Свобода не каждого слова. Как Узбекистан привлекает на свою сторону иностранных блогеров и затыкает рот своим

27 июня в Узбекистане отмечается День работников печати и СМИ. На официальном уровне правительство горячо приветствует включение блогеров в это профессиональное сообщество.

«В последние годы Узбекистан открывается миру и хочет всю правду довести до международного сообщества. Самое главное, можно обсуждать, критиковать. Знайте, что президент будет всегда поддерживать вас», – заявил президент Шавкат Мирзиёев в речи перед местными и иностранными блогерами несколько дней после открытия первого Международного конгресса инфлюенсеров в августе 2019 года в Ташкенте.

Цель этого конгресса, придуманного и организованного Государственным комитетом по развитию туризма, — подогреть международный интерес к Узбекистану и сделать его популярным туристическим направлением для гостей со всего мира. Более сотни блогеров и других популярных и влиятельных пользователей социальных сетей из 40 стран слетелись в эту некогда закрытую страну, чтобы сделать селфи с президентом и выложить на свои страницы стримы с конгресса.

Но подобное роскошное гостеприимство не должно отвлечь внимание от от реальной ситуации со свободой слова в стране. Несмотря на то, что в Узбекистане был восстановлен доступ к некоторым до этого запрещённым социальным сетям например, Youtube и Facebook, власти продолжают пополнять список запрещённых материалов и сайтов в интернете и делать противоречивые шаги, меняя правила регулирования СМИ и социальных сетей.

В октябре 2019 года, через два месяца после роскошного мероприятия для зарубежных гостей, Агентство информации и массовых коммуникаций представило законопроект с новыми ограничениями для интернет-СМИ и блогеров, в котором от них требуют удалять «противоречивую информацию» со своих страниц или сайтов в течение 24 часов. Этот закон возложил на блогеров и модераторов социальных сетей ответственность за материалы и комментарии на их сайтах и страницах в соцсетях, «представляющие угрозу информационной безопасности государства, оскорбительные слова, издевательства, ложную информацию».

Несмотря на то, что за последний год президент Шавкат Мирзиёев неоднократно положительно отзывался о «представителях четвёртой власти», его администрация продолжает использовать самые разные методы для ограничения прав людей, мирно выражающих своё мнение, и особенно это касается онлайн-активистов и блогеров.

«Власти стремятся создать определенный имидж страны, где соблюдается свобода слова. Для этого они и провели этот конгресс, пригласив на него определённую категорию блогеров, — подчеркнул Тимур Карпов, фотограф и мультимедийный журналист из Узбекистана. — При этом независимые блогеры, которые критикуют власти, и особенно те, кто пишет на узбекском языке, иногда сталкиваются с проблемами. В прошлом году примерно 15 блогеров, которые писали на религиозные темы, были арестованы, а некоторые осуждены на 15 суток».

Преследование блогеров

В сентябре 2019 года Нодирбека Ходжиматова, 29-летнего блогера из Андижана, приговорили к 10 суткам ареста за публикацию на его странице в Facebook открытого письма к президенту с призывом расследовать коррупцию на местном уровне. За несколько дней до ареста блогер рассказал Радио «Озодлик», что местный прокурор давил на него, требуя, чтобы он перестал писать в своём блоге критические посты.

Вскоре после этого, 23 сентября 2019 года, блогер и правозащитница Нафосат Оллошкурова была задержана сотрудниками органов внутренних дел, когда она наблюдала за мирным протестным маршем из Хорезма в Ташкент и вела трансляцию в Facebook. Позже, после того, как сотрудник внутренних органов заявил, что она «пыталась покончить с собой» под стражей,  её принудительно поместили на два месяца в психиатрическую больницу в Ургенче. Нафосат Оллошкурова подверглась преследованиям из-за своей правозащитной деятельности.

В декабре 2019 года органы внутренних дел задержали в Андижане ещё одного блогера – Абдуфатто Нуритдинова (также известного под именем Отабек Нуритдинов). 30 декабря 2019 года Андижанский областной административный суд признал блогера виновным в «мелком хулиганстве, клевете и оскорблениях» и приговорил его к 15 суткам ареста, а также оштрафовал на 6,5 миллионов сомов (700 долларов, что почти в три раза больше официальной месячной зарплаты). До ареста Отабек Нуритдинов писал на своей странице в Facebook об общественных и политических событиях в регионе. По информации Радио «Озодлик», он особенно интересовался коррупцией и расхищением бюджетных средств чиновниками администрации Андижанской области.

Запрещённые темы

Нынешнее правительство и администрация президента понимают значимость положительного образа в СМИ намного лучше своих предшественников. И всё равно, если иностранных блогеров изо всех сил поощряют писать на популярные и не вызывающие споров темы, например, о путешествиях, то критика властей со стороны местных блогеров до сих пор считается недопустимой, а это значит, что свобода слова в стране по-прежнему жестко ограничивается.

«Государство изменило свою тактику в медиасфере. Оно отказалось от старых методов подавления любой свободы слова и вместо этого применяет новые тактики для контроля и управления СМИ», — объясняет профессиональный узбекский журналист Сергей Наумов.

«У них есть целая программа, как контролировать блогосферу в Узбекистане. Их подход оказался вполне успешным – сегодня в стране осталось всего несколько действительно независимых журналистов и блогеров. Список нетабуированных тем расширяется, но есть определённые темы, которые никогда не будут освещаться», — поясняет он.

В Узбекистане в Уголовном кодексе по-прежнему закреплена уголовная ответственность за клевету и оскорбление. Хорошей новостью является то, что в законопроекте, внесённом Агентством по информации и массовой коммуникации в январе 2020 года, предлагается отменить уголовную ответственность за клевету. Однако в том же законопроекте предлагается распространить ответственность за клевету на интернет-сферу, ещё больше ограничивая деятельность блогеров и онлайн-активистов.

Согласно международному праву, государства несут ответственность по защите журналистов и блогеров от любых рисков, связанных с их профессиональной деятельностью; к таким рискам относятся не только угроза их физической неприкосновенности, но также и нарушения их права на свободу выражения мнений. Клевета, в свою очередь, должна быть исключена из числа уголовных преступлений, вместо этого за неё должна быть введена разумная и пропорциональная гражданско-правовая ответственность.

Влияние пандемии

Намерение распространить ответственность за клевету на высказывания в интернете особенно тревожит на фоне того, что сейчас, в эпоху COVID-19, защита и гарантии свободы выражения мнений приобретают сегодня особенное значение. В период пандемии право на свободу выражения мнений стало важным как никогда, поскольку государства всё чаще пытаются посягать на права человека под предлогом борьбы с пандемией. В Узбекистане уже действуют суровые наказания, предполагающие лишение свободы до восьми лет за распространение сведений, которые могут нанести вред государству, людям или посеять панику. Формулировки, используемые в Уголовном кодексе, расплывчаты, носят общий характер и позволяют широко толковать эти правовые положения и злоупотреблять ими.

В связи с пандемией COVID-19 генеральная прокуратура создала межведомственную рабочую группу по выявлению в социальных сетях недостоверной информации о распространении инфекции. За несколько дней группа выявила 33 аккаунта в социальных сетях, которые якобы распространяли недостоверные сведениях, вызвавшие панику и «дестабилизировавшие обстановку».

В конце марта 2020 года президент ввёл ещё более строгие наказания за ложные сведения о распространении вируса, увеличив максимальный срок лишения свободы с пяти до десяти лет. Это глубоко ошибочный шаг, на который власти пошли как раз тогда, когда стало появляться всё больше сообщений, что они пытаются скрыть информацию о реальном количестве людей, заразившихся COVID-19 и своих провалах при сдерживании вируса.

Не пришлось долго ждать и преследования первого блогера за пост в Facebook, который сочли за критику мер властей по борьбе с распространением COVID-19. В мае Усмонжон Кодиров, молодой блогер из Маргилана, был задержан сотрудником правоохранительных органов за якобы нахождение в общественном месте без маски. Административный суд Ферганы приговорил его к 15 суткам ареста за «нарушение правил борьбы с эпидемиями, мелкое хулиганство и невыполнение законных требований сотрудника органов внутренних дел» и оштрафовал на 160 долларов.

По информации местного СМИ, перед самым задержанием Кодиров одобрительно прокомментировал на своей странице в Facebook статью, опубликованную на Радио «Озодлик», о привлечении медиков к уборке улиц в Маргилане при подготовке к приезду президента. Блогер вышел на свободу после того, как апелляционный суд сократил его срок до двух дней под стражей.

Для блогеров в Узбекистане COVID-19 вполне может означать конец даже той ограниченной свободы выражения мнений, которой им позволяли пользоваться до этого момента. По мере того, как пандемия будет стихать, правительство и администрация президента будут стараться рекламировать Узбекистан как одно из основных туристических направлений для путешественников готовых тратить деньги. И критика может им очень не понравиться.