Правительства должны нести ответственность за смерти работников здравоохранения и работников служб жизнеобеспечения, которых они не смогли защитить от COVID-19, заявила сегодня Amnesty International в новом докладе «Работники здравоохранения и COVID-19: Замалчивание, запугивание, нападения».
Организация задокументировала те угрозы и проблемы, с которыми сталкиваются работники здравоохранения по всему миру в ходе борьбы с пандемией коронавируса. Анализ имеющихся данных, проведённый организацией, показал, что уже более 3000 работников здравоохранения по всему миру умерли от СOVID-19 (545 из них – в России) – и эта цифра, скорее всего, является значительно заниженной.
Amnesty International приводит также документальные свидетельства того, как работников здравоохранения, высказывавших озабоченность по поводу обеспечения безопасности в условиях борьбы с COVID-19, подвергли преследованию — их задерживали, заключали под стражу, им угрожали и их увольняли.
«Учитывая, что пандемия COVID-19 по всему миру по-прежнему усиливается, мы настоятельно призываем правительства со всей серьёзностью относиться к жизни работников здравоохранения и работников служб жизнеобеспечения. Те страны, в которых худшая стадия пандемии ещё не наступила, не должны повторять ошибок тех правительств, чья неспособность защитить права работников имела разрушительные последствия», — заявила Сангита Амбаст, исследователь и советник Amnesty International по экономическим, социальным и культурным правам.
«Особенно тревожно видеть, что некоторые правительства наказывают работников, которые высказывают свои опасения по поводу условий труда, которые могут угрожать их жизни. Работники здравоохранения, находящиеся на переднем крае борьбы с пандемией, первыми узнают о том, что правительственная политика оказалась недостаточно эффективной, и власти, которые заставляют их замолчать, не могут всерьёз утверждать, что защита общественного здоровья является для них приоритетом».
Работники здравоохранения, находящиеся на переднем крае борьбы с пандемией, первыми узнают о том, что правительственная политика оказалась недостаточно эффективной, и власти, которые заставляют их замолчать, не могут всерьёз утверждать, что защита общественного здоровья является для них приоритетом
Сангита Амбаст, исследователь и советник Amnesty International по экономическим, социальным и культурным правам
Тысячи людей лишились жизни
В настоящее время на глобальном уровне отсутствует систематическая статистика численности скончавшихся от COVID-19 работников здравоохранения и работников служб жизнеобеспечения.
Тем не менее, Amnesty International собрала и проанализировала широкий спектр доступных данных по 79 странам, которые показывают, что более 3000 работников здравоохранения уже умерли, заразившись СOVID-19.
По данным мониторинга Amnesty International, в число стран с наибольшими показателями смертности среди работников здравоохранения входят Россия (545), Великобритания (540, в том числе 262 случая смерти среди работников социального обеспечения), США (507), Бразилия (351), Мексика (248), Италия (188), Египет (111), Иран (91), Эквадор (82) и Испания (63).
«По России мы вынуждены были пользоваться неофициальными данными, в частности, собранными российскими медиками, ведущими портал In Memoriam, а также данными Medscape. Поскольку официальные данные, озвученные представителями российских ведомств в прессе, противоречили друг другу, мы направляли в Минздрав запрос о предоставлении сведений о погибших медработниках, но так и не получили ответа», — уточняет исследователь Amnesty International по России Наталья Прилуцкая.
Общая цифра будет, по всей видимости, значительно заниженной из-за искажений и замалчивания при предоставлении сведений. В то же время достоверные сравнения по разным странам трудно провести в связи с методологическими различиями при подсчётах. Например, Франция собирала данные только из некоторых своих больниц и медицинских центров, в то время как правительства таких стран, как Египет и Россия, не согласились с данными о числе погибших работников здравоохранения, которые были предоставлены медицинским сообществом этих стран.
Нехватка жизненно важных средств индивидуальной защиты
Работники здравоохранения сообщали о серьёзной нехватке средств индивидуальной защиты (СИЗ) практически во всех 63 странах и территориях, где собирала сведения Amnesty International.
Среди них есть страны, в которых худшая фаза пандемии, возможно, ещё не наступила, в частности, Индия и Бразилия, а также ряд стран в Африке. Врач из Мехико, с которым беседовала Amnesty International, заявил, что врачи вынуждены тратить около 12% своей ежемесячной зарплаты, самостоятельно приобретая СИЗ.
Врач из Мехико, с которым беседовала Amnesty International, заявил, что врачи вынуждены тратить около 12% своей ежемесячной зарплаты, самостоятельно приобретая СИЗ
На фоне глобального дефицита СИЗ ситуацию, по всей видимости, усугубило введение торговых ограничений. В июне 2020 года 56 стран и два торговых блока (Европейский союз и Евразийский экономический союз) ввели меры по запрещению или ограничению экспорта некоторых или всех видов СИЗ или сырья для их производства.
«В то время как государства должны обеспечить достаточное количество СИЗ для работников на своих территориях, торговые ограничения могут усугубить нехватку СИЗ в странах, зависящих от импорта», — подчеркнула Сангита Амбаст.
Она подчёркивает: «Пандемия COVID-19 — это глобальная проблема, которая требует сотрудничества в глобальном масштабе».
Репрессии
По меньшей мере в 31 стране из тех, где проводила исследования Amnesty International, исследователи зафиксировали сообщения о забастовках, угрозах проведения забастовок или протестах со стороны работников здравоохранения и работников служб жизнеобеспечения в связи с небезопасными условиями труда. Во многих странах власти отвечали репрессиями на подобные акции.
Например, в Египте Amnesty International документально зафиксировала случаи, когда девять работников здравоохранения были произвольно задержаны за период с марта по июнь на основании расплывчатых и чрезмерно широко сформулированных обвинений в «распространении фейковых новостей» и «терроризме». Все задержанные выражали озабоченность по поводу обеспечения безопасности или критиковали действия правительства по борьбе с пандемией.
Другой врач из Египта заявил Amnesty International, что врачи, которые открыто высказывают своё недовольство, подвергаются угрозам, допросам со стороны Агентства национальной безопасности (АНБ), административным допросам и взысканиям. Он сказал:
«Многие врачи предпочитают сами покупать себе средства индивидуальной защиты, чтобы избежать этих изнурительных пререканий. Власти вынуждают врачей выбирать между смертью и тюрьмой».
В некоторых случаях власти реагировали на забастовки и протесты жёсткими ответными мерами.
В частности, в Малайзии полиция разогнала мирный пикет против действий компании, занимающейся уборкой в больницах. Недовольство участников пикета было связано с несправедливым, по их словам, отношением к членам профсоюза со стороны компании, а также отсутствием надлежащих СИЗ для уборщиков в больницах. Полиция задержала и заключила под стражу пятерых протестовавших работников здравоохранения, предъявив им обвинения в «несанкционированном собрании» в нарушение их прав на свободу объединений и свободу мирных собраний.
«Работники здравоохранения и работники служб жизнеобеспечения имеют право открыто высказывать своё несогласие с несправедливым обращением», — подчеркнула Сангита Амбаст.
Работники здравоохранения и работники служб жизнеобеспечения имеют право открыто высказывать своё несогласие с несправедливым обращением
Сангита Амбаст, исследователь и советник Amnesty International по экономическим, социальным и культурным правам
«Работники здравоохранения могут помочь правительствам улучшить их меры по реагированию на пандемию и обеспечить безопасность всех людей, но они не смогут сделать это, находясь в тюрьме, не смогут никому помочь, если они боятся открыто высказываться».
В некоторых странах также поступали сообщения об увольнениях работников здравоохранения и работников служб жизнеобеспечения и привлечении их к дисциплинарной ответственности за то, что они открыто высказывались по поводу своих проблем.
В частности, в США сертифицированную младшую медсестру Таинику Сомервиль уволили после размещения видео на Facebook, в котором она зачитала петицию с призывом обеспечить работникам СИЗ в надлежащем количестве. Таиника говорит, что сотрудники дома престарелых в Иллинойсе, где она работала, не были проинформированы о том, что они работают с пациентами с COVID-19, и узнали об этом из СМИ. Сообщается, что по состоянию на 29 мая в доме престарелых было зарегистрировано 34 случая заражения и 15 случаев смерти от COVID-19.
В России Amnesty International отдельно отметила ситуации, в которых оказались два врача, Юлия Волкова и Татьяна Ревва, которые столкнулись с попытками отомстить им после открытых жалоб на отсутствие СИЗ. Юлии Волковой были предъявлены обвинения в соответствии с российским законом о фейковых новостях, ей грозит штраф в размере до 100 000 рублей (1 443 доллара США). Татьяне Ревве грозит дисциплинарное взыскание, которое может в результате привести к её увольнению.
Несправедливая оплата труда и отсутствие надбавок
Помимо небезопасных условий труда Amnesty International документально зафиксировала случаи, когда некоторым работникам здравоохранения и работникам служб жизнеобеспечения не выплачивали справедливую заработную плату, или в некоторых случаях вообще не платили.
В Южном Судане, в частности, врачи, работающие в государственном медучреждении, не получают зарплату с февраля, им также не выплачивают социальные пособия и не оплачивают медицинскую страховку. В Гватемале по меньшей мере 46 сотрудников медицинского учреждения не получили заработную плату за два с половиной месяца, которые они проработали в госпитале для больных COVID-19.
В некоторых странах работникам здравоохранения и работникам служб жизнеобеспечения в условиях пандемии COVID-19 не предоставлялось никаких дополнительных надбавок и льгот, в других странах надбавки не получали определённые категории работников.
Amnesty International призывает государства признать COVID-19 профессиональным заболеванием.
Amnesty International призывает государства признать COVID-19 профессиональным заболеванием
В рамках этого они должны обеспечить, чтобы работники здравоохранения и работники служб жизнеобеспечения имели доступ к компенсациям и другим видам поддержки в случае заражения. Также их необходимо включить в группы для приоритетного тестирования на COVID-19.
Стигматизация и насилие
Amnesty International документально зафиксировала несколько случаев, когда работники здравоохранения и работники служб жизнеобеспечения подвергались стигматизации и насилию в связи со своей работой. Например, сообщалось, что в Мексике медсестру облили хлором, когда она шла по улице, а на Филиппинах злоумышленники плеснули хлоркой в лицо сотруднику больничных вспомогательных служб.
Эти инциденты указывают на то, что некоторые люди имеют превратные представления о ситуации, что существует атмосфера стигматизации, а также подчеркивают важность предоставления со стороны правительств достоверной и доступной информации о распространении COVID-19.
В Пакистане Amnesty International зафиксировала с апреля несколько случаев насилия в отношении работников здравоохранения. Больницы подверглись хулиганским нападениям и вандализму, на врачей совершались нападения, а один из них даже был застрелен сотрудником контртеррористических сил.
В Пакистане несколько министров выступили с заявлениями о том, что в больницах есть все необходимые ресурсы, несмотря на сообщения о том, что больницы вынуждены были отказывать в госпитализации даже пациентам в критическом состоянии из-за нехватки коек, аппаратов ИВЛ и другого жизненно необходимого оборудования. Это подвергает работников здравоохранения опасности, поскольку люди не верят им, когда они говорят, что у них нет мест для приёма новых пациентов.
Рекомендации
«Мы призываем все государства, которые затронул COVID-19, провести независимые общественные проверки степени готовности к пандемии и мерам по реагированию на неё с целью обеспечить лучшую защиту прав человека и жизни людей в случае массовой вспышки заболевания в будущем», — подчеркнула Сангита Амбаст.
Эти проверки должны включать изучение вопроса о том, были ли надлежащим образом защищены права работников здравоохранения и работников служб жизнеобеспечения — включая право на справедливые и благоприятные условия труда и право на свободу выражения мнений.
Государства должны обеспечить надлежащие компенсации всем работникам здравоохранения и работникам служб жизнеобеспечения, которые заразились COVID-19 в результате своей профессиональной деятельности. Государства также должны расследовать случаи, когда работники сталкивались с репрессиями за то, что они высказывали озабоченность по поводу обеспечения здоровья и безопасности, и предоставить эффективные средства правовой защиты тем, кто подвергся несправедливому обращению, в том числе восстановив на работе сотрудников, лишившихся работы за свои высказывания.
Государства должны обеспечить надлежащие компенсации всем работникам здравоохранения и работникам служб жизнеобеспечения, которые заразились COVID-19 в результате своей профессиональной деятельности
Справка
В рамках данного брифинга определение «работники здравоохранения» относится ко всем, кто занимается оказанием медицинской и социальной помощи в любом качестве, включая врачей, медсестёр, работников социальных служб, уборщиков, водителей скорой помощи и сотрудников вспомогательного персонала (список не является исчерпывающим). Несмотря на то, что брифинг в основном посвящён работникам здравоохранения, учитывая имеющуюся информацию, с теми же проблемами сталкивается более широкий круг «работников служб жизнеобеспечения», которые подвергались воздействию COVID-19 в различных ситуациях на переднем крае борьбы с пандемией.
Все цифры, приведённые в брифинге, актуальны на 6 июля 2020 года.