Доклад: Россия и правительство Башара Асада совершили военные преступления на северо-западе Сирии. ООН не должна позволить свернуть там гуманитарную помощь

• Amnesty International провела детальное расследование 18 воздушных и наземных атак на школы и больницы

• Amnesty International пришла к выводу, что Россия и Сирия преднамеренно совершили нападения на больницы, находящиеся в списке ООН «не подлежащих ударам целей»

• Amnesty International располагает убедительными доказательствами прямого участия России в незаконных воздушных ударах

Совет Безопасности ООН не должен сокращать жизненно важную помощь гражданским лицам в контексте военных преступлений и преступлений против человечности на северо-западе Сирии, заявила Amnesty International, указывая, что срок действия резолюции, позволяющей трансгранично оказывать гуманитарную помощь в сирийском регионе Идлиб, истекает в ближайшие недели.

В новом отчете Amnesty International «Мы нигде не в безопасности»: Незаконные нападения и массовые перемещения населения на северо-западе Сирии» подробно описывается 18 случаев, имевших место в большинстве своём в январе и феврале 2020 года, когда сирийские правительственные силы совместо с российскими силами или отдельно от них наносили удары по медицинским учреждениям и школам в мухафазе Идлиб, на западе мухафазы Алеппо и северо-западе мухафазы Хама.

В результате к моменту прекращения огня 5 марта почти миллион человек в Идлибе, многие из которых уже неоднократно бежали от боевых действий, были вынуждены вновь покинуть свои жилища и на протяжении месяцев выживать в тяжёлых условиях.

«Даже по меркам катастрофического девятилетнего кризиса в Сирии масштабы перемещения населения и чрезвычайная гуманитарная ситуация, вызванные последними атаками в Идлибе, были беспрецедентными. Совет Безопасности ООН не должен сокращать жизненно важную линию трансграничной гуманитарной помощи, в то время как тысячи людей находятся на волоске от смерти», — заявила Хеба Морайеф, директор Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Даже по меркам катастрофического девятилетнего кризиса в Сирии масштабы перемещения населения и чрезвычайная гуманитарная ситуация, вызванные последними атаками в Идлибе, были беспрецедентными

Хеба Морайеф, директор Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке

«Последнее наступление продолжало отвратительную серию систематических нападений, терроризирующих гражданское население. Между тем Россия продолжает оказывать неоценимую военную поддержку сирийским властям, в том числе путём непосредственного нанесения незаконных ударов с воздуха, несмотря на доказательства того, что она способствует совершению сирийскими военными военных преступлений и преступлений против человечности», — добавила она.

Многочисленные доказательства подтверждают свидетельские показания

Amnesty International опросила 74 человека для отчёта, в том числе вынужденных переселенцев, учителей, врачей и гуманитарных работников. Свидетельские показания были подтверждены видео и фотографиями, а также экспертным анализом спутниковых снимков, сообщениями наблюдавших полёты с земли, а также перехваченными сообщениями пилотов ВВС России и Сирии. Эти аудиозаписи из кабины военных самолётов являются убедительным доказательством причастности российских военных по крайней мере к одному незаконному нападению, в результате которого прекратила своё функционирование больница.

Нападения на больницы

По данным Управления здравоохранения Идлиба, в период с декабря 2019 года по февраль 2020 года в результате сирийских или российских атак были повреждены или разрушены 10 медицинских учреждений в Идлибе и Алеппо, в результате чего погибли девять сотрудников, включая медицинских работников. Десятки других медицинских учреждений пришлось закрыть.

Amnesty International зафиксировала нападения, в результате которых были закрыты пять больниц в районах, находящихся под контролем вооружённых оппозиционных групп.

Врач, переживший одно из этих нападений — три российских авиаудара, нанесённых 29 января 2020 года в окрестностях больницы Аш-Шами в Арихе, — сообщил Amnesty International, что в результате этих ударов были разрушены по меньшей мере два жилых здания вокруг больницы и погибли 11 гражданских лиц, в том числе один его коллега. Более 30 человек были ранены.

«Я чувствовал себя таким беспомощным. Мой друг и коллега умирает, дети и женщины кричат ​​на улице», — рассказал он, добавив, что «гражданской обороне понадобилось два дня, чтобы вытащить тела» из-под обломков.

На основании подтверждающих эти нападения показаний свидетелей и другой достоверной информации, в частности сведений, собранных наблюдавшими за полётом свидетелй, Amnesty International пришла к выводу, что это незаконное нападение было совершено российскими силами.

Нападения на школы

По данным сирийской неправительственной организации Hurras Network (Сирийская сеть защиты детей), в январе и феврале 2020 года в результате нападений с воздуха и с земли пострадали 28 школ. Десять школ подверглись нападению только в один день — 25 февраля, — в результате атаки погибли девять мирных жителей.

Amnesty International расследовала нападения на шесть школ в этот период, в том числе случаи использования сирийскими силами бочковых бомб и кассетных боеприпасов против двух школ, 28 января и 25 февраля соответственно.

Один из учителей рассказал Amnesty International:

«[Кассетный боеприпас] взорвался рядом с моими ногами, оторвав кусок мяса… Боль была невыносимой. Я чувствовал жар, как будто мои ноги горели. Два ученика шли передо мной. Один умер мгновенно, а другой чудом выжил. Я уверен, что это был кассетный боеприпас, потому что я слышал несколько взрывов. Я хорошо знаю звук разрыва кассетных боеприпасов. Вы слышите серию небольших взрывов. Как будто в небе шёл дождь из осколков вместо воды».

[Кассетный боеприпас] взорвался рядом с моими ногами, оторвав кусок мяса… Боль была невыносимой. Я чувствовал жар, как будто мои ноги горели. Два ученика шли передо мной. Один умер мгновенно, а другой чудом выжил

учитель в одной из школ в мухафазе Идлиб, Сирия

Amnesty International определила осколок как принадлежащий 220-миллиметровому ракетному боеприпасу 9М27К, который был произведён в России и передан сирийской армии. Он содержит осколочные поражающие элементы 9N210 или 9N235, которые запрещены международным правом.

Гражданские лица преднамеренно преследуются

Инциденты, задокументированные в отчете, иллюстрируют, как сирийские и российские силы продолжают преднамеренно наносить удары по гражданским лицам и гражданским объектам. Это серьёзные нарушения международного гуманитарного права, которое требует от воюющих сторон проводить различие между военными целями и сражающимися лицами и гражданскими объектами и гражданскими лицами и направлять свои удары только по первым. Они также являются военными преступлениями, и те, кто отдаёт приказ на совершение таких действий или совершает их, несут уголовную ответственность. В дополнение к иммунитету от нападений, обусловленному их статусом гражданских объектов или гражданских лиц, больницы и другие медицинские учреждения, работники здравоохранения и дети также подлежат особой защите во время вооружённого конфликта.

Кроме того, многие из целевых медицинских учреждений были включены в список «не подлежащих нападениям целей», который ООН ранее распространила среди сил России, Турции и возглавляемой США коалиции в Сирии, чтобы указать, какие объекты не должны подвергаться нападению.

Масштабные перемещения населения и тяжёлые условия существования

Последнее наступление на Идлиб вынудил в период с декабря 2019 года по март 2020 года около миллиона человек — более 80% из которых женщины и дети — бежать в районы, расположённые вблизи турецкой границы.

Женщина, у которой трое детей и чья семья дважды была перемещена за последние восемь месяцев, сказала Amnesty International: «Моя дочь, которая учится в первом классе, боится всегда… Она спросила меня [после того, как мы были перемещены]: «Почему Бог не убил нас? … Мы нигде не в безопасности».

Моя дочь, которая учится в первом классе, боится всегда… Она спросила меня [после того, как мы были перемещены]: «Почему Бог не убил нас? … Мы нигде не в безопасности»

Женщина из числа перемещённых лиц на северо-западе Сирии

Будучи загнаны в постоянно сокращающийся район, где не идут боевые действия, гражданские лица по-прежнему страдают от невыносимых условий жизни в условиях, когда возможности гуманитарного реагирования и так чрезмерно перенапряжены. Своевременная и постоянная помощь им нужна больше, чем когда-либо.

Жизненно важная помощь под угрозой

В июле 2014 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию, разрешающую трансграничную помощь без согласия правительства Сирии в северо-западную часть страны и другие регионы Сирии, удерживаемые вооружёнными оппозиционными группировками. С тех пор эта резолюция неоднократно продлевалась, хотя в последние годы её реализация была крайне затруднена, и в январе 2020 года масштабы такой помощи сократились. Срок её действия истекает 10 июля.

Сирия и её союзники стремятся положить конец этой договорённости и вместо этого направить помощь через Дамаск, что очень затруднит ООН и её гуманитарным партнёрам доставку своевременной и устойчивой помощи. Правительство регулярно пытается ограничить операции по оказанию помощи посредством выставления бюрократических требований. Власти страны также занесли в «чёрный список» и подвергли преследованиям сотрудников оказывающих помощь организаций, имеющих связи с территориями под контролем оппозиции. Вооружённые группы, такие как «Хайат Тахрир аш-Шам», также мешают гуманитарным организациям эффективно выполнять свою работу.

«Сотрудники ООН уже назвали Идлиб гуманитарной историей ужаса, и эта оценка только усугубится, если Совет Безопасности не сможет увидеть ситуацию поверх политических уловок и не поддержит существование драгоценной линии жизни трансграничной гуманитарной помощи», — заявила Хеба Морайеф.