В новом расследовании, опубликованном в понедельник, 23 марта, Amnesty International рассказывает о бытующих в армии Таиланда практиках регулярных избиений новобранцев, их унижения и сексуального насилия над ними. Исследователи пришли к выводу, что подобные практики равносильны применению пыток.
В докладе «Мы были для них просто игрушками» приводятся документально зафиксированные свидетельства широко распространённой и прочно укоренившейся практики злоупотреблений в отношении новобранцев, включая несколько случаев изнасилований.
«Злоупотребления по отношению к новобранцам в тайской армии – уже давно ни для кого не тайна. Наши исследования показывают, что подобное жестокое обращение является не исключением из правил, а самим правилом, и что подобные проявления преднамеренно замалчиваются военными», — заявила Клэр Алгар, старший директор Amnesty International по исследованиям, адвокации и политике.
«Новобранцы рассказывали, как сержанты и инструкторы жестоко избивали их палками и прикладами автоматов, подвергали их сексуальному насилию и заставляли заниматься физическими упражнениями в буквальном смысле до потери сознания», — рассказала он.
«Вся иерархическая цепочка командования несёт ответственность за создание подобной системы насилия и унижения человеческого достоинства. Тайские власти должны принять незамедлительные меры для того, чтобы пресечь подобные противозаконные и унижающие достоинство практики до начала нового ежегодного призыва на воинскую службу, а также учредить комиссию по расследованию этих преступлений».
Вся иерархическая цепочка командования несёт ответственность за создание подобной системы насилия и унижения человеческого достоинства
Клэр Алгар, старший директор Amnesty International по исследованиям, адвокации и политике
Amnesty International провела 26 интервью с бывшими и проходящими сейчас военную службу рядовыми солдатами и командирами, в том числе с офицерами. Помимо физических наказаний, нынешние и бывшие призывники описали ряд способов, которые преднамеренно применялись для их унижения; в частности, их заставляли прыгать в ёмкости для сбора нечистот и есть «по-собачьи», только при помощи рта.
Сообщениям о сексуальном насилии и унижениях буквально не было конца. Опрошенные рассказывали, что командиры заставляли их мастурбировать и эякулировать друг перед другом, некоторые рассказывали, что подвергались сексуальным нападениям и были свидетелями таких нападений. Призывники-геи и те новобранцы, которых считали геями, рассказывали, что их постоянно подвергали сексуальному насилию, преследованию и дискриминации.
Наказания в форме избиений, изнурительных упражнений и унижения
Призывники подробно описали, как их всё время наказывали, избивая руками, ногами и другими способами, как командиры били их кулаками, палками, армейскими ботинками, шлемами и иногда даже прикладами автоматов.
«Ни единого дня не обходилось без наказаний, — сказал Amnesty International один из опрошенных. — Каждый раз инструкторы находили какой-нибудь повод, чтобы наказать вас: то вы недостаточно громко скандируете песни, то слишком долго принимаете душ, то недостаточно чётко выполняете приказы, то вы курили и т.д.».
Ещё один опрошенный сказал: «Одного призывника застали в тот момент, когда он выпивал. Его так жестоко избили, что я видел, как у него изо рта хлынула кровь».
Призывники также рассказали, что их в виде наказания заставляют выполнять физические упражнения, превосходящие их силы. В частности, их заставляли подолгу стоять в болезненных положениях, что часто приводило к потере сознания или травмам.
По словам одного из опрошенных, «каждый день трое-четверо человек теряли сознание. У них есть медицинская часть, куда регулярно отправляли этих людей». Другой призывник сообщил Amnesty International, что «людей, которые теряли сознание, лечили, потом возвращали в строй, где их опять заставляли выполнять эти упражнения, пока они снова не теряли сознание».
Сексуальное насилие, особенно в отношении призывников-геев
Новобранцы страдают от постоянного, переходящего все мыслимые границы сексуального насилия со стороны своих командиров. Подавляющее большинство опрошенных призывников рассказали Amnesty, что подверглись или были свидетелями сексуальных надругательств, или слышали рассказы пострадавших. Только двое из опрошенных сказали, что не сталкивались с подобным.
Девять призывников, проходивших срочную службу в девяти разных провинциях в разные годы (в течение пяти различных призывных сроков), упоминали форму коллективного сексуального злоупотребления под названием «поезд». Обычно это происходило в душевой, где голых новобранцев заставляли держать друг друга за пенисы и стоять или двигаться колонной или кругом.
Девять призывников, проходивших срочную службу в девяти разных провинциях в разные годы (в течение пяти различных призывных сроков), упоминали форму коллективного сексуального злоупотребления под названием «поезд». Обычно это происходило в душевой, где голых новобранцев заставляли держать друг друга за пенисы и стоять или двигаться колонной или кругом.
Восемь призывников, проходивших службу в течение четырёх различных призывных сроков в лагерях, расположенных в восьми разных провинциях, рассказали Amnesty International, что командиры коллективно заставляли их и десятки других новобранцев прилюдно мастурбировать и эякулировать.
Призывники, которые идентифицировали себя как геи, а также те, кого посчитали геями сослуживцы, часто становились жертвами сексуального насилия из-за своей сексуальной ориентации и гендерной идентичности, или гендерного самовыражения, в частности, их заставляли развлекать командиров и делать им массаж, иногда эти ситуации переходили в дальнейшее сексуальное насилие.
Amnesty International документально зафиксировала три случая изнасилований, одну попытку изнасилования, одну имитацию изнасилования, а также два случая, в которых призывники вынуждены были выказывать «сексуальное расположение» своим командирам, что, по всей видимости, равносильно изнасилованию. Большинство из тех, кто пережил изнасилование – хотя и не все – считали себя геями, или их считали геями окружающие.
«Эти молодые призывники вынуждены подчиняться командирам, которые подвергают их сексуальному насилию, в том числе изнасилованиям и другим видам пыток», — подчеркнула Клэр Алгар.
«Это — тяжкие преступления по тайским законам и в соответствии с международным законодательством, и ответственные за них должны предстать перед правосудием», — пояснила она.
Необходимо принять срочные меры в преддверии нового ежегодного призыва
Призыв на воинскую службу начинается в Таиланде в начале апреля и проходит в местных центра приёма новобранцев по всей стране. Молодые люди должны пройти физические и психологические тесты, чтобы их признали годными к прохождению службы. Женщины не подлежат призыву на воинскую службу.
В 2018 году 104 734 молодых людей приступили к прохождению службы из общего числа 356 978 человек, которые были вызваны повестками. Большинство призывников направляются в вооружённые силы, и начинают прохождение службы в ходе двух призывных циклов, весеннего и осеннего призывов – с апреля по май и с октября по ноябрь. Тринадцатого марта власти объявили, что воинский призыв, который должен был начаться в начале апреля, будет отложен на несколько недель в связи со вспышкой Covid-19.
Все новобранцы проходят базовую подготовку сроком от 10 недель до трёх месяцев перед отправлением в конкретные воинские части, что может потребовать дополнительного обучения.
Необходимость принять неотложные меры и комиссия по расследованию
В письменном ответе, полученном Amnesty International в ходе подготовки этого доклада, заместитель начальника штаба авиации маршал Чалермчай Шри-Сайюд заявил, что военные придерживаются политики «обращения в новобранцами как с членами семьи и друзьями».
В письменном ответе, полученном Amnesty International в ходе подготовки этого доклада, заместитель начальника штаба авиации маршал Чалермчай Шри-Сайюд заявил, что военные придерживаются политики «обращения в новобранцами как с членами семьи и друзьями».
Мало сказать, что эти заявления никак не вяжутся с выводами, представленными в этом докладе; следует отметить, что и проходившие ранее общественные протесты в связи со злоупотреблениями в отношении призывников — в том числе по поводу вызвавших много подозрений случаев смерти новобранцев — так и не привели к эффективным правовым действиям со стороны властей.
В отношении действий, которые следует предпринять в самое ближайшее время, Amnesty International настоятельно рекомендует военным принять ряд превентивных мер, в том числе выпустить приказы, открыто запрещающие все виды злоупотреблений, изложенных в докладе, обеспечить постоянное наблюдение за инструкторами со стороны старших офицеров, и проведение офицерами проверок в ночное время.
Чтобы гарантировать всестороннее и транспарентное изучение глубинных причин укоренившихся злоупотреблений, Amnesty International также призывает Национальную ассамблею Таиланда учредить комиссию по расследованию (КР) для проведения расследований и подготовки отчётов, касающихся обращения с призывниками в вооружённых силах Таиланда, а также предложить меры, необходимые для того, чтобы положить конец всем злоупотреблениям в отношении призывников и пресечь практику антигуманного обращения с новобранцами в армии Таиланда.
Данная комиссия по расследованию должна быть независимой и профессиональной, её следует обеспечить всеми необходимыми ресурсами и полномочиями получать ответы на свои вопросы от любых лиц, которые комиссия посчитает необходимым опросить — от бывших и нынешних призывников и командиров, — и получать соответствующие документы.
«После трагического случая стрельбы со множеством жертв, произошедшей в прошлом месяце в Корате, главнокомандующий вооружёнными силами страны генерал Апират Конгсомпонг признал, что армии необходимо создать каналы для подачи жалоб младшими офицерами. Чтобы все эти обещания имели смысл, военным Таиланда необходимо будет создать новое подразделение, сотрудники которого будут соответствующим образом уполномочены, обучены и оснащены, чтобы рассматривать жалобы солдат и реагировать на них», — подчеркнула Клэр Алгар.
«Не менее важно, чтобы призывники и другие солдаты могли безопасным и конфиденциальным образом подавать жалобы в Национальную комиссию по правам человека. Власти должны поощрять создание среды и культуры отношений, в которой каждый человек достоин уважения независимо от его старшинства, звания, сексуальной ориентации и гендерной идентичности».