ЦИПа десяткам людей было приказано раздеться догола и встать на четвереньки, милиционеры пинали их и избивали дубинками. Екатерину тоже заставляли встать на колени и слушать крики других жертв.

Екатерину поместили в четырехместную камеру с 20 другими женщинами, где они спали на полу. В течение всего срока их содержания под стражей им не давали ни воды, ни еды, в доступе врачей им было отказано. Несколько женщин, с которыми Екатерина находилась в камере, рассказали ей, что сотрудники милиции угрожали им изнасилованием.

Примерно через 22 часа после ареста Екатерине объявили, что её обвиняют в участии в несанкционированном митинге. Перед тем как её отпустили рано утром 12 августа, сотрудники милиции ей сказали: «У нас есть все ваши данные. Если мы еще раз увидим тебя здесь, то убьем». Её вещи включая паспорт и ключи от квартиры после освобождения ей не вернули.

Никита Телиженко, журналист российской интернет-газеты Znak.com, был арестован вечером 10 августа.  Он вспоминал в своей статье: «В автозаке людей продолжили избивать: за татуировки, за длинные волосы. «Ты пидорас, сейчас тебя в тюрьме петушить будут по очереди», — орали им [омоновцы]». 

По словам Никиты, следующие 16 часов он провел в РОВД Московского района, где «милиционеры заставляли задержанных молиться, читать  «Отче наш…». Кто отказывался, избивали всеми подручными средствами. Сидя в актовом зале, мы слышали, как избивают людей на этажах под нами и над нами».

«Люди проводили много времени на коленях, на растяжках.  […] Это было страшно. Я человек, довольно много всего видевший, но это было страшно», – рассказал журналист Максим Солопов, россиянин, работающий на латвийское интернет-издание Meduza. Максима удерживали в течение 40 часов после ареста вечером 9 августа. Его освободили только после начала общественной кампании и вмешательства российского посольства. Он вышел из изолятора с очевидными следами избиения.

Согласно свидетельствам, собранным правозащитной группой «Весна», в некоторых отделениях милиции задержанных заставляли лежать лицом вниз на полу в течение нескольких часов или стоять у стен коридоров или дворов, избивая при малейшем движении. Это подтверждается многочисленными свидетельскими показаниями и видеозаписями, ставшими достоянием общественности.

«Эти сообщения – не единичные случаи. Рассказы о пытках со всей страны, подтвержденные видео- и фотосвидетельствами и широко разошедшиеся в социальных сетях, настолько повсеместны, что весьма вероятно, что такой подход был санкционирован на самом высоком уровне», – сказала Мари Стразерс.

«Мы ещё раз призываем белорусские власти прекратить эту жестокую кампанию и позволить протестующим высказать свое мнение, не опасаясь репрессий», – заявила она.

Задержания, равносильные насильственному исчезновению

Местонахождение сотен задержанных остаётся неизвестным, а задержание по меньшей мере некоторых из них может быть равносильно насильственному исчезновению. Многие из них были задержаны 9 августа и с тех пор находятся под стражей. По данным белорусского МВД, за первые четыре дня акций протеста было задержано 6700 человек.

Родственники десятков задержанных и их адвокаты предпринимали безуспешные попытки выяснить их местонахождение, звоня в отделения милиции и предупреждая суды, что они не могут судить задержанных в отсутствие законного защитника. 12 августа спецназ применил силу для разгона около 200 родственников задержанных, мирно собравшихся перед зданием следственного изолятора на Окрестина.

«Задержанные мирные протестующие и случайные прохожие содержатся под стражей без связи с внешним миром в нарушение самых элементарных процессуальных норм и с нарушением их основных прав человека. Во многих сообщённых случаях люди не имеют возможности общаться с внешним миром в течение нескольких дней подряд, что равносильно насильственному исчезновению», – сказала Мари Стразерс.

«Мы призываем власти Беларуси немедленно прекратить пытки и другие виды жестокого обращения с задержанными и освободить каждого произвольно арестованного человека. Независимым наблюдателям должен быть предоставлен немедленный, полный и беспрепятственный доступ во все места содержания под стражей. Все, кто причастен или соучаствовал в нарушениях прав человека, должны быть привлечены к ответственности – от рядовых милиционеров на улице до командиров, которые отдавали приказы или закрывали глаза на злоупотребления», – заявила она.

С начала протестов погибли по меньшей мере два человека – их смерти были документально подтверждены. Первый протестующий погиб 11 августа, когда милиция обстреляла толпу в Минске свето-шумовыми гранатами и слезоточивым газом. 25-летний мужчина скончался в заключении в Бресте 12 августа – в этот день милиция города применила боевые патроны против протестующих.

Ранее сообщалось о ещё одной смерти 9 августа, предположительно зафиксированной на видеозаписи, на которой видно, как протестующий, который был сбит автозаком в Минске, остаётся неподвижно лежать на земле. Судьба и местонахождение жертвы (или его тела) до сиз пор остаются неизвестными.