Amnesty International рада сообщить своим сторонникам, что крымский правозащитник Сервер Мустафаев оправился от респираторной вирусной инфекции, которой болел почти месяц. В середине марта мы призывали оказать ему необходимую медицинскую помощь и требовали освободить его. Сейчас мы можем прийти к выводу, что во время болезни Сервер не получал адекватную медицинскую помощь, к тому же его продолжали возить на заседания суда.
Рассмотрение его дела в российском военном суде на данный момент отложено, а Сервер по-прежнему находится в заключении. Здоровье Сервера Мустафаева остаётся слабым, из-за чего COVID-19 представляет для него особенную опасность. Он является узником совести и должен быть немедленно освобождён без каких-либо дополнительных условий.
Людей, выступающих против оккупации и незаконной аннексии Крымского полуострова Россией, а также нарушений прав человека, совершаемых там с 2014 года, преследуют, в том числе в уголовном порядке по сфабрикованным обвинениям, запугивают и подвергают насильственным исчезновениям. У международных наблюдателей за соблюдением прав человека нет доступа на территорию Крыма, а независимые СМИ на полуострове либо запрещены, либо были вынуждены закрыться.
Сервер Мустафаев – основатель и координатор общественного движения «Крымская солидарность», котороые было основано 9 апреля 2016 года в ответ на политические и религиозные притеснения властями крымских татар и других активистов.
Сервер Мустафаев – основатель и координатор общественного движения «Крымская солидарность», котороые было основано 9 апреля 2016 года в ответ на политические и религиозные притеснения властями крымских татар и других активистов.
21 мая 2018 года сотрудники Федеральной службы безопасности (ФСБ) провели обыск дома у Сервера Мустафаева в Бахчисарае. Его забрали в главное управление ФСБ в Симферополе и предъявили обвинение в «участии в деятельности террористической организации» (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ) якобы за причастность к «Хизб ут-Тахрир», международной исламистской организации, запрещённой в России как «террористическая», но действующей легально на территории Украины. Сторонники организации не прибегали к насилию и не призывали к нему в Крыму ни до, ни после оккупации полуострова в 2014 году. В оккупированном Крыму российские власти используют обвинения в причастности к «Хизб ут-Тахрир» для преследования несогласных, в том числе правозащитника Эмира-Усеина Куку.
22 мая суд Симферополя постановил избрать в отношении Сервера Мустафаева меру пресечения в виде заключения под стражу. С тех пор срок предварительного заключения неоднократно продлевался. Адвокат Сервера Мустафаева рассказал Amnesty International, что единственной уликой против него является аудиозапись с несколькими короткими репликами, в том числе вопросом, который Сервер Мустафаев задал в ходе встречи мусульман в мечети в Бахчисарае 2 декабря 2016 года. Он спросил, можно ли любить человека «в целом» и при этом ненавидеть его же за какой-то определённый поступок, а потом развил эту мысль, не сказав при этом ничего, что можно было бы истолковать, как разжигание вражды или подстрекательство к насилию. На встрече было ещё порядка 70 человек и о её проведении было открыто объявлено заранее. Несмотря на это, следствие пришло к выводу, что Сервер Мустафаев принял участие в тайном собрании «Хизб ут-Тахрир». 22 февраля Серверу Мустафаеву предъявили ещё одно обвинение в совершении «действий, направленных на насильственный захват власти» (статья 278 УК РФ). Следствие не представило ни одного доказательства совершения им какого-либо международно признанного уголовного преступления. Сервер Мустафаев отрицает свою причастность к «террористической» деятельности. Предъявленные обвинения предусматривают наказание до 25 лет лишения свободы.
В рамках этого же дела обвинение в причастности к терроризму предъявили ещё семи людям. 11 октября 2017 года были задержаны Марлен Асанов, Тимур Ибрагимов, Сервер Зекирьяев, Сейран Салиев, Эрнест Аметов и Мемет Белялов. 21 мая 2018 года – Эдем Смаилов. Всем им были предъявлены обвинения на основании записей, сделанных в ходе встречи в мечети Бахчисарая в декабре 2016 года и других собраний.
Первые слушания по делу Сервера Мустафаева были назначены на 17 сентября 2019 года и должны были состояться в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону. 12 сентября 2019 года Сервера Мустафаева перевезли с территории Крыма в Россию, но не в Ростов-на-Дону, а в Краснодар, где 13 сентября поместили в СИЗО №1. Российские власти, этапируя подсудимых с оккупированной территории в Россию, рассматривая их дела по российским законам и в военном суде, нарушают нормы международного гуманитарного права и права в области прав человека.
Третьего марта Сервер Мустафаев почувствовал себя плохо во время судебного заседания, но суд отклонил его неоднократные просьбы о медицинской помощи. Четвертого марта у него поднялась высокая температура и появились симптомы респираторной вирусной инфекции
Третьего марта Сервер Мустафаев почувствовал себя плохо во время судебного заседания, но суд отклонил его неоднократные просьбы о медицинской помощи. Четвертого марта у него поднялась высокая температура и появились симптомы респираторной вирусной инфекции (РВИ), о которых он сообщил администрации следственного изолятора. Он продолжал жаловаться на те же симптомы в марте во время следующих судебных заседаний, но его так и не перевели в медицинское учреждение, где ему могли бы поставить правильный диагноз и обеспечить соответствующее лечение.
Неоказание надлежащей медицинской помощи заключённым может являться нарушением полного запрета на пытки и иное жестокое, бесчеловечное, либо унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, в том числе в соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах.