Ася Тулесова была взята под стражу 8 июня, ей предъявлены обвинения по двум статьям Уголовного кодекса Республики Казахстан — «применение силы в отношении сотрудника полиции» и «оскорбление сотрудника полиции». Ей может грозить тюремное заключение сроком до трёх лет. Десятого июня по решению суда она была отправлена под стражу на 10 суток. Её следует немедленно освободить из предварительного заключения.
Ася Тулесова, общественная активистка и защитница окружающей среды, 6 июня была наблюдателем на мирной демонстрации, которую произвольно разогнала полиция. Вместе с другими протестующими она пыталась помешать сотрудникам правопорядка затаскивать мирных участников протестов в полицейские фургоны, стоя перед одним из них на пути полицейских. Полицейские схватили её за руки, после чего заставили её опуститься на землю и некоторое время удерживали, прежде чем отпустить. После этого инцидента она крикнула одному из полицейских: «У вас нет стыда!»
На видеозаписи с места событий видно, что она действует в состоянии эмоционального возбуждения и резко критикует действия полицейских. Можно также видеть, как она ударяет полицейского сначала правой, потом левой рукой, которой сбивает с его головы фуражку. Вернувшись домой, она через некоторое время получила повестку с требованием явиться в местное отделение полиции. Ей предъявили обвинения по статье 380 часть 1 за применение силы в отношении сотрудника полиции и по статье 378 часть 1 за оскорбление сотрудника полиции.
В своём посте в Facebook, появившемся после этих событий, Ася написала: «Я хочу, чтобы наша полиция не была репрессивной и карательной машиной, чтобы она была действительно органом охраны правопорядка, который защищает права, свободы, здоровье и жизнь граждан. Я отказываюсь быть жертвой. Я верю в человечность».
В соответствии с международным законодательством в области прав человека предварительное заключение должно применяться в качестве крайней меры, последнего средства, которое используется в том случае, если существует серьёзная угроза того, что подозреваемый попытается скрыться от правосудия, причинить вред другим лицам или вмешиваться в процесс проведения расследования и сбора доказательств, и избежать этого другими средствами невозможно. Исходя из этого, содержание Аси Тулесовой под стражей в предварительном заключении является несоразмерным и, по всей видимости, представляет собой форму наказания за её политическую активность.
Содержание Аси Тулесовой под стражей в предварительном заключении является несоразмерным и, по всей видимости, представляет собой форму наказания за её политическую активность
Это не только противоречит обязательствам Казахстана по международному праву в области прав человека, но и прямо противоречит национальному законодательству Казахстана. В соответствии с законами Казахстана, предварительное заключение должно применяться только в тех случаях, когда обвиняемому грозит тюремное заключение сроком 5 лет и более. Власти также должны принять во внимание угрозы, связанные с пандемией COVID-19 для тех, кто находится в предварительном заключении; это обстоятельство должно быть серьёзным фактором в пользу освобождения подозреваемых.
Судебное слушание, состоявшееся 10 июня, прошло в онлайн-режиме, на нём присутствовали только Ася, её адвокат, а также судья и прокурор. Такое судебное заседание не может считаться открытым судебным слушанием. Несмотря на то, что правительству пришлось внести изменения в судебные процедуры, чтобы ограничить распространение COVID-19, нельзя допустить, чтобы эти изменения ущемляли фундаментальное право людей на открытое и справедливое судебное разбирательство, закреплённое в статье 14 МПГПП.
Amnesty International призывает власти Казахстана соблюдать свои международные обязательства в области прав человека, а также соблюдать собственное законодательство Казахстана и освободить Асю Тулесову из предварительного заключения.
Справка
Шестого июня сотни человек по всему Казахстану были задержаны за участие в мирных протестах, на которых звучали требования предоставить людям более масштабную финансовую помощь со стороны правительства, а также освободить политических заключённых. Полицейские перекрыли доступ к парку им. Махатмы Ганди в Алматы, где планировали собраться мирные протестующие; было заявлено, что на этой территории проводится дезинфекция. Полицейские задерживали мирных протестующих и помещали их в полицейские фургоны. Большинство протестующих освободили из-под стражи через несколько часов.
Демонстрации прошли в день вступления в силу нового, неоправданно ограничительного Закона об общественных собраниях. Новый закон не соответствует международным стандартам в области прав человека в нескольких важных аспектах.
Демонстрации прошли в день вступления в силу нового, неоправданно ограничительного Закона об общественных собраниях. Новый закон не соответствует международным стандартам в области прав человека в нескольких важных аспектах
Amnesty International и другие организации призвали президента Казахстана не подписывать его и возобновить общественные консультации по законопроекту. Новый закон исходит из положения, что свобода мирных собраний является привилегией, которую власти могут предоставлять или отзывать, а не правом людей. Закон предусматривает для организаторов демонстраций обременительную бюрократическую процедуру предварительного «уведомления», которая со всей очевидностью выходит за рамки требования просто уведомлять власти, и фактически равносильна требованию обращаться за разрешением властей на всё, что касается проведения акции, кроме её названия. Кроме того, демонстрации могут проводиться только в специально отведённых местах. Шестого июня местные власти в Алматы ещё не предусмотрели специальных мест для проведения демонстраций.